6 июля 1971 года ушёл из жизни музыкант, который для миллионов людей во всём мире олицетворял и продолжает олицетворять собой весь джаз вообще. Луи Армстронг (Louis Armstrong) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 30 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении — и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев.
Рассказать историю Луи Армстронга в одном коротком тексте, конечно, невозможно. Я и пытаться не буду. Интересно, что на «Джаз.Ру» Сатчмо (Satchmo, от Satchelmouth, «Рот-кошёлка») — под таким музыкантским прозвищем был известен Луи Армстронг — пять раз звучал в Джазовом подкасте: в 52-м, 112-м, 191, 277 и 508 выпусках, последний раз — в 2011 г. И звучали в основном его ранние записи — грампластинки 1920-х годов, что и неудивительно: именно на них основана его репутация в джазовом мире, именно в записях своих знаменитых «Горячих Пятёрок» и «Горячих Семёрок», Louis Armstrong Hot Five и Louis Armstrong Hot Seven, с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства — и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе — всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.
Интересно, что широкая публика хотя и покупала эти пластинки, но большими хитами в тот момент они не стали: уж больно непривычно горячо и новаторски они звучали, широкую публику это отпугивало. Интересно также, что ни оба состава «Горячих пятёрок», а именно состав 1925-27 и состав 1928 года (они разные), ни единственный состав «Горячей Семёрки» 1927 года не выступали на сцене и не ездили на гастроли. Это были чисто студийные коллективы, которые Армстронг записывал в Чикаго по инициативе тамошнего продюсера, земляка из Нью-Орлеана по имени Ричард Мариньи Джонс (Richard Marigny Jones). Французское второе имя указывало на происхождение из нью-орлеанских креолов, давших раннему джазу множество ярких звёзд, но коллеги-музыканты переиначили имя Мариньи, дав продюсеру кличку «Май Ни», My Knee, «моё колено» — именно это восклицание они так часто слышали от Ричарда Джонса, сильно хромавшего на одну ногу.
Слушаем вторую «Горячую пятёрку» Луи Армстронга в записи 1928 года: Фред Робинсон — тромбон, Эрл Хайнс — фортепиано, Джимми Стронг — кларнет, Зутти Синглтон — ударные, и, естественно, Луи Армстронг — труба и вокал. Обратите внимание: вокал здесь играет ещё подчинённую, инструментальную роль. И, кстати, Армстронг поёт ещё не тем хриплым голосом, который прославил его вокальную манеру в будущем, а вполне мягко и задушевно. Впервые он играет здесь вступительную каденцию на трубе без аккомпанемента, а скромные восемь тактов его соло в конце пьесы считаются самой передовой импровизацией на трубе за все 1920-е годы и стали буквально «символом веры» джазовых трубачей на долгие десятилетия. Кстати, пьесу написал великий Кинг Оливер, первая суперзвезда нью-орлеанского джаза, в ансамбле которого Луи Армстронг дебютировал десятью годами ранее.
СЛУШАЕМ: Louis Armstrong Hot Five «West End Blues», 1928
Оплодотворив своими идеями весь тогдашний джаз, Луи Армстронг вместе со всей Америкой вступил в Великую Депрессию рубежа 1920-30-х гг., которая погнала его в бесконечные гастроли под бдительным приглядом мафиозных дельцов шоу-бизнеса: сначала с большим оркестром, а с конца 1940-х, когда эра биг-бэндов закончилась — с ансамблем преимущественно из земляков-новоорлеанцев под названием Louis Armstrong All Stars и репертуаром из старых добрых стандартов времён юности Сатчмо. Из новатора-инструменталиста Луи Армстронг превратился в популярного певца, музыкального консерватора, улыбчивого развлекателя, который много снимался в кино, первым из чёрных музыкантов долго вёл собственное шоу на радио и регулярно появлялся в хит-парадах поп-музыки с ретро-песенками, стилизованными под старый традиционный джаз.
ВИДЕО: фрагмент западногерманского фильма «La Paloma», 1959 — Луи Армстронг поёт характерную для своего позднего периода песенку «Uncle Satchmo’s Lullaby» («Колыбельная дядюшки Сатчмо») с юной немецкой актрисой Габриэле Клониш
Интересно, что лучше всего из всех записей Луи Армстронга продавался его сингл 1964 года «Hello, Dolly». Армстронг не только оказался последним джазменом в истории, попавшим на первое место в американском хит-параде поп-музыки, и самым пожилым из всех исполнителей, когда бы то ни было добиравшихся до первого места (ему было 63) — именно с этой песней! Он с этой песней оказался ещё и первым, кто спихнул с первой позиции самих The Beatles.
СЛУШАЕМ: Louis Armstrong «Hello Dolly», 1964 (та самая версия, что заняла 1 место в хит-параде)
Первым из чёрных музыкантов Армстронг был чрезвычайно широко принят в белом обществе и получил практически полный доступ к привилегиям высшего класса. При этом он всегда старался оставаться добрым дядюшкой Сатчмо, который невинно развлекал и, как правило, избегал говорить о социальных проблемах. В результате другие чёрные американцы частенько называли его между собой чрезвычайно обидным для афроамериканца прозвищем «Дядя Том». Правда, великая джазовая певица Билли Холидей на это обычно говорила: «Конечно, он Дядя Том — но он Дядя Том от всего сердца». Армстронг и правда всё всегда делал от всего сердца — и, всё-таки нарушив правило не говортиь о политике, от всего сердца отказался ехать на гастроли в Советский Союз по линии Госдепартамента США: музыкант увидел по телевизору, как расисты не пускают чёрных детей в школу в Арканзасе, и в гневе заявил, что не может ехать за границу, потому что «меня там спросят, что я думаю про расовые проблемы, и что я им — врать стану?» Так в СССР его и не увидели. Хотя, скажем, в Праге — столице социалистической Чехословакии — в 1965 г. он всё-таки выступил, как и в Восточном Берлине…
СЛУШАЕМ: Луи Армстронг и его «Все звёзды» в Праге, 1965
Личная нота: для автора текста 40 лет назад это был первый альбом Луи Армстронга, неоднократно прослушанный от начала до конца и практически выученный до последнего звука.
От всего сердца Луи Армстронг верил в простоту межчеловеческих отношений — и всех своих знакомых мужского пола, даже президентов, членов королевских семей и целых двух римских пап, Пия XII и Павла VI, называл Pops, «Папаша». Так многие звали и его самого. От всего сердца он верил, что похудеть можно, только регулярно принимая слабительное, и не просто верил, а проповедовал эту теорию всем, кого знал, и дарил знакомым упаковки своего любимого слабительного травяного сбора. От всего сердца он считал себя баптистом, хотя крещён был в католической церкви, но всю жизнь носил на груди Звезду Давида, в память о русско-еврейской семье Карновских, которая приютила и кормила его в годы беспризорного детства в Нью-Орлеане в начале ХХ века. От всего сердца он считал, что новое поколение музыкантов, заигравших бибоп после второй мировой войны — это жулики, которые украли у него приёмы игры и музыкальные идеи; но даже в пенсионном возрасте, в 50-е и 60-е, гастролируя со своими «Олл Старз» и исполняя невинные стилизации под ранний нью-орлеанский джаз, он способен был вдруг так дунуть в свою трубу и сыграть несколько минут такого подлинного жгуче-огненного джаза, что более молодым музыкантам оставалось только рты разинуть.
В заключение послушаем фрагмент с последней, наверное, реально значимой (не «ретро») работы Луи Армстронга в грамзаписи — долгоиграющей пластинки, которую спродюсировал в 1954 году знаменитым Джорджем Авакяном.
Это был концептуальный альбом, который назывался «Луи Армстронг играет Уильяма Кристофера Хэнди», и содержал действительно только версии пьес, написанных в 10-х годах ХХ столетия первым профессиональным чёрным композитором, использовавшим в своём творчестве слово «блюз» и блюзовую форму. В сочетании с подлинным глубоким блюзовым чувством Луи Армстронга (и мастерством продюсера Авакяна) этот материал дал поистине бессмертные результаты.
СЛУШАТЬ: Louis Armstrong Plays W.C.Handy «Yellow Dog Blues» (Columbia, 1954)
Текст основан на подкасте, который вышел в августе 2011 к 110-летию со дня рождения Луи Армстронга
Да, Луи это классика джаза. Был удивлен, когда узнал, что его «Hello, Dolly» потеснила с первых мест хит-парадов The Beatles. Так же был поражен его причиной отказа гастролей в Советский Союз. Молодец, Луи!