27 ноября в московском клубе «Гластонберри-паб» состоится очередной фестиваль свинговых танцев и музыки — «Свинговый бум». О фестивале рассказывает его идеолог и продюсер — контрабасист и вокалист Олег Усманов, в 80-е прославившийся как лидер рокабилли-группы «Мистер Твистер», а в последние годы возглавляющий свинг-оркестр «Пижоны».
Олег Усманов |
Можно ли танцевать под джаз? Сейчас, в начале третьего тысячелетия, это нормальный вопрос. Но он бы прозвучал глупо в первой половине прошлого века. Ведь в 1910-1940-е в Америке, а потом и во всем мире, джаз был, мягко выражаясь, популярной музыкой. Попсой, которая звучала по радио, под которую ели и пили в барах и ресторанах, под которую влюблялись, расслаблялись и… танцевали.
Под диксиленд и рэгтайм танцевали чарльстон, фокстрот и еще две дюжины танцев, названия которых сегодня помнят всё меньше людей. Ищущим рекомендую «Jazz Dance: The Story Of American Vernacular Dance» Маршалла Стёрнса и Джин Стёрнс («Джаз-дэнс: история американского бытового танца»), книгу, которую мне давал почитать Алексей Козлов.
В середине 1930-х сотни тысяч людей еженощно танцевали под свинг — именно этот музыкальный стиль был наиболее популярен — в танцзалах от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Только в гарлемский «Савой» приходило по 1000 человек, чтобы потанцевать танец, который стал впоследствии известен как «линди-хоп». Тогда на сценах Америки блистали биг-бэнды Каунта Бэйси, Бенни Гумана, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера, Арти Шоу, ЧикаУэбба — впрочем, как и десятки других, менее известных джазовых составов. И все они — от Атлантики до Тихого океана — играли на танцах: в концертных залах тогда проводились лишь классические концерты.
Шло время, пришла и ушла Вторая мировая война, и биг-бэнды почти вымерли: денег на развлечения у людей стало меньше, и гастроли больших оркестров стали невыгодны. Но танец — веселый и заводной — выжил. И даже прижился в оккупированной Европе, хотя сильно упростился, и его производные стали в итоге называться рок-н-роллом.
Как раз в 1950-е мировая музыкальная культура завершила джазовый виток своего развития. С рождением бибопа джаз ушел на интеллектуальную — и совсем не танцевальную — орбиту.
Новой поп-музыкой стал рок-н-ролл, и Луи Армстронга сменил Элвис Пресли. Но танцы никуда не делись, и в фильмах с участием Билла Хэйли и других рок-н-ролльщиков толпы и приглашенные актёры танцуют практически неизменный линди-хоп. Начиная с 1950-х, танцоры-энтузиасты в Германии стали развивать буги-вуги — еще один из свинговых танцев. К 1980-м буги-вуги оформился, окреп и даже породил не совсем танцевального отпрыска — акробатический рок-н-ролл. Тем временем шведские энтузиасты отыскали корифеев свинговых танцев в Америке и возродили линди-хоп. Ныне свинговые танцы имеют тысячи приверженцев повсюду в мире, являясь досугом людей разных возрастов. Свинг танцуют точно также, как танго, латину, хастл и другие социальные (не бальные и не спортивные) танцы — от Калифорнии до Франции, от Норвегии до Турции, от Гонконга до Тель-Авива. В России свинг появился в конце 1990-х и набирает силу — с географией от Хабаровска до Калининграда.
Совместив, как говорится, «приятное с приятным», энтузиасты-москвичи создали фестиваль «Свинговый Бум». Это не ещё один стандартный джаз- или рок-фест. В нём танцы и музыка тесно дружат. Музыканты из всех стран бывшего СССР играют свинг, джаз, буги-вуги, рок-н-ролл, блюз, сёрф и другие традиционные стили. А сотни танцоров из всех концов страны получают море удовольствия, танцуя под эту музыку. Да так, что посторонняя публика смотрит на танцующих, как зачарованная.
Помимо того, фестиваль интерактивный: семь мастер-классов для всех желающих дают признанные мастера свинговых танц-стилей — буги-вуги, линди-хоп, чарльстон, бальбоа, шег, блюз, а также ска.
Помимо танцевально-музыкальной программы в рамках фестиваля проводятся выставки ретро-автомобилей, работают ретро-бутик и салон причесок 1930-1950-х.
Музыканты, играющие свинговую музыку — оптимисты, и публика, приходящая на такие концерты, естественно, обладает тем же складом характера. Поэтому словами передать необыкновенную атмосферу «Свингового Бума» невозможно. Попавший на мероприятие человек испытывает позитивный культурный шок. Фестиваль уникален тем, что музыка и танцы здесь органично объединены, так же как классика «дружит» с балетом. Люди, увлекающиеся свинговыми танцами, гармонично развиты, имеют спортивные наклонности, обладают хорошим вкусом и высоким интеллектом.
Фестиваль проходит с 2001 года в клубах, а также на открытом воздухе на Горбушке, в Саду Эрмитаж, на Поклонной горе в московских парках: Горького, Сокольники, Фили. «Свинговый Бум» был и в гостях у «Петроджаза» в петербургском Мюзик-холле.
В воскресенье 27 ноября в московском клубе «Гластонберри-паб» зрителя ждут музыка и танцы, яркие костюмы и феерическое движение, позитивный настрой и неиссякаемая энергия. Они увидят 300 пар, 8 часов танцующих в стильных костюмах, услышат 15 музыкальных коллективов, одетых по моде 30-40-50-60-х годов, и поймут, что свинг вне моды, но всегда в стиле.
Три зала — свинговый, рок-н-ролльный и блюзовый — с отдельными музыкальными и танцевальными программами откроют свои двери с 15:00 до 23:00.
Сайт фестиваля; оперативные новости фестиваля
ВИДЕО: «Свинговый бум» в «Гластонберри-пабе», 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=1BXhpbEWWU4