От редакции: как уже сообщал «Джаз.Ру», 15 августа ушёл из жизни один из ведущих российских джазовых барабанщиков — Дмитрий Cевастьянов. Сообщение о его кончине вызвало поток комментариев от читателей и коллег-музыкантов, и среди них был один из наших постоянных авторов — московский джазовый трубач, композитор, педагог Олег Степурко. Редакция сочла комментарий музыканта достойным того, чтобы стать основой отдельного очерка о характерных особенностях творческого метода Дмитрия Севастьянова. Олег Степурко подготовил этот очерк, и мы предлагаем текст вашему вниманию.
Для нашего джаза Севастьянов — очень яркое и неординарное явление.
Так получилось, что хотя мне с ним и не удалось поиграть, мы с ним много общались по проблемам смещения у барабанов слабой доли в разных стилях.
Это явление мне открыл в 1980-е годы барабанщик Михаил Жуков: когда в груве слабую долю на малом барабане играют, в зависимости от стиля, то с опережением (подхлёст), то с отставанием (оттяжка). У западных музыкантов есть термины, обозначающие «подхлёст» — ahead of the beat (впереди доли) и «оттяжку» — behind the beat (позади доли).
Удивительно, но в 90-е годы мне в Москве не с кем было обсудить это явление, кроме Димы.
Помню, он приходил в мой подвальный класс в музыкальном училище на Ордынке и приносил на магнитофонных кассетах примеры необычных барабанных смещений — скажем, смещения 4-й доли из песни британской арт-роковой группы Marillion. Удивительно, но когда укажешь на это смещение, все сразу его начинают слышать, а самостоятельно услышать его никому не удается. Потом, когда я опубликовал книгу «Скэт-импровизация», то в звуковом пособии в папке «Ритмические смещения» я поместил этот Димин приём.
Я думаю, что такое тонкое проникновение в мир джазовых ритмов было у Севастьянова потому, что он — как и великие барабанщики Арт Блэйки и Джек ДеДжоннетт — стал играть на ударных, пройдя фортепианную школу. Ещё, конечно, повлияло и то, что у Димы был потрясающий, уникальный педагог — Евгений Казарян, ушедший из жизни два года назад.
Мой сын Кирилл Степурко, тоже барабанщик, плотно общался с Димой и даже однажды подменил его на джаз-фестивале в ЦДХ в дуэте с джазовой певицей, поэтому я был в курсе Диминой жизни. Дима долгое время снимал квартиру неподалёку от нас, около Савёловского вокзала, но потом отказался от съёма и вернулся в квартиру жены в ближнем Подмосковье. Когда начались ежедневные работы, он научился ночевать на репетиционной базе, на раскладушке.
ДАЛЕЕ: продолжение очерка о Дмитрии Севастьянове
Тогда, в 90-е, я как-то позвонил ему и предложил сыграть в некоммерческом проекте, но оказалось, что у Димы уже была фиксированная ставка, которая не укладывалась в наш бюджет. Такую ставку, как мне он объяснил, ему пришлось установить из-за дороговизны съёмного жилья.
Наверное, поэтому он показывался в основном с раскрученными музыкантами — с Георгием Гараняном, Денисом Мацуевым. Конечно, когда я видел Диму с этими звёздами по телевизору, мне было немножечко жаль, что он должен был играть с ними мэйнстрим и не может показать свою фанковую игру, в которой был особенно силён и парадоксален, ибо владел смещениями «подхлёст и оттяжка». Но жизнь идёт, как идет, и переиграть её невозможно.
Забавно: когда я узнал о джаз-смещениях ещё в 80-е, я не поленился и обзвонил многих барабанных звёзд, чтобы узнать, применяют ли они приём «подхлёст и оттяжка». И те, кто владели им — Владимир Васильков, Виктор Епанешников, Алексей Гагарин — мне ответили, что играют… «ровно». Они делали это подсознательно, и лишь Дима владел этим приёмом осознанно. Вот почему его игра так гипнотизировала слушателей.
Надо сказать что Дима, как бывший пианист, всегда отмечал в своём соло на ударных (вообще-то не имеющих фиксированной высоты тона) гармонию квадрата. Так, в его соло часть В — «бридж», неустойчивая часть квадрата, состоящая из цепочек доминант — отличалась от части А, в которой преобладали устойчивые тонические гармонии.
Кроме того, он владел таким редким для барабанщиков приёмом, как «двухголосное соло», когда двойной спаренной педалью он играл на басовом барабане остинатный рифф, а на барабанах при этом импровизировал песенные фразы, которые строились по законам мелодии и превращали его соло из барабанного — в вокальное. Кроме того, его соло всегда очень ювелирно отстроено по форме: с мощной кульминацией, к которой он постепенно подводил слушателя, ни на секунду не отпуская его внимания. Для этого он чередовал мощные эпизоды фортиссимо по барабанам с эпизодами пианиссимо, которые играл на стойках тарелок и барабанных обручах.
Совсем уж необычно то, как Севастьянов украшал своё соло театральными приёмами: выходил из-за установки и начинал играть по полу, по колонкам, по микрофонным стойкам, по струнам контрабаса и по раструбу саксофона, приводя в неистовство слушателей, взрывавшимися аплодисментами и… смехом. Вот уж совсем необычная реакция на барабанное соло! (Нужно заметить, что эти театрализованные приёмы идут от барабанщиков старших поколений — на московской сцене, например, это делал Борис Матвеев (1928-2006), в 50-60-е гг. — барабанщик оркестра Эдди Рознера. — Ред.)
Но мне хочется отметить проект Димы 90-х, когда он ещё не завёл фиксированную ставку звезды — это его участие в ансамбле саксофониста Анатолия Герасимова, записанном на альбоме «Yes» (Boheme Music, 1998).
Дело в том, что лично я считаю этот джазовый альбом гениальным, и мне он ближе всех чёрных опусов, от Диззи до Майлза. Ибо Герасимов впервые создал джазовый музыкальный материал, в котором наконец отразилась вся скорбь и тоска пространства 1/6 части планеты, под названием Русь.
Нечётные размеры и славянские лады, феноменально-парадоксальный и в то же время такой простой мелодизм — всё это создаёт «хуки»: крючки, которые так тебя ранят, что уже невозможно от него оторваться, как от травяного настоя, исцеляющего душу.
Один ученик рассказал мне, что ставит пьесу «Не в огне гореть (To Burn But Not On Fire)» с этого Толиного альбома на постоянное воспроизведение и целый день (а он компьютерщик) под неё работает. Я, грешным делом, тоже так иногда поступаю.
СЛУШАЕМ: группа Анатолия Герасимова, 1997, за барабанами Дмитрий Севастьянов — «Не в огне гореть (To Burn But Not On Fire)»
Фрагмент записи прямого эфира программы Константина Волкова «Московский свинг» на «Радио РаКурс», апрель 1997. Бас-гитара — Антон Ревнюк, гитара — Валерий Белинов, перкуссия — Юрий Генбачёв, сопрано-саксофон — Анатолий Герасимов.
Толя, с которым мы играли в ансамбле Локтева и ещё в 60-х вместе ездили в Артек, мне рассказал, что в США разочаровался в американском джазе и уехал в Париж, где участвовал уже не в джазовых, а в театральных проектах Хвоста (Алексея Хвостенко) и в этно-составах с арабской лютней и другими экзотическими инструментами.
Лишь вернувшись в Россию и познакомившись с молодыми русскими музыкантами, в числе которых был Севастьянов, Герасимов вернулся к джазу, но как! Игра с американскими звёздами, этно-проекты и встреча с новой генерацией русских джазменов создали такую критическую массу, которая взорвалась настоящими русскими джазовыми шедеврами. И одним из творцов этих шедевров был Дима.
Забавно, но я когда по просьбе вдовы Толи оцифровал с кассет его нью-йоркские записи, с удивлением обнаружил, что все свои хиты — и «To Burn But Not On Fire», и «Lazy», и «Мрачный грув» — он уже играл в нью-йоркском джаз-клубе в 80-е. Но там они не выстрелили, а вот с молодыми российскими музыкантами, среди которых был Севастьянов — стали всероссийскими хитами.
Конечно, некоторые могут сказать, что музыкант должен ходить на двух ногах — профессиональной и духовной. Кроме профессии, заниматься какими-то практиками, может — восточными или нашими православными. Что если бы у Димы была рабочая и вторая нога — он оставил бы после себя учеников и не только коммерческие проекты, о чём он сам сейчас безмерно жалеет. И, может быть, даже по-другому сложилась бы его судьба.
Но жизнь не принимает сослагательного наклонения, и всё в ней остаётся так, как произошло, а нам надо радоваться и поздравлять друг друга с тем, что у нас в стране был музыкант такой космической высоты. И участие Димы с гитаристом Звонковым в рок-фестивале в США, где присутствовали 200 000 зрителей, об этом ярко и точно говорит.
Нестерпимо больно, когда безвременно уходят мои студенты, а мы с Димой делали дипломную аранжировку для биг-бэнда и он блестяще показался как дирижёр, получив оценку «отлично».
Уже в 2000-е мы пересекались на фестивале «Московская осень», и Дима всегда показывал выдающуюся игру.
Дмитрий Севастьянов после таких корифеев, как Валерий Буланов, Владимир Васильков, Борис Савельев, стал одной из самых самобытных и ярких звёзд русских джазовых барабанов 1990-х и 2000-х и занял достойное место в джазовом пантеоне России. Теперь на нашем джазовом небе всегда будет ярко сиять звезда его имени.
Георгий Минеджян Продюсер звуковой студии СаундСервис
Хорошее эссе
Natalia Lomonosova Экспродюсер «Усадьба джаз», сейчас продюсер Нино Катамадзе
Искренние соболезнования родным и близким Димы в связи с постигшим их горем. Скорбим вместе с вами +++ ПОМНИМ +++
Антон Котиков джазовый саксофонист
Очень жаль
Андрей Кондаков джазовый пианист Санкт-Петербург
Дима-большой,неординарный музыкант!! Светлая память…
Igor Rattassep Джазовый пианист ФРГ
R.I.P. Очень хорошая статья! Но всё это очень Печально! Почему-то лучшие очень часто уходят раньше!
Ирина Бабошина композитор
Дмитрий Севастьянов — лучший барабанщик, которого я слышала, и благодарна Вселенной,
что имела честь знать его лично.. Рано , очень рано ушёл… Очень-очень грустно..
Олег Михайлович, спасибо, что так подробно и с душой написали о Диме и его таланте.
Igor Vysotski джазовый саксофонист США
R.I.P.
Boris Kozlov Джазовыё контрабасист США
Rest In Peace
Mikhail Zhukov Джазовый барабанщик ФРГ
Мои Соболезнования…лично не знал, но много о нем слышал…
Аркадий Шилклопер
Спасибо Олег дорогой!!! Прекрасное эссе о Диме, которое безусловно определяет его имя в джазовый пантеон России!!!
Alexey Kruglov Вечная память. Царствие Небесное Диме.
Аркадий Кириченко Freedom туба блюз-вокал
Олег, спасибо!!! Редкий был музыкант… Царствие Небесное!
Владимир Смирнов джазовый гитарист
Очень жаль, что такие прекрасные музыканты в самом рассвете уходят от нас!!! ((((
Николай Панов джазовый саксофонист ФРГ
Не могу поверить! Когда?
Мария Сёмушкина (генеральный продюсер «Усадьба джаз»)
В такие моменты не нужны слова, Света, сил Вам, а Диме, его прекрасной душе — легкого перехода..а нам печаль..
Alexey Kryukov. (саксофонист. Лидер «Круглого бенда)
Жаль, что на просторах интернета не так много видео с Димой. Хотелось бы это немного исправить. Неважно что он играл, у него всегда получалось превратить музыку во что-то особенное и завораживающие.
Прощай Димка…
https://youtu.be/gH23Z7HjqqY
Игорь Иванушкин (джазовый контрабасист)
Эх Дима, Дима …светлый был человек и уникальный музыкант!!!
Царствие небесное!!!
Анна Королёва (Саксофонистка. Вокалистка.Композитор. )
Да, особенный, талантливый, не похожий ни на кого.
Невероятно жалко.
Ира Остин (Джазовая певица)
Невероятно тонко чувствующий музыкант! Потрясающее чувство юмора….. Мне посчастливилось когда -то петь под его аккомпанемент! …..какая потеря!!!! Светлая память….
Соболезнования родным, близким и друзьям….
Alina Rostotskaya (Джазовая пеница)
Соболезнуем всей семьей… Сил духовных, Светлана! Если помощь какая-то нужна, дайте знать.
Igor Gavrilov
Димка!!!…. Вечная память настоящему человеку!
Светлана Панова (Джазовая певица)
Светлая память!!! ДИМА!!!
Мариам Мерабова (Джазовая певица) Georgia, Abkhazia, Сухум
Навсегда в сердце, в памяти… Навсегда!
Дорогой наш, любимый, лучший из всех нас Димон «Пафос » Севостьянов — АVE!….
Светочка… держитесь все… у меня нет слов.. мы знали, но все равно надеялись до последнего…((( Царствия Небесного…
Ушёл Мирный Воин…
Nick Vintskevich (джазовый саксофонист)
Соболезнуем!
Александр Бриль (джазовый саксофонист)
Вейзмир , Какая беда
Константин Горшков (джазовый саксофонист)
Прекрасный человек и музыкант! Царствия небесного, соболезную(((
Юрий Парфёнов (джазовый трубач)
Царствие небесное тебе!
Владимир Каушанский (джазовый критик)
Еще один прекрасный Человек и Музыкант покинул нас. Скорблю и соболезную близким!
Максим Тимошин (PR менеджер, исполнительный директор в компании «Джаз-клуб Le Club»)
Соболезную… царствие ему небесное…
Иван Фармаковский (джазовый пианист)
Боже мой… Как обухом по голове!
Димка… Ты настоящий герой!
С облегчением тебя.
И Царствия Небесного.
Скорбь невозможно выразить словами.
Антон Залетаев (джазовый саксофонист)
Димон, Дорогой, лети домой!
Нам будет не хватать тебя и твоей красивой, чуткой игры, твоего примера самоотдачи и любви к людям и Музыке в таком отчаянном(казалось-бы) состоянии!
Но так уж Богом устроено, что каждому свой срок. Смиряемся…
Царства Небесного!
Егоръ Шаманинъ (джазовый саксофонист)
Мои глубочайшие соболезнования!
Юрий Погиба (джазовый пианист)
Димка……….как жаль! Соболезную….
Александр Ростоцкий
Светлая память…
Masha Tarasevich · Продюсер MT Jazz Production, «Клуб Игоря Бутмана/Igor Butman Club» Smolensk Oblast, Gusino
Дима, дорогой, я знаю ты меня слышишь и все видишь… все что происходит… буду просто молиться, что бы тебе было легче… Помоги Господи… Светлая тебе Память…
Petr Ivshin (джазовый барабанщик)
Я навсегда запомню совершенно Гениальную игру Димы!!! Музыканты такого масштаба и глубины приходят очень редко!!…Дима! Огромное спасибо тебе за твою неимоверную любовь к музыке и ту фантастическую энергию и дух, который ты вкладывал в каждый звук!!!….
Анатолий Счастьев (Джазовый певец, перкуссионист) «Творческое объединение «Арбат блюз клуб»» Ярославль
Димон, помню всё! Спасибо Тебе за то, каким Ты являл себя этому миру! Ты ушёл молодым, как и Твой (наш общий) кумир, Ronnie James Dio. Люблю Тебя Очень Очень! Прости, если был не прав! LONG LIVE ROCK AND ROLL!!!
Александр Гавриков (Звукооператор в Джаз-Клуб «Союз Композиторов»)
Дима…когда я писал ваши концерты в «Союзе…» я понимал, что это было по «пионерски», но я это делал вкладывая всю свою душу…ты говорил мне, что это круто и тебе нравилось именно такое звучание…. Дим, я был окрылён и хотелось этим заниматься дальше… Ты давал надежду и уверенность в своих силах … Спасибо тебе, дорогой!!! Я никогда не забуду ни тебя, ни твоей поддержки… Ничего, надеюсь, что ТАМ мы встретимся и обнимемся… Обнимаю!!!
Этери Бериашвили (Джазовая певица)
Трудно поверить, что Димы больше нет… Огромная потеря для всех, кто его знал и хотя бы раз слышал. Царствие небесное!
Павел Корбут (Джазовый фотограф) Болгария, Blagoevgrad Province,
Я в шоке… Ушёл Димыч…
Кажется совсем недавно, в июле, я снимал выступление его с Володей Данилиным в Сан Диего и ни что не предвещало такого исхода.
Дима будем помнить тебя пока живы…
Покойся с миром …. ((((((((
Натали Брыксина
Наши соболезнования.. Перенести потерю близкого человека очень тяжело.. Быть рядом до конца, не терять терпения и мужества.. Сил Вам, Света и умиротворения..
Felix Lahuti (фанк-скрипач)
Змея меняет кожу, куколка становится бабочкой, лёд водой, вода паром, всё текуче и переменчиво, ничто ниоткуда не приходит и никуда не уходит, такова природа вещей. Таковы и мы.
С любовью отпускаю поток сознания, который вчера мы знали, как барабанщика Диму Севастьянова.
Желаю тебе крутого трипа, бро!
Андрей Раздобудов (Барабанщик автор «Школы игры на ударных инструментах». Волгоград)
сегодня 47 обозначилось…. а время не спрашивает…. не стало Димы…. Севастьянова , его фамилия…. те, кто в теме отечественного джаза знают этого открытого и всегда стремящегося к постижению искусства игры на барабанах ( он учился со мной — это помню!) …. желание узнать новое … и новее было его планкой, которую он ставил себе и преодолевал …. и каждый шаг был смелым… и каждый шаг был новым… он не боялся… он шёл…. и вот сейчас новый шаг — мы не знаем его… этот шаг за грань нам и не только нам….
НЕИЗВЕСТНЫЙ…
ОН СДЕЛАН….
ПРОСТИ НАС, ДИМА, ЧТО НЕ РЯДОМ МЫ….. В СМЫСЛЕ ДРАЙВА , ГРУВВА…. И ТЕМ БОЛЕЕ, СВИНГА…..
ЛЕТИ…… ЛЕГКО ЛЕТИ…. МЫ МОЛИМСЯ…
Мы уверены, что на перепост комментариев из закрытой группы в социальной сети получено разрешение владельцев группы, которые сделали её закрытой именно чтобы избежать публичности?
В 1990г. в Гнесинке на Ордынке собирал фанк-рок состав, уже был Л.Николаев на саксофоне, В.Иванов на клавишах, А.Харламов на басу. А с барабанщиком была беда. Слышу в зале кто-то занимается, и звучание то, что я хотел, оказался Дима Севастьянов. Он уже тогда выделялся своей самобытностью, когда мы записывались в студии, он не хотел делать дубли, тогда все писалось полностью живьём на бабину. Он очень был музыкален, его аккомпанемент раскрывал соло солистов, а его соло вдохновляли энергетикой. Рад что у меня сохранились эти уникальные записи 20-ти летнего Димы, и в его 20-ти летнем соло уже тогда был слышен весь потенциал Дмитрия Севастьянова. Дима, ты в этой жизни сыграл замечательное соло, жаль, что кода наступила так быстро….
Григорий Шило