15 августа после продолжительной болезни ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены — Дмитрий Севастьянов.
Более двух лет он с помощью своей семьи, друзей и коллег-музыкантов мужественно боролся с тяжёлым заболеванием. По его воле эта ситуация не становилась известна широкой публике.
Дмитрий Севастьянов родился во Владивостоке 7 мая 1970 г. в семье музыкантов. Он вырос в Благовещенске, административном центре Амурской области, в 8000 км к востоку от Москвы. В Благовещенске Дмитрий получил музыкальное образование по классу фортепиано, а барабанами позднее овладел самостоятельно; именно это он считал основой своего ощущения гармонии и ритма.
В первой половине 1990-х гг. Севастьянов влился в московскую музыкальную сцену. Он был чрезвычайно востребован в джазовых кругах, хотя не считал себя чисто джазовым музыкантом и много работал в рок-группах, записывался как студийный музыкант с эстрадными исполнителями и композиторами (Юрий Антонов, Алексей Глызин, Александр Добронравов). Тем не менее, наиболее широко Дмитрий был известен джазовой и пограничной филармонической аудитории: много лет подряд он выступал с пианистом Денисом Мацуевым, саксофонистом Георгием Гараняном, кроссовер-проектами братьев Ивановых, петербургским мультиинструменталистом Давидом Голощёкиным.
Севастьянов стал первым барабанщиком фьюжн-группы композитора и саксофониста Анатолия Герасимова, когда тот вернулся в Москву после 23 лет жизни на Западе. Его игра звучит на записанных в 90-е годы альбомах этого коллектива «Yes» (Boheme Music, 1998) и «Живой ракурс» (ArtBeat Music, 2013), а в мае 1998 Дмитрий выступил с этой группой в Нью-Йорке на II фестивале им. Сергея Курёхина: тогда с группой Герасимова вышли на сцену саксофонист Чико Фриман и перкуссионист Сиро Баптиста. С ансамблем пианиста Игоря Бриля и его сыновей-саксофонистов Дмитрия и Александра в 1999 г. Севастьянов играл в Канаде на Монреальском джазовом фестивале.
ВИДЕО: 1999, прямой эфир телепрограммы Дмитрия Диброва «Антропология» — квартет Георгия Гараняна (альт-саксофон): Михаил Иванов (клавишные), Андрей Иванов (контрабас) Дмитрий Севастьянов (барабаны)
httpv://www.youtube.com/watch?v=O2bc9fHeYSc
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Дмитрия Севастьянова
Среди тех, с кем работал, записывался, гастролировал Дмитрий Севастьянов — пианист Леонид Винцкевич, продюсер, композитор и басист Алекс Ростоцкий (альбомы «Boiled Borsht» на американском лейбле Pope Music, 1998, и «Oriental Impress» на российском L-Junction, 2000), вокалист и клавишник Сергей Манукян, авангардный саксофонист Владимир Чекасин, клавишник Антон Севидов (впоследствии — лидер всемирно известной российской поп-группы Tesla Boy: Севастьянов входил в его фанк-фьюжн-группу конца 1990-х Citric Acid), пианист Яков Окунь и буквально десятки других российских, европейских и американских музыкантов.
Были у Дмитрия и собственные проекты: фанк-рок-группа The Whales и электронный рок-дуэт с гитаристом Андреем Звонковым Zoolect, с которым Дмитрий выступил в Сиэтле (США) на рок-фестивале с 200-тысячной аудиторией и выпустил две работы на ArtBeat Music: аудиоальбом «ZHR (Zvonok Hip Rock)» в 2012 и бокс CD+DVD «Embryolody / Live at Alexey Kozlov Club» в 2014.
ВИДЕО: Дмитрий Севастьянов с ансамблем братьев Михаила (фортепиано) и Андрея (контрабас) Ивановых — соло в пьесе Хуана Тизола «Caravan» 11 апреля 2010, КЗ им. Танеева, Владимир.
httpv://www.youtube.com/watch?v=gDU92YeTAZM
«Джаз.Ру» выражает глубокое соболезнование семье Дмитрия, жене Светлане и их детям.
АУДИО: группа Анатолия Герасимова, 1997, за барабанами Дмитрий Севастьянов — «Не в огне гореть (To Burn But Not On Fire)»
Фрагмент записи прямого эфира программы Константина Волкова «Московский свинг» на «Радио РаКурс». Бас-гитара — Антон Ревнюк, гитара — Валерий Белинов, перкуссия — Юрий Генбачёв, сопрано-саксофон — Анатолий Герасимов.
15.08. ушёл Дмитрий Cевастьянов.
5.08. ушёл Дмитрий Cевастьянов.
Для нашего джаза – Севастьянов это очень яркое и неординарное явление.
Так получилось, что хотя мне с ним и не удалось играть, мы с ним много общались по проблемам смещения у барабанов слабой доли в разных стилях.
Это явление, мне открыл барабанщик Миша Жуков, когда в груве слабая доля на малом барабане играется, в зависимости от стиля, то с опережением (подхлёст), или с опережением (оттяжка).
Сейчас и уже и на Западе стали отмечать это явление и даже есть термины обозначающие «подхлёст» — Ahead Of The Beat и «оттяжку» — Behind The Beat.
Удивительно, но в те, 90-е годы мне в Москве не с кем было обсудить это явление, кроме Димы.
Помню он приходил в мой подвальный класс на Ордынке и приносил примеры необычных барабанных смещений. Так как-то он принёс мне пример смещения 4-й доли из песни британской арт-роковой группы Marillion.
Удивительно, но когда укажешь на это смещение, все сразу его начинают слышать, а самостоятельно это услышать никому не удается.
Потом, когда я опубликовал книгу «Скэт-импровизация», то в звуковом пособии в папке «Ритмические смещения» я поместил этот приём.
Я думаю, что такое тонкое проникновение в мир джазовых ритмов было у Димы потому, что он также, как Арт Блейки и Жак ДеЖонет стали барабанщиками пройдя фортепианную школу. Ещё конечно повлияло и то, что у Димы был потрясающий педагог — Женя Казарян, ушедший 2 года назад.
Мой сын Кирилл, тоже барабанщик плотно общался с Димой и даже однажды заменил его на джаз-фестивале в ЦДХ, где там он играл дуэтом с джазовой певицей, поэтому я был в курсе Диминой жизни.
Дима долгое время снимал квартиру неподалёку от нас около Савеловского вокзала. Но потом он отказался от съёма и вернулся в квартиру жены в ближнем Подмосковье, а когда начались ежедневные работы, то он научился ночевать на репетиционной базе на раскладушке.
Как-то тогда, в 90-е, я ему позвонил и предложил сыграть в некоммерческом проекте, но оказывается, у Димы была фиксированная ставка, которая не укладывалась в наш бюджет. Такую ставку, как мне он объяснил, ему пришлось установить из-за дороговизны съёмного жилья.
Наверное, поэтому он показывался в последнее время с уже раскрученными музыкантами – с Гараняном, Мацуевым.
Конечно, когда я видел Диму с этими звёздами по ТV, мне было немножечко жаль, что он должен был играть с ними мейнстрим и не может показать свою фанк игру, в которой был особенно силён и парадоксален, ибо он владел смещениями «подхлёст и оттяжка».
Но жизнь так идёт, как идет, и переиграть её уже потом не возможно.
Забавно, когда я узнал у джаз-смещениях ещё в 80-е, я не поленился и обзвонил многих барабанных звёзд, чтобы узнать, применяют ли они приём «подхлёст и оттяжка».
Так оказалась те, кто владеют им – Васильков, Ипанешников, Гагарин – мне ответили, что играют «ровно». Ибо делали это подсознательно, и лишь Дима владел этим приёмом осознанно. Вот почему его игра так гипнотизировала слушателей.
Конечно нестерпимо жаль, когда безвременно уходят мои студенты, а мы с Димой делали дипломную аранжировку для биг-бенда и он блестяще показался, как дирижёр, получив отлично.
Мы с ним, уже в 2000-е, пересекались на фестивале «Московская осень» и Дима всегда показывал выдающуюся игру.
Дима Севастьянов, после таких корифеев, как Буланов, Васильков, Савельев стал одной из самых самобытных и ярких звёзд русских джаз-барабанов 90-х и 2000-х.
И он занял достойное место в джазовом пантеоне России, и теперь на её джазовом небе всегда будет ярко сиять звезда по имени
ДМИТРИЙ СЕВАСТЬЯНОВ.
Вот почему я хочу закончить этот мини-некролог стихами:
Драгоценный ты наш, Дима
Здесь познал ты много практик.
Грувы, как у Серафима
В них огонь больших галактик.
https://cloud.mail.ru/public/Damn/xnz7d6ka1
Восхищался его мужеством и самообладанием! Я знал, что он борется с тяжелым недугом. И все же использовал каждую возможность выходить на сцену. Помню, как он блестяще отыграл в концерте на 70-летии Михаила Окуня.
Светлая память Диме.
Irina Robinson (Томаева) джазовая певица США:
17 августа в 5:02
Наш однокашник по Гнесинке и коллега, с которым много лет стояли на одной сцене… Он называл меня Ириноджя, а я его Дзимоджя..))) Это было как позывной, с самой студенческой скамьи, все эти годы.
Кто жил в гнесинской общаге (ДУУЗИ), тот конечно помнит его неповторимые шутки, например, выкрики среди ночи в открытое окно: «Всем барабанщикам собраться в коридоре!!!» или: «Ты давай-давай-даваааай!!!» :)
Или когда он вставал со скрещенными на груди руками, особым способом закрывая один глаз…это была его «фишка» :) Думаю, многие помнят.
Он жил прямо над нами, и мы становились невольными слушателями его ежедневных занятий с палочками на дощечке (точно не знаю, что он там использовал, но слышимость была идеальная). Иногда это меня очень сердило, особенно, если приходила из института уставшая, и хотела отдохнуть. Но Дзимоджя занимался не зря. Мы все это впоследствии увидели.
Слова бессильны.
Прощай, друг! Да упокоит Господь твою душу…Спасибо что ты был. Спасибо за музыку. Мы будем помнить о тебе.
Антон Севидов (Тесла бой) джазовый пианист:
Кажется, мне было 13, я уже ходил к Mikhail Okun на уроки на Ордынку. В одну из суббот, после занятий, в зал вошли ребята, и среди них был Дима. Через несколько минут ребята начали репетировать. Помню, что все они играли очень круто. Но от Димы просто невозможно было оторваться. У меня просто отвисла челюсть. Я не понимал, как такое может происходить? Я реально вижу то что я сейчас вижу, а главное, слышу?
Позже, я ходил на множество джемов и концертов, и всегда жадно слушал и следил за тем как играет Дима. Это всегда было феерично
Прошло примерно два года, и я осмелился подойти и спросить у Димы — не хочет ли он со мной играть в группе? С моей стороны это была конечно наглость, хоть меня уже и знали в джазовой тусовке Москвы, но я был абсолютно зелёный, да и было мне 15 лет, а Диме 25. Каково же было моё удивление, когда Дима сразу согласился, сразу заявив, что он вообще любит рок музыку, и очень здорово, что я играю современные вещи, выходящие за рамки джаза.
Это был потрясающий счастливый период совместной игры и дружбы. Множество фестивалей, клубов и выступлений на радио. Дима стал мне старшим братом, так важны мне были его мнение и оценки. И он очень поддерживал меня, когда я остался без отца — звонил почти каждый день и вытаскивал меня репетировать.
Никогда и ни с кем я не получал такого удивительного накала страстей в игре. Он был по-настоящему гениальным. Нет, не барабащик, нет, он просто был гениальным музыкантом и гениальным человеком.
А о том каким удивительным чувством юмора он обладал, об этом вообще можно писать отдельную книгу. Кажется половина моего юмора — это от него. Мы всегда бесконечно смеялись и веселились. Юмор был неотъемлемой частью Димы.
В последнюю нашу встречу, он сказал, что не знает сколько еще проживёт, и что очень удивлён друзьями, которые бросились его спасать. А я сидел тогда, смотрел на него и подумал, а вдруг я вижу его в последний раз? К несчастью, это оказалось правдой.
Дима, спасибо, что ты был в наших жизнях, спасибо за музыку, которую мы играли вместе. Спасибо за твою любовь.
С Димкой мы были земляками — оба приехали учиться в Гнесинское уч-ще из Благовещенска, жили в ДУУЗИ. Общались не часто, но очень по-человечески тепло, стараясьдруг друга поддерживать в сумасшедшей круговерти Москвы. Всегда поражала его спокойная уверенность в наших силах, его оптимизм. Помню, что палочки барабанные он из рук не выпускал и, Боже мой, какие кульбиты он этими палочками вытворял!!!…По окончании училища пути наши разошлись и мы не общались. Когда же мы через много лет созванивались, ощущение было такое, словно только что жарили картошку на кухне в ДУУЗИ. Говорил, что без жилья, что много и интересно работает, но мешают боли в спине (грыжи). С восторгом и восхищением говорил о дочери. Он был эрудитом, увлекался историей, много читал.Был, конечно, непростым человеком, но невероятно самобытным, ни на кого не похожим. Музыкантом он был фантастическим и разносторонним. При этом был хорошим, добрым ЧЕЛОВЕКОМ…Большая потеря. Светлая память тебе, Дмитрий!
Самородок из дальневосточных «каторжан». Хочу сказать о его маме Ларисе Дмитриевне Севостьяновой -зав кафедрой была долгие годы в музыкальном училище города Благовещенска( ныне уничтоженного чиновниками) Пианистка-педагог высший класс. Воспитала целую кагорту замечательных людей и пианистов. Вся их семья и папа его отменные музыканты. Можно очень много сказать и вспомнить…. хвала и светлейшая память этой выдающийся музыкальной семье. Дмитрий -это Ломоносов ударных. Сам пришёл пешком и все сделал. Народ сейчас смотрит и слушает всякую гадость. Эх зря не знает настоящих талантов и героев. Браво Артист!!!
Честь и Слава Дмитрию!!!Эго творенье живёт в наших сердцах!!!Мы будем помнить….Диму до конца дней наших..!!! Браво!!!!!!!