Георгий Искендеров фото: Михаил Кулль |
23 июня исполнилось 70 лет ветерану советской джазовой сцены — барабанщику Евгению Пырченкову.
Родился он на российском Дальнем Востоке, в городе Биробиджан, но вскоре после его рождения, в 1947 г., семья вслед за отцом — кадровым офицером — переехала в Москву.
Юношеское увлечение джазом, пришедшим в дом на коротких волнах радиоэфира, началось, когда Евгений вместе с младшим братом осваивал нотную грамоту и игру на тенор-саксофоне. Потом началось освоение ударных инструментов, с которыми связана вся музыкальная жизнь Евгения. Несмотря на отсутствие серьёзной джазовой школы, что характерно для поколения московских и вообще советских музыкантов, пришедшего в джаз в пятидесятые-шестидесятые годы, он освоил стилистику игры на ударной установке и, обладая вкусом и чувством меры, стал на редкость стильным и чутким к солисту барабанщиком.
Евгений Пырченков дебютировал на джазовой сцене в дни московского фестиваля «Джаз-65» в квартете гитариста Николая Громина, который, будучи уже известным джазменом, очень требовательно относился к выбору участников своего состава. Дебют Пырченкова был несомненно успешным.
На снимках Михаила Кулля с фестиваля «Джаз-65»: квартет Николая Громина (гитара) — Михаил Цуриченко — альт-саксофон, Алексей Исплатовский — контрабас, Евгений Пырченков — ударные.
СЛУШАТЬ: квартет Николая Громина на фестивале «Джаз-65» — «Коррида»
(оцифровка с виниловой грампластинки «Джаз-65. Молодёжные джазовые ансамбли Москвы. Часть 1», ВСГ «Мелодия»)
Отслужив в Советской Армии, Евгений вернулся в Москву и продолжал играть джаз в различных составах ведущих московских музыкантов — Германа Лукьянова, Вадима Сакуна, Андрея Товмасяна, Владимира Данилина.
На снимках Михаила Кулля: квинтет Андрея Товмасяна: Владимир Данилин — ф-но, Евгений Пырченков — ударные, Иван Васенин — контрабас, Андрей Товмасян — труба, Александр Родионов — тенор-саксофон. Выступление в Политехническом музее, 1974 г.
Играл в оркестре Областного музыкального училища п/у Виктора Зельченко. Одновременно состоял в штате Московского объединения музыкальных ансамблей (МОМА, 1968-1993), в 1971 г. работал в «Росконцерте» в составе ВИА «Москвичи».
В середине 80-х Евгений увлёкся традиционным джазом, став признанным мастером этого стиля. Играл в «Капелле Дикси» Льва Лебедева, в Patefon Jazz Band Николая Титова и всегда оставался активным участником многочисленных джазовых концертов — в джазовых клубах, Политехническом музее, в различных НИИ и учебных институтах, — и всех джем-сешнз. В Москве Евгению довелось играть на встречах с зарубежными знаменитостями (Джо Ньюман, Тэд Джонс, Пол Гонсалвес, Пеппер Адамс, Кенни Болл, Стив Суоллоу и др.).
В конце 80-х — начале 90-х в составах Льва Лебедева и Николая Титова принимал участие в джазовых фестивалях в Германии (фестиваль диксиленда Dresden Jazz Festival, 1988), Нидерландах (Jazz in Lighttown, Эйндховен, 1990), в программе «Дни Москвы в Швеции» (Стокгольм, 1991). В 1992-9 с ансамблем Patefon Jazz Band гастролировал в Испании и Бельгии. И, конечно, был участником многочисленных фестивалей и концертов в Москве, Ярославле, Витебске, Ленинграде, Обнинске, Риге.
В советской дискографии осталось несколько записей на дисках фирмы «Мелодия» и компакт-дисках, в которых Пырченков принимал участие — в составе «Капеллы Дикси», оркестра Виктора Зельченко и Patefon Jazz Band.
С 1997 г. живёт в Канаде, продолжает заниматься на ударных и участвовать в любительских джем-сешнз в пригороде Торонто. Женя Пырченков стал желанным и непременным участником этих встреч музыкантов разных поколений.
От автора. Женя, вот имена тех, которые помнят и искренне поздравляют тебя с солидным юбилеем и желают крепкого здоровья, счастья, неуклонного свинга до дней последних донца: Георгий Искендеров, Олег Черняев, Рафаэль Аваков, Алексей Токатлы (Москва); Игорь Высоцкий, Лев Забежинский (Нью-Йорк); Михаил Кулль (Иехуд); Гдалий Левин (Цфат)