Светлана Кукина фото: Илья Бубис |
На рассвете 10 августа в нижегородской больнице умер Александр Шишкин. Джазовый пианист, композитор и аранжировщик, почти 50 лет он олицетворял горьковский, а затем нижегородский джаз. Казалось, что это незыблемо, что так будет всегда.
Музыкант классической школы, выпускник горьковского музыкального училища, а затем консерватории, он «перешёл на сторону джаза» и в числе первых горьковчан вышел на всесоюзную джазовую арену. Трио Александра Шишкина — лауреат трёх подряд Куйбышевских джазовых фестивалей (1967, 1968, 1969). Помимо полученных дипломов, лидер трио был дважды назван лучшим пианистом фестиваля.
«Тяга к технической игре, использованию народных музыкальных элементов была отмечена у этого ансамбля жюри Куйбышевских джаз-фестивалей, на одном из которых пьеса «Масленица» была признана лучшей композицией фестиваля», — писала горьковская молодёжка «Ленинская смена». Александр самостоятельно освоил все стили джазовой и популярной музыки и всегда следил за новыми музыкальными веяниями.
Гастрольные маршруты Горьковской филармонии, в штате которой Шишкин работал в джазовом коллективе «Лабиринт», привели его в город Грозный. После концерта к нему подошел познакомиться местный музыкант Сергей Манукян. Знакомство оказалось судьбоносным — Манукяна в качестве барабанщика и вокалиста приняли на работу в «Лабиринт», где началась его профессиональная джазовая жизнь.
— Он очень тепло меня принял и как музыкант был несказанно рад, что встретил еще одного музыканта и впоследствии друга. Наша творческая и человеческая дружба продолжается до сих пор, — вспоминал Сергей в 2013 году на праздновании 65-летия своего сценического партнёра и друга. — Родственную душу я почувствовал сразу, когда с ним познакомился и услышал его исполнение, — понял, что с этим человеком мне будет очень хорошо играть. И так оно и вышло. Мы довольно долго гастролировали, придумывали, сочиняли, писали аранжировки. Это уникальный в своем роде человек. Врожденное чувство партнёра, врожденное умение уступить, уйти — или, наоборот, взорваться, сыграть с блеском эмоций. Меня всегда радовало, что он, авантюрный в самом лучшем смысле музыки, не боялся разного рода экспериментов. Созвучные в мелодизме, гармоническом, импровизаторском мышлении, мы во многом совпадали и друг у друга учились.
Выступление с Сергеем Манукяном на Рижском джазовом фестивале 1981 года Александр Шишкин относил к своим наиболее удачным. В том числе и горьковский фестиваль «Джаз-70», самарская «Весна» (1983), ярославский «Джаз над Волгой» (1985), московские «Джазовые голоса» (1999).
А вот что рассказал о встрече на фестивале Николай Кузьмичёв, заведующий эстрадно-джазовым отделом Чебоксарского музыкального училища:
— В 1984 году в Куйбышевском доме молодёжи получилось так, что мой ансамбль заканчивал вечерние выступления музыкантов. Должен был выступить ансамбль Александра Шишкина, но их приезд в Куйбышев всё затягивался. И только в конце нашего выступления появились, наконец, музыканты из Горького: Александр Шишкин — фортепиано, за барабанами Сергей Манукян, бас-гитарист с кудрявой шевелюрой и ещё один музыкант, игравший на электрогитаре и флейте (к сожалению, уже не помню их имён). В зале и на сцене царила очень тёплая атмосфера, — наше выступление публика приняла очень тепло. Все в зале уже думали, что после нас никто не будет выступать, но тут на сцену вышел ансамбль Шишкина, и в зале стало не просто тепло, а жарко! Это был исключительно «горячий джаз». Все музыканты, начиная с Саши Шишкина, были «заведены» до предела. Джазовые стандарты были украшены красивым вокалом Манукяна, после которого следовали горячие импровизации Шишкина и остальных музыкантов. Зал приветствовал их выступление стоя!
В начале 80-х Горьковская филармония проводила джазовые абонементные циклы. На одном из таких концертов, посвященных фортепиано в джазе, выступал Леонид Чижик. В качестве сюрприза на коду концерта возник «рояль в кустах», то есть на сцену выкатили второй инструмент, а Чижик пригласил из зала желающих поучаствовать в дуэте. По ступенькам легко взбежал Шишкин. Сел, приладился. Пригнулся, чтобы под крышкой рояля встретиться взглядом с Чижиком. Передаю слово журналистке Рине Звягиной:
— Были минуты, когда два пианиста, то продолжая мысль друг друга, то сливаясь в ней, достигали высшего в джазе — того состояния, когда люди по обе стороны рампы черпают вдохновение друг в друге, и три большие джазовые пьесы пролетают, как одна, и жаль, что концерт все-таки должен иметь конец…
«Необычайный сверкающий талант», «элегантная, изящная манера исполнения», «паузы, какие может делать только сугубо джазовый человек», — говорили и писали о Шишкине. Он играл в составе трио, квартетов и квинтетов, выступал на горьковских фестивалях «ММК-джаз» и нижегородских международных «Джаз России», он аккомпанировал ученицам JVS, студии джазового вокала Яны Тюльковой; он играл в театральном ресторане «У Шаховского», прообразе джаз-клуба, где по вечерам звучала живая джазовая музыка. Все перечислить невозможно. Среди его постоянных партнеров — пианист Григорий Файн (Самара), вокалистки Ольга Пирагс (Латвия) и Яна Тюлькова (Нижний Новгород – США), более двадцати лет выступал на джазовой сцене дуэт Александр Шишкин — Александр Розмари (вокал).
Однако, когда Сашу пригласили преподавать в музыкальное училище на эстрадно-джазовое отделение, он отказался. Как вспоминает Рина Звягина, он сказал: «Я знаю, как это играть, но не знаю, как этому можно научить». Тем не менее, именно он в течение пяти-шести занятий показал страйд-бас для сольного выступления и нюансы ансамблевой игры девятилетнему Евгению Брахману (сегодня академический и джазовый пианист, доцент Горьковской консерватории) и фактически обеспечил его джазовый дебют.
Начиная с 1983 года, Александр Шишкин занял пост заведующего музыкальной частью Горьковского академического театра кукол. Он написал музыку к 33 спектаклям театра, включая те, что гастролировали за рубежом и отмечены наградами. Так, спектакль «По щучьему велению» видели зрители девяти стран.
— В детском театре музыка играет особую роль, помогает создавать образ, когда нет текста, — подчеркивает художественный руководитель театра Александр Мишин. — В финале сказки «Гадкий утенок», когда лебедь объединяется со своей подругой и они взмывают в небо, в облака, звучит такая возвышенная поэтичная музыка, что дух захватывает! И эта атмосфера создается благодаря композитору Александру Владимировичу Шишкину.
Он много написал, начиная с 83-го года, мы за это время даже ни разу не спорили. Он как-то очень интеллигентно, скромно реагировал на возражения: «Переделать? Хорошо. Надо такой вариант? Ладно». Он прекрасно чувствовал материал: ироническая ли пьеса, гротеск, комедия, сатира — везде он попадал в точку.
Интеллигентный, скромный, воспитанный, добрый. Один из тех редких людей, которые могут искренне порадоваться за успех другого. В любом разговоре о Шишкине-музыканте всплывают его человеческие качества. Однажды в театр привели мальчиков из хоровой капеллы записать музыку для спектакля «Ястребок». Капелланы спели с первого раза, после чего Шишкин вынул из дипломата стопку больших шоколадок и оделил каждого.
Это отношение, эту постоянную дружбу ничто не заменит, сердце не успокоится ни на одном спектакле, говорят в театре. Первый профессиональный представитель джазового мэйнстрима в Нижнем Новгороде, Саша унес с собой изрядную и очень красивую часть джазовой истории города, считают любители джаза.
Ему было 68 лет.
Потеря невосполнима.
ВИДЕО: Сергей Манукян и Александр Шишкин в Нижнем Новгороде, октябрь 2015