9-10 сентября в Санкт-Петербурге на фестивале «АПозиция 12» и 12 сентября в культурном центре «ДОМ» (Москва) выступает яркий представитель нью-йоркской Даунтаун-сцены — Юджин Чедборн (Eugene Chadbourne, гитара, банджо, вокал).
Концерт в Москве 12 сентября проходит при поддержке и в сотрудничестве с творческим союзом «Апозиция». Информационные партнеры: журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру»
Эксцентрик, сумасброд, лицедей, «музыкант с тысячей лиц» — все эти определения были бы уместны при описании образа, пожалуй, одного из самых необычных и притягивающих к себе персонажей американского музыкального авангарда: удивительного композитора, импровизатора, певца, гитариста, банджоиста и исполнителя на «электрических граблях» (инструменте, созданном им путём соединения звукоснимателя от электрогитары с обычными газонными граблями), невероятного сказочника Юджина Чедборна. «Были бы», если бы за этой кажущейся эксцентричностью не скрывался один из самых проницательных, тонких и артистичных американских музыкантов последних сорока лет.
Родившегося в 1954 году в Северной Каролине Чедборна называли «единственным в Америке анархо-военизированно-электро-трубаделическим (от смеси «психоделический» и «трубадур») фолк-матадором», а его музыку — «гонзо-аудиожурнализмом, подталкивавшим традиционную музыку к самому краю и заставлявшим её вертеться как уж на сковородке». Многие справедливо сравнивают Юджина с самим Фрэнком Заппой — и действительно, кроме Чедборна, мало кто из музыкантов смог настолько приблизиться к мэтру в умении постоянно анализируя в своём творчестве американскую музыку, культуру и общество, расчленяя их до атомов и по-своему собирая заново, ставить им настолько хирургически точные диагнозы. В 80-е и начале 90-х имя Чедборна не сходило с журнальных страниц, его музыка звучала по радио чаще, чем Sonic Youth, а британский журнал Melody Maker писал о нём как о «безумном гении», называя его анализ политических проблем США «остроумным и проницательным».
Чедборн, чьи музыкальные корни лежат в кантри, был лидером экспериментальной кантри-рок-группы Chockabilly, исполнял под гитару песни собственного сочинения, искусно вплетая в них фри-импровизационные фрагменты, а в сотрудничестве с Джоном Зорном, Томом Корой, Фредом Фритом и другими грандами американского авангарда создавал проникнутые дадаистским духом оркестровые пьесы. Вместе с группой Camper Van Beethoven он играл уморительные каверы на Pink Floyd, King Crimson, Монка и Фрэнка Заппы, а с теми же Зорном, Томом Корой и барабанщиком Дэвидом Лихтом — The Beatles, Джимми Хендрикса и многих других. Он сочетал, казалось бы, несочетаемое, — музыку кантри (Чедборн блистательно владеет игрой на банджо) со свободной импровизацией и писал пародийные песни протеста, также в стиле кантри.
Перечислить всех музыкантов-знаменитостей, с которыми сотрудничал с Чедборн, в коротком анонсе невозможно, но, кроме упомянутых выше, стоит отметить Дерека Бейли, Уэйна Хорвица, Эвана Паркера, Фила Минтона, Пауля Ловенса, бывшего ударника The Mothers of Invention Фрэнка Заппы — Джимми Карла Блэка, итальянское джаз-кор-нойз-роковое трио Zu, Карлу Блэй, Аки Такасе (он играл, в частности, ключевую роль в её проекте, посвящённом музыке Фэтса Уоллера) и бывшего певца и со-основателя Dead Kennedys Джелло Биафру. Один лишь беглый взгляд на этот список многое скажет о широте музыкальных вкусов и пристрастий Юджина. Что касается записей с его участием — вряд ли кто-нибудь считал их количество, но то, что оно не меньше двухсот, можно сказать наверняка.
Чедборн возвращается с концертами в Россию после почти пятнадцатилетнего отсутствия и готовит для выступлений в Санкт-Петербурге и Москве специальную программу.
12 сентября, КЦ «Дом». Начало в 20:00. Стоимость входного билета 1000 р.
Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236
ВИДЕО: Eugene Chadbourne «Up Against the Wall, Redneck Mother»
httpv://www.youtube.com/watch?v=2FgG2ilROgI
Юджин ещё и блестящий историограф американского джаза, стоит почитать его статьи в Википедии.
Да, он также и один из авторов джазового направления в Allmusic.com, это верно.