22 сентября в Культурном центре «ДОМ» выступит дуэт известных мастеров норвежской импровизационной сцены — вокалистка Сидсель Эндресен (Sidsel Endresen) и Стиан Вестерхус (Stian Westerhus) — гитара, электроника. Концерт проводится при поддержке посольства Королевства Норвегия в России. Информационные партнеры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».
Уроженка северного норвежского города Тронхейм, норвежская певица и вокалистка Сидсель Эндресен переехала в Осло в 1976 г. и с этого момента стала одной из самых значительных фигур на норвежской и международной музыкальной сцене. Сидсель — частая гостья на престижных джазовых фестивалях в Скандинавии, Европе, США, Канаде, Китае и Японии. Начав свою карьеру с фьюжн и камерного джаза в 1980-х и 90-х годах, Сидсель уже тогда приобрела «звёздный» статус. Но в середине 90-х Эндресен стало тесно в джазовых рамках, и она довольно быстро переключилась на импровизационную и так называемую «новую» музыку — и в настоящее время Сидсель считается одним из главных в мире исполнителей и исследователей в области вокальной импровизации и так называемых расширенных голосовых техник.
Из «доимпровизационного» периода карьеры Сидсель нужно выделить существовавший в 90-х годах созданный ею квартет с выдающимися норвежскими и британскими музыкантами (Нильс-Петтер Молвер, Джанго Бэйтс и Йон Кристенсен); их альбом «So I Write» вышел на престижном лейбле ECM, с которым Сидсель после этого стала сотрудничать на постоянной основе. А в 1992 началась история её, пожалуй, самого известного партнёрства, продлившейся, к слову, целых 12 лет — дуэта со звездой норвежской джазовой сцены пианистом Бугге Вессельтофтом. Результатом этого сотрудничества стали три альбома.
ВИДЕО: Sidsel Endresen & Bugge Wesseltoft, 1999
httpv://www.youtube.com/watch?v=_ePLts2-B6I
На новом этапе карьеры среди тех, с кем работает Сидсель — наиболее интересные норвежские и европейские импровизаторы, занимающиеся «новой» музыкой: Кристиан Валлумруд и Хельге Стен, известный многим под псевдонимом Deathprod (трио Merriwinkle), Фил Минтон, Марк Сандерс и Люк Экс (квартет Speeq), тот же Молвер, Столе Сторлоккен (Supersilent), Хокан Корнстад, Джазовый оркестром Тронхейма и др.. Она также часто выступает соло, много преподаёт как в Норвегии, так и за рубежом, работает на радио, телевидении и в театре, тесно сотрудничает с престижным джазовым фестивалем в Молде и фестивалем экспериментальной музыки Punkt в Кристиансунне.
То, что делает Сидсель на сцене, можно определить как непрерывную глоссолалию, некое зашифрованное сообщение на выдуманном языке, как правило заключённое в мелодическую форму. В её фантастической сказке витает идея необходимости создания некоего нового «надъязыка», который смог бы заменить языки существующие, но на современном этапе развития человечества всё больше становящиеся бессмысленными, поскольку люди в современном мире понимают друг друга все меньше и меньше.
ДАЛЕЕ: подробности о втором участнике дуэта, контактная информация, ВИДЕО
Во время же выступлений дуэта Сидсель с не менее оригинальным и уже получившим известность 37-летним норвежским гитаристом Стианом Вестерхусом, с которым она часто сотрудничает в последние годы и в дуэте с которым впервые приезжает в Москву, у присутствующих создаётся впечатление, что они попали на другую планету и просто оказались невольными свидетелями очень важного — иногда спокойного, а иногда и крайне эмоционального разговора двух местных жителей. Стиан использует четыре гитарных стека, создавая невероятные стереоэффекты, и множество ножных процессоров — иногда создаётся впечатление, что он буквально танцует на сцене. В своём творчестве Вестерхус умело совмещает композицию (он пишет музыку для симфонических оркестров) с импровизацией, часто использует необычные тембры, не похожие на гитарные. Вестерхус иногда играет эмбиент, реже — фри-джаз, иногда — академический авангард, но с уверенностью можно сказать, что его игра стоит на мировой экспериментально-авангардной сцене особняком. В мае этого года Стиан представлял в Москве свой пятый сольный альбом «Amputation (House of Mythology)» — это был уже второй его визит в российскую столицу: впервые Стиан приезжал в 2015-м, поразив посетителей кинотеатра «Музеон» собственным музыкальным озвучиванием классики советского немого кино — фильма «Арсенал» Александра Довженко (1928).
NEW: Интервью Стиана Вестерхуса
Перед выступлением в Москве обозреватель Джаз.Ру Григорий Дурново взял интервью у Стиана Вестерхуса.
Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» |
Различается ли ваша манера игры в зависимости от проекта, или вы во всех проектах используете различные паттерны и способы звукоизвлечения в разных комбинациях?
— Во всех проектах я играю на одной и той же гитаре с одними и теми же устройствами. Я просто стараюсь вложить себя в музыку, а не передать какую-то мысль или что-то в этом роде.
В чём специфика вашего дуэта с Сидсель Эндресен?
— Играть с Сидсель — это в своем роде всё равно что прикасаться к пустоте. Располагать такой музыкальной свободой страшно, но возможность управлять такой свободой бесценна. Думаю, сильная сторона нашей работы — в том, что мы не выпячиваем себя. Мы вкладываем в музыку все, что у нас есть, — кроме собственного «я». По крайней мере мы стараемся. Подозреваю, что напряжение отчасти возникает там, где наступает предел прочности у наших «я».
Звучат ли в ваших выступлениях с Сидсель Эндресен сочиненные ранее произведения или их фрагменты?
— Нет.
Поёте ли вы сами в рамках совместных выступлений с Сидсель Эндресен?
— Нет.
Кто ваши основные партнеры в настоящее время, если не считать Сидсель Эндресен?
— Весной я выпустил на лейбле House of Mythology сольный альбом «Amputation» и сейчас много выступаю один. Кроме этого осенью я буду играть с группой Lemur. Еще я собираюсь писать произведение для оркестра.
Можете ли вы в нескольких словах описать некоторые группы, в которых играли, — Puma, Fraud, Monolithic, Bladed, BOL? Собираетесь ли вы работать с ними в будущем?
— Puma — это моя школа, в этой группе я учился игре и продюсированию. Если бы не было тех экспериментов, которые мы позволяли себе, я бы сейчас занимался чем-то другим. Мы много играли, много ездили в небольшом грузовичке, спали на полу, иногда жили все вместе в одном доме, у нас была паршивая студия, благодаря которой в нашей игре и продюсировании произошли революционные изменения. В общем, это было жуткое время. Потом мы с Эйстейном Моэном из Puma вошли в состав Jaga Jazzist. Это было здорово, хотя я и ушел после записи одного альбома и двух концертов. Затем я в течение нескольких лет много выступал с Нильсом Петтером Мольвером. Это был хороший поворот в образовании. Кроме того, было очень много групп и проектов. Думаю, одним из самых ярких событий в этом ряду было выступление с Supersilent и Джоном Полом Джонсом из Led Zeppelin. Это было очень круто.
Вы играли с индийской певицей Свати Натекар. Был ли у вас еще подобный опыт игры с этническими певцами или музыкантами?
— Нет, думаю, это был единственный раз. Она прекрасна, и голос удивительный. Инструмент, от звучания которого можно сойти с ума!
Какую музыку вы слушали в последнее время? Что произвело на вас особо сильное впечатление?
— Я сейчас не так уж много слушаю. Когда я сам работаю над большими проектами, для этого уже просто не остается места. Я не люблю слушать музыку для того, чтобы черпать из неё вдохновение, мне нравится только отключаться, становиться слушателем и погружаться в звучание.
22 сентября, начало в 20:00. Стоимость входного билета: 1200 рублей
Культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495) 953-7236.
ВИДЕО: Sidsel Endresen & Stian Westerhus
выступление в венском клубе Porgy & Bess (съёмка телеканала MEZZO, 2013)
httpv://www.youtube.com/watch?v=4oRMMSK0Yd0