Константин Волков |
15 августа в собственном доме в местности Монтара, штат Калифорния, на 76 году жизни скончался один из ведущих вибрафонистов мирового джаза — Бобби Хатчерсон. Представитель его семьи сообщил, что причиной смерти стала эмфизема лёгких, от которой музыкант лечился долгие годы.
Роберт Хатчерсон родился в Лос-Анджелесе 17 января 1941 в семье каменщика и парикмахерши. Он вырос в афроамериканских кварталах города Пасадена, и джаз вошёл в его жизнь довольно рано: его старший брат учился в одном классе с Декстером Гордоном, будущим прославленным джазовым саксофонистом, а сестра Пегги пела в джаз-оркестра Джералда Уилсона и впоследствии гастролировала с Рэем Чарлзом как участница вокального трио Raelettes, сопровождавшего выступления великого певца. В детстве Бобби учился играть на рояле, но однажды ему было явлено настоящее откровение: проходя мимо магазина грампластинок, он услышал какие-то божественные звуки… и зашёл в магазин узнать, что это такое играет. Играла пластинка вибрафониста Милта Джексона. Жизнь юного Хатчерсона изменилась навсегда.
Ещё школьником ему удалось скопить достаточно денег, чтобы купить подержанный вибрафон — вообще говоря, один из самых дорогих инструментов в джазовом арсенале. Вскоре он уже играл в ансамбле своего одноклассника, контрабасиста Хёрби Луиса, хотя поначалу и без особого успеха. «Надо же ему было убедиться в том, что на роду ему написано класть кирпичи», усмехался папаша Хатчерсон. Но Бобби не сдавался и быстро овладевал секретами вибрафонного мастерства. Вскоре он уже играл в ансамбле юного Эрика Долфи, который был бойфрендом его сестры, а затем в группе ещё никому не известного саксофониста Чарлза Ллойда — задолго до того, как тот стал одной из крупнейших звёзд джаза второй половины 60-х.
История прославленного музыканта началась в первой половине 1960-х, когда попал в ансамбль двух бывших участников оркестра Каунта Бэйси — тенориста Билли Митчелла и тромбониста Ала Грея. С ними он поехал в Нью-Йорк… и остался там на долгие годы. Прорывом для него оказалось участие в записи ярчайшего альт-саксофониста нового поколения начала 60-х — Джекки Маклина: на альбоме 1963 г. «One Step Beyond» вибрафон Хатчерсона был единственным гармоническим инструментом. Это и определило роль Бобби в истории джазового вибрафона.
СЛУШАТЬ: Jackie McLean «Saturday And Sunday», с альбома «One Step Beyond», 1963
Маклин — альт-саксофон, Хатчерсон — вибрафон, Грэм Монкьюр III — тромбон, Эдди Хан — бас, Тони Уильямс — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=BlvAlQV6CqA
Хатчерсон оказался одним из первых джазовых вибрафонистов, пытавшихся приспособить этот единственный гармонический инструмент среди ударных к импровизационному языку нового джаза — направлений, возникших после бибопа и его производных, и стилей, в которых музыканты искали новые выразительные средства. Хатчерсон был одним из пионеров использования вибрафона именно как гармонического инструмента: в отличие от своих предшественников (Лайонел Хэмптон, Милт Джексон), он играл не только мелодические линии двумя молоточками, но и гармонию (цепочки аккордов) — четырьмя молоточками, удерживая по два «маллета» в каждой руке.
В результате звучание инструмента Хатчерсона сильно отличалась от манеры его предшественников. Он широко использовал не только основной тон вибрафона, но и его расширенные тембральные возможности: в его игре резонирующие обертона инструмента и долгие переливы послезвучания длинных нот играли огромную роль. Его достижения в развитии вибрафонной джазовой школы повлияли на целые поколения музыкантов, пришедших в джаз в последующие десятилетия: среди своих главных творческих влияний его называют такие разные вибрафонисты, как Джо Локк и Стифон Харрис.
Его игра звучала на ключевых альбомах джазовой истории 1960-х — в частности, он играет на эпохальной пластинке саксофониста, флейтиста и бас-кларнетиста Эрика Долфи «Out to Lunch!» (Blue Note, 1964) и последнем записанном для Blue Note перед вхождением легендарного лейбла в период стагнации альбоме саксофониста Джо Хендерсона «Mode for Joe» (1966). Участие Хатчерсона в этих хрестоматийных записях было обусловлено его постоянной работой с Blue Note, начавшейся с участия в записи Маклина в 1963 и продолжавшейся, несмотря на упадок прославленной фирмы грамзаписи, до 1977 г. Он был частью молодого поколения «блюнотовских» артистов, выходившего далеко за пределы джазового мэйнстрима (альтист Джекки Маклин, пианист Эндрю Хилл), но прекрасно умевшего вписываться в рамки более консервативной стилистики хардбопа: в частности, Хатчерсон записывался с надёжнейшим традиционалистом той эпохи — тенористом Декстером Гордоном. Универсальность Бобби как вибрафониста проявилась и в годы упадка «Блю Ноут», когда он успешно и вполне креативно работал в более коммерческих инструментальных идиомах того времени — в стилистике джаз-фанка и афро-латинской музыки.
Первым альбомом, вышедшим под именем самого Хатчерсона (также на Blue Note), стал «Dialogue» (1965), где играл великолепный состав с участием пианиста Эндрю Хилла, трубача Фредди Хаббарда и саксофониста-флейтиста Сэма Риверса. Хорошо принят слушателями и критикой был и альбом 1966 г. «Stick-Up!», с которого началось многолетнее сотрудничество Хатчерсона с пианистом Маккоем Тайнером.
СЛУШАТЬ: Бобби Хатчерсон «Verse» (с альбома «Stick-Up!», запись 17.07.1966)
Хатчерсон — вибрафон, Маккой Тайнер — ф-но, Джо Хендерсон — тенор-саксофон, Хёрби Луис — бас, Билли Хиггинс — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=BEYzxzrg2D4
ДАЛЕЕ: конец нью-йоркского периода, переезд в Калифорнию, работа Хатчерсона в 1970-2010-е гг….
Нью-йоркский период в творчестве Бобби Хатчерсона оборвался внезапно. В 1967 он был арестован в Центральном парке на Манхэттене за обладание некоторым количеством определённых растительных субстанций, что привело к потере «кабаре-карты» — именной лицензии, необходимой в то время для профессиональных выступлений в клубах Нью-Йорка. Утратив возможность зарабатывать в столице мирового джаза, Хатчерсон вернулся в Калифорнию. Там с ним начал сотрудничать саксофонист Харолд Лэнд, с которым в 1970 г. Бобби записал фанковый номер «Ummh», ставший танцевальным хитом (впоследствии сэмплы из этой пьесы использовал рэпер Айс Кьюб).
СЛУШАТЬ: Bobby Hutcherson / Harold Land «Ummh»
httpv://www.youtube.com/watch?v=OV6ZAdUuSlM
В Калифорнии музыкант купил акр (0.4 гектара) земли на берегу Тихого океана близ Сан-Франциско, в районе Монтара (графство Сан-Матео), и построил там дом, где и прожил с женой Роузмэри до самой смерти, больше сорока лет.
Их сыновья тоже пошли по джазовой линии: Тедди Хатчерсон сейчас работает в компании SFJazz, которая проводит одноимённый джаз-фестиваль в Сан-Франциско, а Барри Хатчерсон стал джазовым барабанщиком. Бобби Хатчерсон выпустил несколько интереснейших альбомов на независимых лейблах Landmark и Kind of Blue, участвовал в съёмках, вероятно, лучшего в истории джазового художественного фильма — прославленной ленты 1986 г. «Round Midnight» («Около полуночи»), снятой французским режиссёром Бертраном Тавернье, в 2004-2007 гг. гастролировал в составе оркестра SFJazz Collective, базирующегося в Сан-Франциско и финансируемого фестивальной компанией SFJazz, и в 2010 г. был удостоен Национальным фондом искусств США самого высокого отличия для американского джазового артиста — почётного звания «Мастер джаза», NEA Jazz Master.
Его последней работой в грамзаписи стал альбом 2014 г. «Enjoy the View» — первая за 37 лет пластинка Хатчерсона для лейбла Blue Note.
СЛУШАТЬ: Бобби Хатчерсон играет пьесу Джона Колтрейна «Wise One»
(с одноимённого альбома, 2009, Kind of Blue Records; гитара — Энтони Уилсон, ф-но — Джо Гилман, бас — Глен Ричман, барабаны — Эдди Маршалл)
httpv://www.youtube.com/watch?v=R9y-TP8omc8
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: джазовый подкаст к 70-летию Бобби Хатчерсона, ведущий Кирилл Мошков, февраль 2011