25 ноября в рамках фестиваля «Джаз осенью — Impro» , организованного Гёте-Институтом в Москве, в культурном центре «Дом» играет легенда европейского фри-джаза — бескомпромиссный германский саксофонист Петер Брётцманн (Peter Brötzmann). В честь своего 75-летия музыкант выступит в Москве в двух разных формациях: в первой части концерта — дуэтом с американкой Хизер Ли (Heather Leigh), играющей на педальной стил-гитаре, а во втором отделении — в составе трио, в котором с ним играют контрабасист Джон Эдвардс и барабанщик Стив Ноубл.
Анонсируя выступления Брётцманна в России полтора года назад, «Джаз.Ру» писал:
…Когда равновесие в мире вновь пошатнулось, всё, что в такой ситуации может делать артист, — это кричать о несправедливости, войне и насилии, подчеркивая, что важен каждый голос. Брётцманн кричал об этом пятьдесят лет; и хотя, по его собственному признанию, в нём всё ещё много гнева и недовольства по отношению к происходящему вокруг, невозможно не отметить, что с годами музыка Брётцманна стала мелодичнее и в некоем первобытном смысле — более блюзовой. Музыка Брётцманна — по-прежнему крик, столь же мощный, что и раньше, но еще более пронзительно-эмоциональный. Сейчас Петер говорит, что гораздо лучше понимает то, что хотели сказать своей музыкой гиганты «старого» джаза, повлиявшие на него в молодости, — Коулман Хоукинс, Сонни Роллинз, Бен Уэбстер — и настаивает: всё, что он делает, находится в плоскости именно джазовой традиции игры на саксофоне.
Перед концертом в Москве Петер Брётцманн во второй раз за два года ответил на вопросы обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.
Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» |
Почему для вас сейчас так важно играть с Хизер Ли? В чём особенность вашего дуэта?
— Прежде всего, она женщина. Во-вторых, она вдвое моложе меня. В-третьих, я не знал, что это за инструмент — ПЕДАЛЬНАЯ СТИЛ-ГИТАРА. В-четвертых, я знаю всё об игре с басом и ударными, играл всю жизнь с лучшими исполнителями на этих инструментах, поэтому мне очень интересно играть с таким странным инструментом, я испытываю вдохновение и с помощью Хизер, с помощью её игры, переношусь в какие-то неизвестные пространства.
Часто ли вы сейчас играете дуэтом? Если да, то кто ваши главные партнёры и что для вас особенно важно в игре с ними?
— Да, я люблю дуэты. Впрочем, иногда я прибегаю к этому формату и из экономических соображений. Положение в мире не улучшается, времена биг-бэндов прошли. Посмотрите мою дискографию: большинство моих партнёров — барабанщики.
У вас было множество трио с басом и барабанами. В чем специфика трио с Джоном Эдвардсом и Стивом Ноублом?
— Они оба очень опытные музыканты, физически сильные, и принадлежат традиции потрясающей британской школы. Кроме того, мне приятно с ними ездить.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Петера Брётцманна, контактная информация, билеты
Вы говорили о важности барабанщиков для вас. Что вы можете сказать о басистах, контрабасистах? Как вы определяете их роль?
— В 1960-е имела место эмансипация контрабаса благодаря музыкантам вроде Скотта ЛаФаро или Гэри Пикока, их было много. Это было важным этапом. Бас закладывает фундамент в группе (как Билл Ласуэлл в Last Exit), а это то, что нужно мне как традиционалисту. Это не означает, что у баса нет всех возможностей и свободы играть, что он хочет. Но главная задача — давать ОСНОВУ.
В последний раз вы приезжали в Москву в начале 2015 года. Какие проекты за это время были самыми интересными и впечатляющими?
— Все. Но самые впечатляющие всегда в будущем.
Что вы можете сказать об опыте игры в качестве приглашенного музыканта в группах Defibrillator, Konstrukt, ICI Ensemble, Laboratorio Musicale Suono C?
— Можно приносить с собой опыт, страсть, умения, и я надеюсь, что привносить в их музыку свой способ игры и свое понимание джазовой музыки.
Открыли ли вы в последнее время каких-нибудь молодых или просто новых для себя музыкантов?
— Я рад, что нашел Хизер. Или, лучше сказать, она нашла меня. Но при этом мне хотелось бы знать, где прячутся все эти ребята после того, как каждый семестр их в таких больших количествах выпускают из музыкальных заведений.
В каких интересных местах вы недавно побывали?
— В Боготе, Сан-Сальвадоре, Хакодатэ.
Пишете ли вы картины в последнее время?
— Жаль, что в году не 730 дней. То есть МАЛО, НЕДОСТАТОЧНО.
Что вы думаете о том, что происходит со свободной импровизационной музыкой в Европе последние несколько лет?
— НИКАКОГО ПРОГРЕССА В НОВОМ ПОКОЛЕНИИ.
ВИДЕО: Peter Brötzmann UK Trio, Любляна (Словения), 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=Xz0BFhl9LHU
КЦ «ДОМ» (Б.Овчинниковский пер., 26, м. Новокузнецкая, тел. (495)953-7236).
Стоимость билетов на этот концерт: в предварительной продаже — 1300 р., в день концерта — 1700 р.