Весной 2017 года на санкт-петербургском лейбле «Бомба-Питер» московский саксофонист Анатолий Осипов выпустил дебютный альбом, записанный дуэтом с пианистом Алексеем Наджаровым. Альбом называется «Postjazz». Для тех, кто не хочет читать много букв глазами, а предпочитает их услышать, этот текст доступен в виде подкаста, в котором можно послушать и музыку с альбома. Подкаст вышел на «Джаз.Ру» 10 июля, потому что именно в этот день Анатолию Осипову исполнилось 30 лет.
Год назад Анатолий впервые выступил как один из авторов нашего издания: после европейской джазовой выставки-ярмарки Jazzahead!, где впервые был представлен объединённый стенд российской джазовой сцены, Осипов описал для «Джаз.Ру» свой опыт участия в большом международном мероприятии в качестве одного из артистов-участников стенда (см. «Бременская выставка Jazzahead! глазами участника: рассказывает саксофонист Анатолий Осипов»). Надо сказать, упорный труд молодого музыканта вызывает уважение: Анатолий понимает, что писать яркую авторскую музыку и качественно её играть — это только первый шаг, нужно ещё приложить усилия к тому, чтобы эта музыка стала известна за пределами твоего непосредственного окружения.
Выход альбома готовился долго. Его первый, презентационный тираж был сделан год назад как раз для выставки в Бремене. Но теперь всё уже по-серьёзному: альбом выпущен уважаемой фирмой грамзаписи, где выходят пластинки джазменов Андрея Кондакова, Вячеслава Гайворонского, Владимира Волкова, композитора Олега Каравайчука, не говоря уж о рок-группах «Пикник», «Наутилус Помпилиус» и т. д.
Анатолий Осипов родом из Самары, города-миллионника в тысяче километров к востоку от Москвы. Там молодой музыкант изучал классическое фортепиано в музыкальном училище, но в возрасте 22 лет переехал в Москву, чтобы учиться джазовому исполнительству в Московском городском университете культуры и искусств, ныне Институт культуры. В 2014-м он окончил университет и весной 2015 дебютировал как лидер собственного ансамбля на ярославском фестивале «Джаз над Волгой». Журнал «Джаз.Ру» (бумажный №1-2015) писал тогда:
…молодое трио из Москвы […] представило одну из самых запомнившихся программ фестиваля-2015: тенор-саксофонист Анатолий Осипов играл собственный авторский материал в трио, где пианист Алексей Наджаров и барабанщик Пётр Талалай без басового инструмента создавали яркие, активные звуковые фактуры — то разреженные, то плотные, но неизменно живые, эмоциональные, как и инспирирующий их авторский материал Осипова. Анатолий появился на большой московской сцене не так давно […], но его стремление играть нестандартно, нешаблонно и «от себя» было, в принципе, заметно с первых шагов. Теперь, набрав опыт, Осипов звучит уже не только как дебютант с амбициями: у него вырисовалось собственное артистическое лицо — и достаточно оригинальное, так как впрямую он никого в особенности не имитирует, пытаясь найти собственный голос и манеру. Это непростой путь, и оступаться на нём легче, чем овладевая сокровищами джазовой истории путём их точного воспроизведения. Тем важнее моменты, когда молодому музыканту удаётся захватить аудиторию художественно значимым высказыванием и повести за собой — как и произошло в Ярославле.
Осипов не только солист: как сайдмен он играет впечатляющие соло в тематических репертуарных программах оркестра «Круглый бенд» саксофониста Алексея Круглова, исследует экзотические музыкальные культуры в «Ансамбле средиземноморской деконструкции» пианиста Григория Сандомирского и даже исполняет общедоступный поп-джаз в оркестре Святослава Текучёва Good Sound Men
Возвращаясь к дебютному альбому Анатолия Осипова, нужно отметить, что он записан в едва ли не самом сложном ансамблевом формате — дуэте. В дуэте невозможно отсидеться за ритм-секцией или сэкономить силы, готовясь к нечастым соло, как это происходит в бóльших составах. Есть только музыкальный материал и непрестанное взаимодействие двух равноправных солистов, требующее от них неослабевающей концентрации внимания, чтобы развитие материала не превратилось в чередование домашних заготовок партнёров, а вело к построению в реальном времени на сцене или в студии импровизационной композиции, которую невозможно повторить — можно только пересоздать заново. Ну или послушать запись, если исполнение было записано. Нельзя не признать, что у Анатолия Осипова на дебютном альбоме очень сильный, едва ли не идеальный партнёр. Пианист Алексей Наджаров сам принадлежит к поколению молодых лидеров российской импровизационной музыки, тоже играет в самых разных составах весьма разнообразную музыку и при этом сам серьёзный композитор современного склада: ведь он окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Как писал «Джаз.Ру» всё в том же репортаже с фестиваля в Ярославле в 2015, это «безусловно придаёт его фортепианной игре в импровизационной идиоме дополнительные измерения — острое ощущение формы, умение выстроить целую архитектурную звуковую конструкцию вокруг заявленной солистом темы».
Альбом дуэта Анатолий Осипов — Алексей Наджаров «Postjazz» доступен к приобретению в физической форме на компакт-диске в обширной системе дистрибьюции продукции лейбла «Бомба-Питер», а в цифровом виде его можно приобрести в iTunes и Google Play, а также слушать онлайн в сервисе «Яндекс.Музыка».
CD на сайте лейбла | Альбом в iTunes| Альбом в Google Play
Слушать альбом онлайн в сервисе «Яндекс.Музыка»:
Мои любимые музыканты, круглобендовцы! Поздравляю!
15 октября дуэт можно будет услышать на Лео Фесте в клубе Алексея Козлова!