Валерий Коннов |
В ночь на 18 августа в Самаре скончался учёный и джазовый пианист Владимир Виттих. 9 июля текущего года ему исполнилось 77. Продолжительное время он боролся с тяжёлым заболеванием.
Владимир Андреевич был известным ученым, доктором технических наук, профессором, в последние 20 лет — директором Института проблем управления сложными системами Российской Академии наук (ИПУСС РАН), но он также был джазовым пианистом и сумел оставить яркий след в истории советского джаза.
И в моей жизни Володя сыграл очень большую роль.
Нас познакомил в самом начале 70-х трубач Борис Брюханов. Он учился с Виттихом в Куйбышевском Политехе (ныне Самарский государственный технический университет), и там они вместе начинали играть джаз. Какое-то время мы втроём играли у Володи в квартире, где имелся рояль и контрабас, а я приносил «тройник» (малый комплект ударных инструментов. — Ред.). Вспоминаю об этом с удовольствием. Играть с Виттихом было для меня большой школой. Из этих занятий получилась пара передач на Куйбышевском телевидении под названием «Домашнее музицирование».
А в 1974 году Виттих пригласил меня на работу в вычислительную лабораторию кафедры АСУ Куйбышевского авиационного института, где я проработал четыре года, но это предопределило мою профессиональную деятельность на 20 лет вперёд.
В январе 1975 он направил меня в Ленинград, где мы с коллегой три с половиной месяца изучали ЕС ЭВМ, а всё свободное время проводили в джаз-клубе «Квадрат». Это послужило мощным толчком для меня, и я по возвращении в Куйбышев стал активно возрождать деятельность джаз-клуба.
Таким образом, встреча с Володей, Владимиром Андреевичем стала для меня судьбоносной, не побоюсь этого слова.
Безмерно жаль, что уходят такие талантливые люди. Хочу выразить соболезнование родным и близким. Светлая память!
С разрешения авторов предлагаю очерк о Владимире Виттихе из книги Игоря Вощинина и Юрия Хмельницкого «Джаз в Самаре вчера и сегодня», 2013.
Марш энтузиаста Виттиха
Профессор, доктор технических наук, один из руководителей НИИ Академии наук РФ, специалист, активно участвовавший в процессе административной реформы и информатики в правительстве Самарской области, Владимир Виттих занимает в истории джаза губернии особое место, и вот уже более полувека не оставляет музыку.
Вообще же Вова Виттих проявил музыкальные способности довольно рано — в шестилетнем возрасте. Началось, как это часто бывает, с игры. Он ставил перед собой вешалку, превращая её в нотный пульт, на котором раскрывал снятую с книжной полки толстую «Историю ВКПб» и, вглядываясь в строчки, старательно колотил пальчиками по столу, при этом что-то напевая. Нечто подобное он видел в доме у тети, где стояло настоящее пианино. Внимательная мама заметила интерес ребенка к музицированию и отвела его в детскую музыкальную школу. На вступительном прослушивании Вова очень старательно и громко спел «Марш энтузиастов», ставший символом его дальнейшего жизненного пути. «Слух и способности у мальчика имеются, — сказали в школе. — А у вас пианино-то дома есть? Нет? Тогда давайте запишем ребенка в класс скрипки». Но мама была категорически против скрипки и пообещала взять инструмент напрокат. Случилось так, что Володя познавал азы музыки, сидя за одной партой с Лёней Вохмяниным, который сегодня — известный композитор, заслуженный деятель искусств России. После окончания музыкальной школы Владимиру настоятельно рекомендовали продолжить музыкальное образование, но он поступил в Индустриальный институт, как позже оказалось, самый джазовый ВУЗ в городе.
ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка о Владимире Виттихе, МУЗЫКА
Первое знакомство с джазом у Владимира Виттиха началось в 50-х годах с грампластинок и радиопрограмм Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». Тогда же он стал по слуху подбирать популярные мелодии и пытался их сам обрабатывать. Сокурсником Виттиха в институте оказался Борис Брюханов, заболевший джазом с детства, когда впервые услышал трубу Луи Армстронга. Как-то во время очередной студенческой «мобилизации на картошку» Володя увидел и услышал, как Боб «лабает» на баяне знаменитый «Караван», и почувствовал в нем родственную душу. Чуть позже Борис Брюханов стал одним из лучших джазовых трубачей Куйбышева, а с Виттихом их надолго связала любовь к джазу.
В 1958 г. скромный институтский ансамбль Виттиха стал основой для нового оркестра под управлением Льва Бекасова. А еще через год Виттих становится одновременно пианистом оркестра Бориса Любимова, сменив за роялем в Дзержинке одного из авторов этой книги.
В 1962 г. Владимир Виттих, разумеется, стал одним из организаторов куйбышевского джаз-клуба, но вскоре уехал в новосибирский Академгородок, где активно занимался наукой и защитил кандидатскую диссертацию. Академгородок в легендарные шестидесятые годы был в Советском Союзе подлинным островком свободы. Туда приезжали опальные поэты и писатели, там пел Александр Галич и, конечно же, звучал джаз. Власти смотрели на всё это сквозь пальцы, не решаясь особо беспокоить цвет советской науки.
Здесь Владимир Виттих продолжил активные занятия джазом и собрал ансамбль, который выезжал с концертами и в другие города. Триумфальным стало в 1967 г. появление ансамбля на [первом в СССР] международном джазовом фестивале в Таллине. В программе ансамбля была и собственная пьеса Виттиха «Листок из детского альбома», результат увлечения автора музыкой Брубека, Монка и других мастеров современного джаза. Фирма «Мелодия» записала пьесу на сборный виниловый диск рядом с ансамблями США, Швеции, Финляндии и Польши. Таким образом, Владимир Виттих стал первым куйбышевским джазовым музыкантом, записавшимся на грампластинку. Именно куйбышевским, хотя ансамбль на фестивале представлял Новосибирск.
СЛУШАЕМ: Ансамбль Владимира Виттиха на Таллинском джазовом фестивале, 1967 — «Листок из детского альбома»
Сам Виттих считал Академгородок счастливым, но переходным этапом своей жизни, и в 69-м вернулся в Куйбышев. Тем не менее, влияние нашего земляка на развитие новосибирского джаза отмечают все музыковеды. У него в ансамбле играл в то время начинающий барабанщик Сергей Беличенко, сегодня очень известный музыкант и джазовый продюсер. Там же начинал 18-летний трубач Игорь Широков, сегодня живущий и успешно работающий в Германии (Игорь Широков умер в январе 2014 г.: см. биографический очерк «Джаз.Ру». — Ред.) А на Таллинском фестивале Широкова услышал Анатолий Кролл и подошел к Виттиху с просьбой: «Володя, можно я этого юношу заберу к себе в оркестр?». Позже Игорь играл у Лундстрема, у Вайнштейна, у Саульского, выступал и с собственными ансамблями. А в 2008 г. Широков специально приехал в Самару и в Доме ученых на джазовом вечере играл с Владимиром Виттихом, с которым не виделся 40 лет.
Вернувшись в Куйбышев, Владимир Виттих продолжал заниматься наукой, защитил докторскую диссертацию, заведовал институтской кафедрой, возглавлял академический НИИ, хотя музыку не оставил и частенько дома садился за рояль. Его великолепный «Блютнер» сегодня дома на почетном месте, хотя и пережил немало переездов. При очередной смене квартиры рояль не вписался в габариты лестничной клетки, пришлось выставлять оконную раму и подавать инструмент в квартиру строительным краном. Именно в этой квартире потом, к неописуемой «радости» соседей, устраивались концерты трио с участием Виттиха (рояль), Бориса Брюханова (контрабас) и Валерия Коннова (барабаны). Тогдашний музыкальный редактор Куйбышевского телевидения Валентин Шпичинец выпустил две передачи под названием «Домашнее музицирование» с живым участием названного трио.
Владимир Виттих и в науке, и в творческом мире человек сегодня очень известный. Среди его близких друзей — режиссер Эльдар Рязанов. Дружил Владимир и с Андреем Вознесенским. А с Василием Аксёновым они до последних дней писателя постоянно общались и в Москве, и в Самаре, и в США. Профессор Виттих постоянно выезжал на какие-то международные симпозиумы и конференции. Там нередко случались сюрпризы. Так, после симпозиума в американском Бостоне на банкете Виттих сел за рояль и начал играть джаз. Все зарубежные коллеги-ученые дружно раскрыли рты. Владимир решил порадовать устроителей симпозиума и заиграл мелодии из «Серенады Солнечной долины». Позже, к удивлению самого Виттиха, один из американских коллег по науке долго выяснял, что такое он играл и кто такой Гленн Миллер.
В Самаре Владимира Виттиха на концертах и дружеских тусовках тоже усаживают за рояль. На бенефисе артиста драмтеатра Бориса Заволокина Владимир вышел на сцену, сел за рояль и к своему ужасу обнаружил, что инструмент никак не реагирует на нажатые клавиши. Какое-то время пианист пытался обуздать строптивый рояль, пока сам Заволокин не вышел на сцену и не отключил заклинивший модератор-заглушку. Артист не стал уходить со сцены и начал петь под аккомпанемент вдруг зазвучавшего рояля. А публика в зале приняла все случившиеся за отрепетированную шутку. Этот случай имел еще одно последствие. Музыкальный руководитель театра Марк Левянт убедил худрука Петра Монастырского, что их театру не к лицу иметь такой безобразный рояль. Вскоре за кулисами появился новый великолепный инструмент, который прозвали роялем Виттиха.
В 90-е годы устроителям джазовых фестивалей раза два удавалось убедить Виттиха выйти на сцену. А в 1999-м он записал в студии на авторский диск известные джазовые мелодии и собственные сочинения, в том числе песни на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и Эльдара Рязанова. Весь тираж диска был раздарен друзьям и коллегам. А Эльдар Рязанов был просто в восторге, получив альбом в канун дня рождения.
Сегодня профессор Виттих — весь в науке. Но сам он считает, что работа ученого и джазового музыканта близки и схожи. Основа джаза — импровизация, в результате которой сиюминутно рождается новая музыка. В науке тоже спонтанно возникают идеи, которые затем в ходе jam session (используя джазовый термин) часто завершаются важным открытием. Да и самой работе ученого присущ джазовый swing — напряжение мысли, азарт, внутренняя энергия, вдохновение и характерное возвышенное состояние души.
СЛУШАЕМ: сольная запись Владимира Виттиха, 1999