Певица Анна Бутурлина и её «Джаз в двух действиях»: как это было

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

report17 февраля в концертном зале Центрального Дома художника прошёл концерт «Джаз в двух действиях», который певица Анна Бутурлина готовила как свой «камбэк» — возвращение на сцену после перерыва в несколько месяцев, связанного с рождением второй дочери. Хотя на самом деле Анна после рождения ребёнка уже выступала и в проектах Анатолия Кролла, и с оркестром им. Олега Лундстрема, и много где ещё — это действительно её первый большой сольный концерт с тех пор, как певица ушла, так сказать, «в декрет».

Концерт готовили давно, готовили очень серьёзно — речь и о продюсерской работе команды Андрея Солдаткина, вылившейся в давно заслуженный Бутурлиной аншлаг и даже переаншлаг (люди сидели в зале даже на ступеньках лестниц!), и о собственно музыкальном труде. Труд приложили все: и сама Анна Бутурлина, её постоянный музыкальный партнёр — пианист Алексей Беккер, и работающая с ней в последнее время одна из лучших московских ритм-секций — басист Макар Новиков и барабанщик Александр Зингер. Была подготовлена обширная программа, два отделения — те самые «Два действия» из названия концерта. В первом отделении звучали песни на русском языке, причём из самых разных источников: из советских кинофильмов, из мультиков, даже из репертуара рок-группы «Моральный кодекс»… Объединял этот песенный материал один важный параметр: те, кто писал его (в 50-е, 60-е, 70-е и так далее), хорошо знали и любили джаз, и в их композиторской работе пусть исподволь, но проглядывали джазовые элементы.

Анна Бутурлина, Александр Зингер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Анна Бутурлина, Александр Зингер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Анна Бутурлина и Алексей Беккер, которые сделали все аранжировки для новой программы, в сущности, не осовременили этот материал: они просто выявили эти джазовые элементы, вынесли их на поверхность. Анне и её музыкантам оставалось только исполнить материал максимально выразительно — что и было исполнено: всё-таки на отечественной сцене сейчас мало найдётся равных Бутурлиной в глубоком проникновении в материал — и в умении подать его аудитории не только максимально музыкально, но и максимально артистично. Учитывая, что она сейчас работает в Театре Стаса Намина — именно как артист музыкального театра! — это и не удивительно; но при этом на российской джазовой сцене такой уровень артистического представления материала — редкость, и безусловная заслуга Анны Бутурлиной то, как упорно и последовательно она шла именно к такой подаче материала, работая над ней годами.

«Джаз в двух действиях», Москва, Центральный Дом художника, 17.02.2017
Алексей Беккер, Анна Бутурлина, Макар Новиков, Александр Зингер. Фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
« из 9 »

В концерте участвовали два специальных гостя. Первым, в первом «действии», был Даниил Крамер. С ним Бутурлина исполнила «Песенку о хорошем настроении» Анатолия Лепина на стихи Вадима Коростелёва. Симптоматично, что в оригинале, прозвучавшем в первом после «эпохи разгибания саксофонов» советском фильме, где был широко представлен джаз — «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова (1956) — это был наименее джазовый номер. Юная Людмила Гурченко спела там бодрый эстрадный фокстротик в типичной эстрадной аранжировке тех лет, хотя и сыгранной джаз-оркестром Эдди Рознера. У Бутурлиной же, напротив — как и во всём концерте — джазовая природа материала была доведена до максимальной концентрации, не в последнюю очередь благодаря неожиданному эпизоду, в ходе которого между ударной установкой Александра Зингера и роялем Даниила Крамера развернулась забавная дуэль — вот только рояль выступал не в своей обычной роли, а как перкуссионный инструмент.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «Песенка о хорошем настроении» (Анатолий Лепин, Вадим Коростелёв, из кинофильма «Карнавальная ночь», 1956).
«Джаз в двух действиях», Москва, Центральный Дом художника, 17.02.2017. Даниил Крамер — ф-но, Макар Новиков — бас, Александр Зингер — ударные.
httpv://www.youtube.com/watch?v=mYHYe2Is4a8

Во втором отделении тоже был специальный гость — тоже пианист и тоже народный артист России, бэндлидер, в оркестре которого два десятилетия назад началась профессиональная деятельность юной джазовой вокалистки: Анатолий Кролл. Второе отделение было полностью посвящено джазу. Американскому джазу. Джазовым стандартам, что уж там греха таить. И это, по общему свидетельству, тоже было великолепно: Анна показала, что и стандартный англоязычный репертуар в её руках подвластен такому же глубокому проникновению и такой же проникновенной, артистичной передаче, как и отечественный.
ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о концерте «Джаз в двух действиях» и ещё ВИДЕО! 

В заключение хочу привести мнение слушателя. Автор этой записи в Facebook — архитектор, но музыке не чужд и сам играл в молодости на ударных инструментах; однако, как он сам признаётся, с творчеством Бутурлиной раньше он не был знаком…

…Поражает, насколько уверенно и тактично, нежно и остроумно музыканты существуют (и сосуществуют) на сцене. Певица как будто с ленивым наслаждением дегустирует каждую ноту, наслаждается каждым вдохом и извлекаемым звуком. Она подобна айсбергу, который безмятежно и уверенно бороздит океан, являя миру только десятую часть своего потенциала.
А как виртуозно подобран и аранжирован репертуар! В первом отделении только отечественные песни — уже сами по себе замечательные, но Анна своим исполнением так вдохнула в них новую жизнь, так душу свою вложила, что они прозвучали как совершенно новые авторские композиции. Второе отделение полностью посвящено американскому джазу и не менее восхитительно. Даже название подобрано прямо в точку — «Джаз в двух действиях»: иногда действительно напоминает театральный перформанс — у музыкантов и особенно у Анны артистичность почти зашкаливает (в самом хорошем смысле).
Отзываться можно только в самой превосходной степени. Всем неравнодушным к музыке настоятельно рекомендую не пропустить это чудесное явление — Анна Бутурлина и её верное трио рыцарей-виртуозов…

Дмитрий Туманов

ВИДЕО: Анна Бутурлина — «Летающие лошади» (Сергей Никитин, из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании», 1979).
«Джаз в двух действиях», Москва, Центральный Дом художника, 17.02.2017. Алексей Беккер — ф-но, Макар Новиков — бас, Александр Зингер — ударные.
httpv://www.youtube.com/watch?v=LbKyIqzCcWA




реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяК 75-летию композитора Юрия Маркина «Круглый Бенд» представит альбом его биг-бэндовых крупных форм
Следующая статьяПортугальский импров-состав Rodrigo Amado Motion Trio в Москве: впечатления слушателя
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя