Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург фото из архива артиста |
15 июня в Санкт-Петербурге ушёл из жизни пианист, аранжировщик и композитор Юрий Соболев (Гомберг) — человек инициативный, энергичный, авантюрный и навечно преданный джазу. Он не добился шумной известности, но был высоко ценим в музыкальном мире за искусный профессионализм и широту взглядов. Будучи абсолютным традиционалистом, он не боялся ни рок-музыки, ни этно-джаза, ни свободной импровизации. В его послужном списке — и работа в питерских ресторанах, и сольные фортепианные концерты в крупнейших залах страны (в Москве — в зале «Россия», в Петербурге на сцене Академической капеллы), и выступления с диксилендом Алексея Канунникова на фестивалях в США и Европе, а также проекты с вокалисткой Саинхо Намчылак (Москва, Санкт-Петербург).
Юрий родился в Ленинграде 16 апреля 1961 года. О себе он говорил так:
— У меня папа — музыкант, а мама — юрист. Мне нравилось играть в футбол во дворе, а не заниматься на фортепиано. Но папа (известный ленинградский пианист Геннадий Соболев. — В.Ф.) услышал, что я уже в три года импровизировал, и отдал меня в музыкальную школу. Я же всерьёз хотел отрубить себе палец, чтобы никогда не играть на рояле…
Детскую музыкальную школу Юрий все-таки закончил, но в училище не пошёл. Предпочел записаться в секцию дзюдо и вскоре даже добился 1-го разряда. В 1983-м окончил Горный институт, но техническая специальность не привлекала (он вернется к ней только в конце нулевых годов, когда возникнут проблемы с руками и музыкой прожить будет трудно), а джазом увлёкся всерьёз. Посещал Народное джазовое училище, играл в танцевальном оркестре Льва Колмановича, параллельно сотрудничал с питерскими рок-группами («Колибри», «НОМ» и другие), и только в 1990 году представил собственное трио. Затем пять лет играл в диксиленде Алексея Канунникова, выступал на фестивале в Сакраменто (США) и несколько месяцев вел курс импровизации в норвежском филиале института Телониуса Монка.
В 90-е годы Соболев стал известен как лучший исполнитель регтайма. Первый сольный концерт состоялся в 1996 году в Доме Кочневой, а позже с остроумными программами «Еврейский регтайм», «Еврорегтайм», «Интерактивный регтайм», «Джаз-Бонд 007» он покорил почти все клубы Санкт-Петербурга, концертные площадки Симферополя, Севастополя и Ялты, завоевав почетный диплом на крымском музыкальном фестивале «Золотой грифон». Как «полукровка», долгое время заигрывал с еврейскими культурными центрами, выступал как Юрий Гомберг (это фамилия его матери), работал по контракту в Израиле, но все же окончательно утвердил себя в России, став незаменимым тапёром во время фестиваля немого кино, проводимого в Петербурге институтом Гёте, а также удачливым композитором, создавшим три альбома под общим названием «Музыка для детей» («Музыка леса», «Музыка воды», «Музыка гор»).
Своими кумирами пианист считал Оскара Питерсона, Дейва Брубека и Чика Кориа. Однако, используя фортепианную технологию и композиторские находки великих музыкантов, Юрий оставался самим собой — все его работы были актуально ироничны и проникнуты исконной русской грустью и бесстрашной удалью. Ему не удалось стать заметным лидером, но как солист он был незаменим. Вершиной можно считать его сольные концерты в зале Академической капеллы, участие в фестивале «Мы помним Эллингтона» и сольный концерт на Межпарламентской ассамблее.
Ему только исполнилось 55. Он давно уже чувствовал себя неважно, но отгонял от себя врачей и составлял планы на год вперёд. Умер Юрий неожиданно, не дождавшись приезда скорой: недавно он перенёс инфаркт и страдал ишемической болезнью сердца. 18 июня в ресторане Академической капеллы петербургские музыканты устроили джем в честь мастера регтайма, замечательного, доброжелательного и открытого человека — Юрия Соболева-Гомберга.
ВИДЕО: Юрий Соболев «I Can’t Give You Anything But Love» (2009)
httpv://www.youtube.com/watch?v=v3SqKB1nocs