22 мая отмечает 18-й день рождения Культурный центр «ДОМ» — центральная московская площадка авангардных направлений музыкального искусства. С первых дней ДОМа, когда им ещё руководил создатель клуба Николай Дмитриев (1955-2004), в его программах важное место занимали экспериментальные направления джазовой музыки. Поэтому естественно, что в день официального празднования 18-летия ДОМа там выступит дуэт ярких представителей авангардного джаза — Matthew Shipp / Ivo Perelman Duo (США — Бразилия), американский пианист Мэтью Шипп и бразильский саксофонист Иво Перельман.
С начала 1990-х гг. Мэтью Шипп остаётся одной из наиболее значительных фигур на мировой сцене джазового авангарда. За это время Шипп, всегда стремившийся к выходу из тесных для него рамок джазового канона, а в идеале — к переписыванию оного, создал солидный каталог записей, многие из которых стали эталоном красоты и изобретательности в так называемой «новой» музыке.
Мировая музыкальная критика поёт Шиппу, живущему с середины 80-х в Нью-Йорке, хвалебные оды за изобретательность, новаторский подход и уникальное сочетание смелости с глубоким лиризмом. За свою долгую карьеру он часто отходил от «свободного» джаза, забредая на такие музыкальные территории, как новая композиторская музыка, электроника и даже хип-хоп. В частности, известны его совместные проекты с гремевшей в начале 2000-х формацией Antipop Consortium, которую он подписал на авангардный лейбл Thirsty Ear сразу же после приглашения курировать там новую музыкальную серию, а также с DJ Spooky. А среди джазовых его соратников — такие громкие имена, как Дэвид С. Уэр, Уильям Паркер (оба — прежде всего в составе легендарного David S. Ware Quartet), Роско Митчелл, Джо Моррис, Дэниел Картер, Мэтт Манери, Майкл Бизио и многие-многие другие.
В одном из интервью Шипп, посещавший Москву с концертами в различных составах как минимум трижды, как-то признался, что лишь с очень немногими музыкантами ему по-настоящему комфортно играть вместе. И именно с ними он при всяком удобном случае старается повторить уже случившийся однажды счастливый опыт абсолютной взаимной телепатии. Хотя Шипп не называет имён, можно с уверенностью утверждать, что саксофонист Иво Перельман во втором десятилетии XXI века уверенно вошёл в число избранных. В этом нет ничего удивительного: обоих интеллектуалов-очкариков роднит одинаковый возраст (Перельман родился на месяц позже Шиппа), некоторая отстранённость (которую некоторые ошибочно принимают за мизантропию) и макабрический, как это ни парадоксально звучит, оптимизм.
Никогда раньше не приезжавший в Россию бразильский виртуоз Иво Перельман покинул родной Сан-Паулу ради учёбы в бостонском музыкальном колледже Бёркли, который бросил (по примеру Майлза Дэйвиса, не высидевшего в Джульярдской консерватории и года?) уже после первого семестра, перебрался в Лос-Анджелес и полностью посвятил себя исполнению экспериментальной музыки. После записи дебютного альбома «Ivo» Перельман уехал в Нью-Йорк, где в июне 1996 г. записал с контрабасистом Уильямом Паркером и барабанщиком Рашидом Али один из своих самых важных альбомов «Sad Life». В нём есть всё: и отголоски неистовой нежности Леандро «Гато» Барбьери, и пронзительная мелодика гимнов и маршей Альберта Айлера, и, самое главное, триумфальное возвращение Джона Колтрейна из «межзвёздного пространства» на грешную землю. Один из музыкальных критиков отметил, что ничего грустного в этом альбоме нет. И это не удивительно, так как Перельман наверняка использовал прилагательное в названии в том же самом смысле, что и язвительный, но добрейший в глубине души Майлз Дэйвис, когда тому в 1964 году в редакции журнала DownBeat ставили записи Эрика Долфи и Сесила Тэйлора.
В том же 1996 г. Перельман стал выступать и записал первые два альбома с Шиппом: «Cama De Terra» и «Bendito of Santa Cruz». Остатки последней сессии позже появились на диске «Brazilian Watercolour». Потом их пути на полтора десятилетия разошлись, потому что, согласно логике Дао, время главных совместных свершений тогда ещё не пришло. Второй этап сотрудничества музыкантов начался, когда обоим перевалило за 50, и произошло это под омофором Лео Фейгина, основателя и бессменного руководителя легендарного британского лейбла Leo Records. Музыка дуэта так полюбилась Лео, что он дал музыкантам карт-бланш на запись стольких альбомов, сколько они пожелают. Итак, в текущем десятилетии Перельман и Шипп уже записали на Leo более дюжины (!) совместных альбомов с участием вышеупомянутых Морриса, Бизио, Манери и Паркера, а также Джералда Кливера и Уита Дики, из них четыре — чисто дуэтных: «The Art of the Duet, Volume One», «Callas», «Complementary Colors» и «Corpo».
На начало 2017 главным для музыкантов являлся студийный альбом «Corpo», для обложки которого они сфотографировались без одежды — что символизирует, по-видимому, отказ от всех надуманных условностей, возвращение к истокам и диогеновской абсолютной простоте жизни. Мэтью Шипп сказал о нём так: «Это вершина всего, что Иво и я создали вместе за эти годы. При записи этого диска и при его последующем прослушивании словно звон колоколов раздавался в моей душе, словно знак, что это — космический апофеоз дуэта «Перельман/Шипп». Наш альбом «Callas» стал нашим личным прорывом, ну а «Corpo» — наивысшее его достижение. Когда-то очень давно Иво и я пообещали друг другу достичь совершенства в языке и космосе совместного музицирования… В мире нет ничего даже отдалённо похожего на достигнутый результат. Я надеюсь, что этот диск найдёт свою аудиторию».
А месяц назад Leo Records превзошёл сам себя, выпустив семидисковый (!) бокс совершенно новых записей дуэта под названием «The Art of Perelman — Shipp». В честь этого грандиозного события музыканты отправляются в короткое европейское турне, и Москва наконец-то увидит и услышит этот примечательный дуэт.
Перед выступлением в российской столице саксофонист Иво Перельман дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.
Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: Peter Gannushkin (DowntownMusic.Net) |
Поскольку вы приезжаете в Москву с Мэтью Шиппом и недавно выпустили семитомное издание совместных с ним записей, не могу не спросить о вашем сотрудничестве. В чём для вас специфика работы с ним? Влияет ли на вас разнообразие его музыкальных вкусов?
— Хотя я люблю играть с разными музыкантами, в наших отношениях с Мэтью Шиппом есть что-то особенное. Я чувствую себя абсолютно свободным и в то же время ощущаю поддержку. Как будто работает одно музыкальное мышление. Мы вместе участвовали в разных проектах и концертах, и всякий раз это завораживает — не важно, дуэт это, трио, или квартет, он всегда изумляет меня. Мэтт — бесконечный источник идей. Дуэт с ним — это настоящий феномен. В отсутствие третьего и четвёртого участника мы способны взаимодействовать напрямую, и наше общение — это очень духовно насыщенное путешествие, похожее на транс.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Иво Перельмана, ВИДЕО, контактные координаты, билеты
Вы неоднократно обращались к бразильской музыке, используя её как своего рода отправную точку для собственного творчества. По-прежнему ли это так? Можете ли вы сказать, что музыка, которую вы создаёте в последнее время, каким-либо образом связана с Бразилией?
— В начале карьеры я работал с бразильскими народными мелодиями. Всё поменялось, когда в конце 1980-х я переехал в Нью-Йорк и стал играть с фри-джазовыми музыкантами. Я убедился в том, что можно просто играть то, что от тебя требует текущий момент. Я называю это спонтанной композицией, когда ты не можешь себе позволить такую роскошь, как карандаш, чтобы записать музыкальную мысль. Это значит, что тебе нужно стать чрезвычайно внимательным к тому, что тебя окружает, и это даёт тебе дополнительный уровень творческой энергии. Но музыка, которую я создаю в последнее время, очень близка бразильской. Я храню те гармонические и мелодические структуры, которые слышал всё время, пока жил в Бразилии.
Вы также обращались к еврейскому музыкальному наследию. Используете ли вы сейчас какую-либо народную музыку как источник вдохновения?
— Нет.
Используете ли вы сейчас другие инструменты, помимо саксофона?
— Нет.
Почему вы перестали учиться в Бёркли?
— Потому что я не был готов посвятить себя систематической методологии в изучении музыки. Я тогда играл музыку, в основном, на слух. Сейчас, будучи куда более зрелым, я отчасти жалею, что бросил Бёркли, потому что понимаю, что практика и дисциплина могут только повысить уровень музыкального образования.
Верно ли, что спонтанная импровизация — главное, чем вы сейчас занимаетесь?
— Да.
В прошлом году вы выпустили серию записей в составе трио. Этот вид ансамбля наиболее важен для вас? Что вы можете сказать о дуэте, квартете и более крупных ансамблях?
— Да, трио — тот формат, в котором мне очень нравится работать. Но мне нравится также работать и в дуэте. Особенно, когда другой музыкант обладают такой степенью чуткости, как у Мэтью Шиппа, Мэта Манери или Джо Морриса.
Кого вы могли бы назвать своими главными партнёрами, не считая Мэтью Шиппа?
— Мэт Манери, Джо Моррис и Карл Бергер.
Помогает ли вам сегодня опыт работы аранжировщиком для оркестра?
— Когда я в течение года не играл на саксофоне, а сосредоточился на занятиях с оркестром как дирижёр, композитор и аранжировщик, я не был уверен, что поступаю правильно. Я боялся, что после года без саксофона мне будет очень трудно вновь начать на нём играть. На самом деле, вышло всё наоборот. То, что мне пришлось заниматься музыкой без саксофона и учиться, как писать музыку в разных стилях и для разных ансамблей (от малых составов до большого оркестра), невероятно помогло мне в освоении музыкального языка.
На вашем альбоме «Children of Ibeji» есть версия песни «Tom’s Diner», которую поёт Сюзанн Вега. Как возникла эта идея? Слушаете ли вы сейчас чужую музыку, влияет ли она на вас?
— «Tom’s Diner» в то время беспрерывно играла по радио и всё время звучала у меня в ушах, так что я решил записать её без раздумий прямо в студии. Сегодня я слушаю самую разную музыку — популярную, джазовую, классическую, и благодаря этому моё музыкальное мышление остаётся свежим.
ВИДЕО: Ivo Perelman/Matthew Shipp Duo в нью-йоркском клубе Stone, 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=LHTySvm87Rg
Культурный Центр ДОМ: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236
22 мая, начало в 20.00. Стоимость билетов в офисе КЦ ДОМ в предварительной продаже — 1300₽, в день концерта — 1700₽. Стоимость электронных билетов 1625₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени. КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН