Фестиваль Arkhagelsk Blues проводит в старинном северном русском городе та же команда организаторов, которая каждый октябрь делает посвящённый передовым, поисковым направлениям импровизационной музыки Фестиваль Владимира Резицкого — продюсерский центр «Архангельск Джаз». Как обычно — Архангельский блюз-фестиваль прошёл в этом году уже в 11-й раз — он начинается двумя днями в роскошном зале драмтеатра им. М.В. Ломоносова (в 2016-м это были 30 и 31 мая), а затем два дня более узкий круг ценителей музыки собирается в «Музейном дворике» — на открытой площадке позади здания Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова.
Что можно уместить в четырёхдневную программу блюзового фестиваля? Выясняется, что довольно многое. Специфика фестивалей в Архангельске такова, что делают их люди джазовые: во главе фестиваля стоит полистилистический гитарист Тимофей Дорофеев. Поэтому наряду с чисто блюзовыми артистами — в основном гастролирующими зарубежными гостями, от «корневых» аутентичных американцев до представителей блюзового искусства из более экзотических для этого музыкального направления стран — программа наполняется блюзовыми, почти блюзовыми, околоблюзовыми и не вполне блюзовыми проектами джазовых музыкантов, представляющих по большей части Архангельск и Москву, но часто разбавленных личным составом джазовых сцен и других городов. Всё в целом даёт достаточно разнообразную и пёструю картину, в которой есть место и корневному блюзу, и блюз-року, и джаз-року, и чему только не — по крайней мере, публике не дают заскучать.
Первый концерт 30 мая в Театре им. Ломоносова открылся проектом с лингвистически странным, но понятным русскому уху названием Tribute Blues Brothers (надо ли пояснять, что грамматически верно было бы Blues Brothers Tribute?), который, при прочих равных условиях, мог бы стать событием. Биг-бэнд Архангельского музыкального колледжа п/у Георгия Стрелкова специально подготовил для концерта аранжировки, придавшие посвящению прославленному кинофильму «Братья Блюз» мощное и моторное звучание, московский блюзмен Гия Дзагнидзе (гитара, вокал) с должным задором и накалом спел и сыграл музыкальный материал из фильма, и даже несколько инородное по стилистике соло москвича Алексея Круглова на альт-саксофоне прозвучало уместно, как своего рода яркий экспрессионистский мазок на традиционной палитре — тем более, что лидер нового поколения московского джазового авангарда играл, по его признанию, не на своём обычном, а на довольно жёстком, «рокерском» мундштуке.
Но увы! Ещё один ключевой участник проекта несколько размазал вырисовывавшуюся картину. Не показывая пальцами, процитирую только одного из ярчайших музыкальных критиков позапрошлого столетия — великого композитора Петра Ильича Чайковского, который в газетном разборе одного оперного спектакля написал как-то, что «большинство гг. артистов явилось в театр, я полагаю, с именинных обедов, в ненормальном состоянии своих духовных сил». Так было и тут. Самому виновнику торжества было, судя по внешним проявлениям, очень весело, но… размазавшиеся краски грустно стекли по холсту и подрамнику, и картина осталась незаконченной.
Звуковое полотно резко улучшилось в следующем отделении, когда продюсер фестиваля гитарист Тим Дорофеев представил традиционный для Arkhagelsk Blues проект Guitar Summit, в котором традиционно участвуют все наличные гитаристы фестиваля плюс одна-две специально приглашённые гитарные звезды. Основа «Гитарного саммита» — сам Дорофеев, могучий блюзовый ветеран из Вологды — Виктор Колесов и мастер соул-джазовой гитары архангелогородец Николай Куликов.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с Архангельского блюзового фестиваля
Со второй пьесы к ним присоединился специальный гость — московский фьюжн-гитарист Роман Мирошниченко, так что, за исключением внезапно проскочившего в программе свингового стандарта «Undecided», сыгранного в джазовом звуке, отделение обрело форму мощного, брызжущего гитарной виртуозностью джаз-рокового «месилова». В этом безудержном напоре гитарного «полива» каждый из участников получал вдоволь времени на развёрнутое инструментальное высказывание.
Вашему корреспонденту каждый раз любопытно наблюдать за этими «Саммитами»: их энергетическое сердце — безусловно, Виктор Колесов, за гармоническое богатство и джазовую изысканность отвечает Николай Куликов, а «играющий продюсер» Тимофей Дорофеев, с одной стороны, не даёт «Встрече в верхах» оторваться от блюзовой основы, а с другой — привносит в её звучание искушённость новоджазового музыканта, который в своей творческой жизни многократно ходил далеко за горизонты стилевой идиоматики.
Первый вечер фестиваля завершал британский блюзмен Франк Эш (Franck Ash). Крупный современный специалист по винтажному блюз-року, наработавший знание стиля в Нью-Йорке (в том числе работой в группе легендарного Скримин Джей Хоукинса), этот гитарист и вокалист хорошо умеет работать с публикой, напористо демонстрирует ей множество сценических трюков, которыми электрифицированная ветвь блюзового искусства обросла за последние полстолетия, отлично знает блюз-роковый канон и в состоянии воспроизводить его весь, от первой ноты до последней, с завидной сценической самоотдачей.
Поддерживала его одна из штатных ритм-секций фестиваля — в Архангельске по каждому из традиционных инструментов блюзового ансамбля есть несколько весьма достойных специалистов, и игра басиста Георгия Стрелкова, клавишника Игоря Горькового и барабанщика Валерия Журавлёва создала британскому гостю надёжную опору.
31 мая концерт в зале Театра им. Ломоносова открыла вокалистка Елена Базано. Родом из Северодвинска, она окончила в Архангельске музыкальное училище, впоследствии долгие годы пела в туристических отелях Ближнего Востока, где познакомилась с мужем — итальянским инженером. Хотя живёт Елена в Объединённых Арабских Эмиратах, она регулярно приезжает в Архангельск участвовать в блюзовом фестивале, и земляки и родственники с энтузиазмом встречают её выступления. На сей раз, помимо компетентной архангельской ритм-секции, в ансамбле с ней выступил ещё один интересный персонаж мировой блюзовой сцены — гитарист Алик Шихиев, родом из Туркменистана, ныне уважаемый член блюзового сообщества Солт-Лейк-Сити, столицы штата Юта, где он постоянно работает в популярном местном составе Harry Lee and The Back Alley Blues Band.
Вообще говоря, Архангельский блюз-фестиваль раз за разом демонстрирует любопытную тенденцию: помимо американцев, знающих и исполняющих блюз как часть своего культурного наследия, в этом виде музыки есть довольно много крепких стилистов, знатоков блюзовой идиоматики и харизматичных исполнителей, которые происходят из стран, чья культура космически далека от блюза. На архангельском фестивале этого года такими самородками были представлены не только Россия и Туркменистан, но и Аргентина — страна с собственной самобытной музыкальной культурой, подарившей миру танго. Как выясняется, богатая аргентинская культура рождает и блюзменов — ну, по крайней мере одного блюзмена: 35-летний гитарист и вокалист Хосе Луис Пардо (Jose Luis Pardo) родом из Буэнос-Айреса, где он и сейчас, когда не гастролирует, играет блюз и преподаёт блюзовую гитару. В 2007 г. началось его восхождение на американский блюзовый Олимп, где он (единственный музыкант извне США) выступил на знаменитом блюз-фестивале в Джексонвилле и произвёл такое впечатление, что ему предложили выступить на закрытии фестиваля в составе мемориальной группы Мадди Уотерса.
В Архангельске он отыграл сольное отделение, прежде чем выйти на сцену после небольшого перерыва в финальном сете с хэдлайнером вечера; завидная выносливость — и завидная широта стиля. Пардо уделил внимание и акустическому кантри-блюзу, и чикагскому электрифицированному звуку, и блюз-року — всё это с небрежной лёгкостью крепкого умельца.
Но, конечно, когда он сменил кожаную куртку на строгий пиджак и надел чёрную блюзовую шляпу-федору, это был не только знак начала следующего отделения. Это был знак перехода к строгому стилю, возвращения к корням блюзовой музыки. Музыканты — вместе с Хосе Луисом на сцене были московские инструменталисты Юрий Горелов (бас) и Андрей Панкратов (барабаны) — припали к первоисточнику, потому что на сцену в качестве солиста вышел представитель той части населения США, в недрах которой как раз и родился блюз и все его многочисленные ветви и разновидности.
Кенни Уэйн по прозвищу «Блюз Босс» (Kenny Blues Boss Wayne) — музыкант «третьей волны» блюзового искусства: ему 71, и на музыкальной сцене он с 1960-х, когда в Лос-Анджелесе он играл на рояле и клавишных инструментах с местными рок-группами. Блюзом в его чистом виде он занялся, как ни странно, в Канаде, когда в 1980-е гг. переехал в Ванкувер. На канадской сцене он несомненная звезда: его альбом 2006 г. «Let It Loose» получил Juno Award — канадский эквивалент премии «Грэмми» — в категории «Лучший блюзовый альбом», а ещё три его записи были номинированы на эту престижную национальную награду.
Ему бы играть в театральном зале на рояле, вот что. Цены б не было его выступлению. Дело в том, что Кенни замечательно владеет буги-вуги — сокрушительно моторным фортепианным стилем блюза, который ещё в 1930-е, воплотив в своих подвижных басовых остинато (бесконечно повторяющихся музыкальных фразах) мошь железнодорожного ритма индустриальной империи, стал одним из самых популярных блюзовых направлений на стыке собственно эстрадного блюза и массовых форм джаза. Буги прекрасно звучит на рояле. На синтезаторе, пусть даже с достаточно правдоподобным рояльным тембром — чуть менее прекрасно. Но, увы, в зале Театра им. Ломоносова просто нет рояля…
А так всё было: восхитительная «бомбёжка» на клавишах, наступательная, позитивная энергетика буги-вуги, сильный блюзовый вокал «Блюз Босса» и надёжная поддержка ансамбля, а посреди всего этого — неутомимо топчущий могучими ручищами клавиатуру мощный чёрный человек в ослепительно алом пиджаке, с алым пером за алой лентой белой шляпы и с приятной улыбкой на устах. Отличный финал «театральной» части фестиваля — его первых двух вечеров, проходящих в зале Театра им. Ломоносова.
Впрочем, настоящим финалом стал выход на сцену практически всей наличной на тот момент музыкантской массы участников фестиваля в футболках спонсоров для совместного торжественного исполнения… блюза, чего же ещё.
Два следующих вечера проходили в «Музейном дворике», и там программа была совсем другая: организаторы фестиваля обычно ставят на эту маленькую сцену местные коллективы, а также гостей-гастролёров «менее звёздного» статуса.
Запомнилось выступление украинско-российского коллектива под странным названием Freeky Cleen: при ближайшем рассмотрении их музыкальный материал оказался не то чтобы блюзом, но — со значительной степенью достоверности — кантри-музыкой. Играть на противоположном конце планеты «деревенскую» музыку белого населения США, причём не в коммерческом электрифицированном звучании, а в её «корневом» изводе, стилистике bluegrass — смелый шаг и показатель настоящей увлечённости, да и делают это россияне и украинцы из Freeky Cleen достаточно аккуратно и убедительно, но природное однообразие блюграссовой стилистики не позволило коллективу блеснуть широтой творческого кругозора.
Не обошлось без проекта с архангельским скрипачом Ильёй Ершовым (на сей раз под названием EASP) — кажется, молодой музыкант преодолел всепоглощающее увлечение Жан-Люком Понти и развивается в собственном направлении, хотя и не выходящем пока за пределы идиоматики джаз-рока и фьюжн.
Хэдлайнером же программы «Музейного дворика» стал ещё один канадский блюзмен — гитарист с «говорящим» именем Вулф Мэйл (Wolf Mail, «волчья почта»). Как ни странно, но это его настоящее имя. Вулф родился 43 года назад в Монреале, но рос на юге Франции, а к музыке пришёл, когда подростком жил в Калифорнии. С 17 лет он уже гастролировал с собственным коллективом. Стилистика его, как он сам считает, впитала влияния джаза, кантри и блюза. По факту же этот брутального вида гитарист играет плотный, насыщенный, громкий и бескомпромиссный блюз-рок — без особых стилистических отклонений, прямолинейно, задорно и буквально километрами.
Это такое средневзвешенное лицо международной блюзовой стилистики, в которой блюзовые «корни» давно уступили место жёсткому канону электрогитарной игры — и если в 60-е годы электрический чикагский блюз определил звучание значительной части гитарной рок-музыки, то теперь гитарная рок-музыка определяет звучание блюза. Этот гитарный блюз-рок Мэйл играет классно, хотя и несколько однообразно.
А в финале двух дней в «Музейном дворике» играл «Архангельск блюз бэнд» — сборный коллектив, в котором неизменно выходит на сцену с гитарой в руках звукорежиссёр фестиваля Николай Ковалёв, присоединяясь к опытной ритм-секции (Николай Клишин на бас-гитаре и Валерий Барандов на барабанах) и фронтменам — гитаристу Тиму Дорофееву и вокалисту Константину Седовину.
Перевалив на второй десяток лет своей истории, Архангельский блюзовый фестиваль демонстрирует несомненную жизнеспособность. С одной стороны, у него удачный спонсор: фестиваль проходит при поддержке банка ВТБ 24. С другой же — его делает сильная команда организаторов, та же самая, что проводит в октябре «Фестиваль Владимира Резицкого», охватывающий джазовую и новоджазовую часть музыкального спектра. Фестиваль из года в год показывает достаточно разнообразную картину современного блюза и представляет не только гастролирующих «корневых» американцев и других зарубежных исполнителей блюза, но и отечественных блюзменов. Впрочем, именно здесь, как мне кажется, лежит и значительный задел для дальнейшего развития фестиваля, поскольку российская блюзовая сцена на нём представлена в основном коллективами из Северо-Западного округа. Но это уже вопросы к следующим фестивалям.