16 мая отметил 50-летие петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров, а 19 мая в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся концерт, посвященный этому событию. С Филармонией джазовой музыки Гасана Багирова связывает многолетняя дружба, которая началась с победы на джазовом конкурсе имени Дюка Эллингтона. Тогда, в 1993 г., основатель Филармонии — мультиинструменталист Давид Голощёкин — заметил талантливого музыканта и предложил ему сотрудничество. Последовали совместные проекты: цикл концертов «Вечер джазовой скрипки», ансамбль «Четверо»…
А начинал Гасан Багиров творческий путь с хорового училища при Санкт-Петербургской капелле, а затем за его плечами оказались и училище им. Мусоргского, и Санкт-Петербургский государственный университет (институт) культуры, но уже по специальности «джазовая гитара». Сейчас у музыканта очень насыщенная творческая жизнь: концерты, гастроли и работа в качестве музыкального руководителя нового петербургского джазового ресторана, White Night (набережная реки Фонтанки, 59): концерты и джемы там проходят каждый день. Музыкант ведёт также активную педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском институте культуры.
Гасан Багиров добрый, светлый и очень общительный человек. Конечно, время для интервью было найти не так просто, но нам всё-таки удалось встретиться и поговорить.
У Гасана Багирова-исполнителя и Гасана Багирова-слушателя одинаковые предпочтения в музыке?
— Я считаю, что любая музыка имеет право быть — как и любой театр, только если это не театр абсурда. Исполняю я то, что мне близко, то, что я слышу внутри. А как слушатель, я воспринимаю разную музыку — обожаю Чайковского, Моцарта, Баха. Полифония действует на меня магически. Я слушаю и вокалистов — и не только джазовых: эстрадных и конечно, классических. Мне интересно, как артисты ведут себя на сцене, любопытны их вокальные приёмы, то, как они подают материал и т.д. Конечно, то, что я слушаю — это гораздо шире того, что я исполняю. А мои основные темы — джаз, блюз, фламенко-джаз и классика в джазе. И я заметил, что ко всему этому есть огромный интерес не только в Петербурге, но и в других городах России.
Джаз, блюз, фламенко-джаз, классика в джазе… А трудно ли вам перестраиваться с одного стиля на другой?
— Раньше было трудно, потому что надо было «лезть далеко на полку», чтобы приблизить стиль к себе, вложить внутрь, скажем так, в оперативную память. Сейчас это гораздо проще, всё настолько уже на «рабочем столе» — все проекты, все разные стили… но не всегда удается сделать такие программы. Полистилистика в одном концерте — это сложно, но интересно!
А как публика воспринимает фламенко-джаз?
— Это самая популярная программа. На концертах всегда аншлаг. Даже те люди, которые далеки от джаза и гитары, говорят, что фламенко их очень вдохновляет на какие-то свершения. И я верю в это, потому что фламенко — энергичная музыка с зажигательными ритмами, и наверняка ещё и многовековая история этого стиля как-то магически действует на людей. И когда на сцене есть акустическая гитара, я всегда исполняю фламенко-джаз, потому что на электрогитаре эта музыка звучит намного мягче. Вообще в целом это другая эстетика звука.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Гасана Багирова, ВИДЕО
А как насчёт рока?
— Да, наверное, как и все гитаристы, я играл рок в юности, мне очень нравились Led Zeppelin, AC/DC, Deep Purple, я пересматривал видеоуроки гитариста Ингви Мальмстина. Я и сейчас иногда играю, когда есть возможность, так сказать, «на большом звуке»: когда есть активные ударные, бас-гитара, помогающие наладить огромную звуковую амплитуду. И ещё, кстати, иногда играю что-то близкое к блюз-року.
Мне показалось, что ваша дискография не так велика…
— У меня есть альбом, записанный джаз-клубом «Квадрат», и две пластинки с Давидом Голощёкиным (я был приглашенным сессионным музыкантом). А позже я пригласил Голощёкина в свой альбом, где он исполнил две моих композиции. Есть эстрадный альбом — «Романтическая гитара». Кстати, он оказался самым популярным, продавался во Франции, Англии и странах Скандинавии. Я даже знаю, что в Ницце был случай, когда мои знакомые ехали в такси, а там звучали мои записи. Значит, это было востребовано. И этой осенью я хочу закончить новый альбом, который называется «Электрический город», в котором будут сочетаться разные стили, в том числе и эстрада и smooth jazz. Это, конечно, более массовая музыка. А в Москве, где я провел десять лет, мною как сессионным музыкантом записано много эстрадной музыки. И московская публика в большей степени знает меня как популярного артиста, там я меньше позиционировался как джазовый музыкант. Правда, в последнее время московские музыканты уже признают меня как джазмена. В столице я тратил много времени на менеджмент, мне постоянно нужно было куда-то ехать, вести переговоры. Здесь ситуация спокойнее, и я думаю, пройдёт немного времени, и я созрею для нового джазового альбома.
А вы переслушиваете свои записи?
— Иногда. Сначала мне не всё нравилось, но сейчас я уже спокойнее их слушаю, я бы там кое-что исправил, но надо смотреть вперёд, нужно думать о созидании нового. На моём юбилейном концерте и Владимир Борисович Фейертаг, и Давид Семенович Голощёкин говорили, что мой потенциал ещё полностью не раскрыт. И я согласен с этим, надо развиваться, двигаться и учиться — это самое главное.
А почему вы не остались в Москве, а вернулись в Петербург?
— Захотелось вернуться, потому что здесь живут близкие мне люди, прежде всего — моя мама. Кроме того, в Москве жить нелегко. Творческий материал постоянно накапливался, а серьезно заниматься и жить размеренно — утром репетиции, вечером джемы, концерты — у меня не получалось. Здесь мне комфортнее. И еще я мало гастролировал, сейчас это всё возобновляется. Недавно я был в Риге на юбилее певицы Ольги Пирагс, которая считается первой леди латвийского джаза. Она недавно выступала в Москве, но я надеюсь, что она побывает и в Питере. А недавно мне предложили быть солистом в Государственной джазовой филармонии, и я не смог отказаться. Да и мой родной вуз (Санкт-Петербургский институт культуры) пригласил меня преподавать… А Москву никто не отменял, и я при случае туда езжу и выступаю.
А с какими музыкантами вам больше всего нравится сотрудничать?
— Я работал с разными музыкантами — и с эстрадными, и с джазовыми. Прежде всего, важен человеческий фактор. Профессионализм в принципе не обсуждается, а человеческие отношения для меня выходят на первый план.
Разумеется, есть музыканты, творчество которых на вас повлияло…
— Да, их много, но, прежде всего, это профессионалы, которые сумели принести в мир что-то гуманитарное, какую-то великую идею, в том числе это и Джанго Райнхардт, и Уэс Монтгомери. Я это понял в процессе моего становления как музыканта. Многое сделала моя мама, которая водила меня в хоровое училище и на различные концерты. Затем я учился джазовой гитаре у Александра Старостенко. Я благодарен Давиду Семеновичу Голощёкину за возможность войти в питерский джазовый мэйнстрим. И Виктору Михайловичу Лебедеву — руководителю эстрадно-джазового факультета в Институте культуры, он приглашал меня к себе в кабинет, играл свою музыку, мы общались, и это меня очень впечатляло и вдохновляло. А теперь уже говорят, что и я своей жизненной позицией вдохновляю людей, студентов и молодых исполнителей. И это нормально: чтобы идти своей дорогой полезно анализировать чужой жизненный музыкальный опыт. Преемственность очень важна.
Какие у вас творческие планы?
— Я сейчас серьёзно занимаюсь вокалом с профессиональным индивидуальным педагогом. Постановка голоса, создание тембровой палитры — мне это очень нравится: хотя я профессионально пел в хоре, но это было давно. Тем более это был все-таки хор, а я хочу развивать навыки солиста. Если быть проще и откровеннее — я хотел бы хотел петь джаз. Скэтом я и до этого владел, но после занятий всё становится лучше, точнее, увлекательнее… Ещё может быть осенью, ведь год у меня юбилейный, я сделаю эстрадную программу. И, конечно, буду растить смену: в нашем вузе много талантливых студентов.
ВИДЕО: Гасан Багиров и его ансамбль. Вечер джазовой гитары.
Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки, 29 сентября 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=q6Q3vjJ40lY