Олег Самородний Фото: Kalli Samorodni |
В этом году уже в девятый раз на эстонском острове Хийумаа проходил джазовый фестиваль Sõru Jazz. Основная концертная площадка находится в здании старого, но добротного лодочного ангара в порту Сыру. Отсюда и название фестиваля. Порты, пусть и маленькие, всегда навевают какие-то романтические ощущения — сродни джазовым, особенно блюзовым, композициям. Может, именно поэтому «Сыру Джаз» столь органично вписывается в неброский островной пейзаж.
Нынешний фестиваль был сориентирован на молодых эстонских джаз-музыкантов, но и маститых тоже не забыли. Организаторам фестиваля — актёрской супружеской паре Гуйдо Кангуру и Пилле Лукин — каждый раз удается составлять разноликую и многокрасочную музыкальную программу.
В этих субъективных заметках отмечу лишь то, что лично меня тронуло. Это совсем не значит, что другие исполнители оказались не столь интересны. Тем более, что на некоторых концертах мне не удалось побывать.
Но в начале чуть-чуть о политике. В какой-то момент на сцену в качестве диджея вышел спикер Рийгикогу (Государственного собрания) Эстонии — Эйки Нестор, оказавшийся заядлым меломаном и страстным поклонником джаза в целом и Сыруского фестиваля — в частности. Тем более, что его летний дом находится в непосредственной близости от Сыру. Председатель эстонского парламента прокрутил публике пластинки со своими любимыми мелодиями. Приняли известного политика тепло и весело, хотя все и понимали, что, возможно, это неожиданное диджейство является элементом президентской избирательной кампании Нестора, претендующего на почётный пост главы Эстонского государства.
Очень сильное впечатление произвел эстонско-литовский квартет Heavy Beauty: Яак Соояэр (гитара), Хенно Кельп (бас-гитара), Андрус Лиллепеа (ударные) и литовец Людас Моцкунас (Liudas Mockūnas, бас-саксофон). Выступление этого коллектива позволило насладиться глубоким звучанием бас-саксофона, редко используемого музыкантами. Суперзвезда литовского джаза Моцкунас выжал из этого инструмента максимум возможного очарования. В целом музыканты Heavy Beauty выглядели очень искренними и открытыми, искусно вплетая в свои композиции то блюзовые, то роковые вариации.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с острова Хийумаа
Сдержанной сентиментальностью слушателей покорил эстонско-шведский ансамбль MaiGroup, в котором тон задавал легендарный шведский саксофонист Хокан Брострём (Håkan Broström). На высоте были Калле Столенбринг (гитара), Симон Берггрен (клавишные), Йонатан Лундберг (ударные), ну и, конечно, бас-гитаристка, уроженка острова Сааремаа Май Аган, которая становится все более известной как композитор. Именно ее композиции исполняет MaiGroup, представивший в Сыру свой второй альбом «You». Музыка эстонской островитянки Май Аган очень исповедальная и трогательная, но вместе с тем базируется на крепкой, такой мужской мелодичности.
Еще один начинающий композитор (и снова женщина) Кирке Карья вывела на сцену Сыруского фестиваля свой джаз-бэнд Pae Kollektiiv, состоящий из восьми солистов-мужчин, трое из которых — Майро Марьямаа, Индрек Варенд, Александер Пааль — играют на саксофонах, Аллан Ярве — на трубе, Кейо Вутть — на баритон-саксофоне, Йоханнес Кийк — на тромбоне, Сийм Усин — на бас-гитаре и Ханс Курвитс — на ударных. Ведомые своим лидером-клавишницей, молодые музыканты пытаются следовать современным джазовым ритмам. Иногда в их композициях можно уловить оригинальные мелодии, но чувствуется, что Pae Kollektiiv всё ещё находится в стадии творческого становления и поиска.
Очень эмоционально выступила актриса таллинского Городского театра Хеле Кырве, исполнившая задушевные лирические песни, джазовую аранжировку которых сделал молодой композитор и дирижер Расмус Пуур, руководитель молодежного оркестра Reaalmažoor.
Всегда приятно слушать, когда красивая женщина умело поет о любви, поет пронзительно и самозабвенно.
Лично мне больше всего понравился секстет, сложившийся из двух трио — Maag и Fresh: Минго Райанди (контрабас), Марек Тальтс (гитара), Эгерт Лейнсаар (скрипка), Карин Сарв (виола), Виллу Вихэрмяэ (виолончель). Еще один музыкант Каспар Ульяс играл на бандонеоне — разновидности аккордеона, распространённой в Аргентине.
Музыканты исполняли, если можно так выразиться, джаз-танго, то есть джазовые обработки произведений корифеев аргентинского танго (Астора Пьяццолла, Эдуардо Ровира, Дино Салуцци) и других композиторов. Этот концерт наглядно продемонстрировал, как джаз органично абсорбирует разные музыкальные стили. Может, именно в этом и кроется притягательное очарование джазовой музыки.
Полная фотогалерея с Sõru Jazz 2016