Александр Поляков, «Свободная Пресса — Поволжье» фото: Дмитрий Тулупов |
Текст был первоначально опубликован изданием «Свободная Пресса — Поволжье». Воспроизводится с разрешения редакции.
Вот уже шесть лет в конце весны Пенза на несколько дней становится одним из джазовых центров России. Это до сих пор удивительно: Пенза — небольшой город, здесь нет сильной джазовой сцены, профильных клубов, а значит, по всем правилам, не должно быть и своего слушателя. То, что аудитория фестиваля растет с каждым годом — локальный феномен, который одним только джазом не объяснишь. В каком-то смысле, отсутствие Jazz May представить гораздо легче, чем его успех.
«Кто вы? Люди искусства?»
Впервые Jazz May прошел в Пензе в 2011 году, причем с таким резонансом, что уже по итогам 2012-го мероприятие получило премию в области событийного туризма Russian Event Awards как лучший проект в области культуры. Эксперты тогда особо отметили, что фестивалю удалось охватить совершенно разные целевые аудитории. Участие в организации Jazz May городских сообществ (причём самых различных — от хендмейдеров до волонтёров, выступающих в защиту бездомных животных) и открытый характер оргкомитета, куда при должном желании и талантах может войти любой, стали фирменными «фишками» фестиваля.
— У нас был в этом году случай, когда на встречу оргкомитета пришел молодой человек, чтобы познакомиться. И когда начали знакомиться, он говорит: ребята, а вы кто все такие? Люди искусства? Мы начали как-то описывать свои основные занятия: есть человек, у которого бизнес по продаже мороженого, есть учитель музыкальной школы, художница есть, — рассказывает участница оргкомитета фестиваля.
По словам продюсера Jazz May Олега Рубцова (в прошлом — владелец книжного магазина «Впереплете»; организатор пензенской книжной ярмарки — Авт.), фестиваль «уникален тем, что во всех смыслах и без всякой натяжки представляет образец сотрудничества бизнеса, власти и общества, которые выступают на равных»: общество — в качестве основной движущей силы и инициатора; власть — в качестве инфраструктурной поддержки, бизнес — в качестве спонсора и организатора всего «подбрюшья» — фудкорта, сувенирных лавок, сопроводительных акций и тому подобного, без чего ни одно музыкальное событие уже немыслимо.
Газон как метафора
Jazz May — один из немногих в России фестивалей, имеющий зарегистрированный трейдмарк: с 24 марта 2016 права на товарный знак принадлежат государственному автономному учреждению культуры «Пензаконцерт». «Это чтобы фестиваль принадлежал всем пензенцам», — говорят организаторы.
У горожан Jazz May ассоциируется с другим, неформальным символом — зелёным газоном, который впервые появился в 2012 г. перед открытой сценой фестиваля. Его укладка в самом центре Пензы (фестиваль тогда проходил в «старой» областной филармонии, черед дорогу от здания [областного] правительства), где на газонах сидеть не принято и не положено, была своего рода метафорой, приглашением заново открыть пространство города и адаптировать его под себя. Понята ли была в итоге эта метафора — можно спорить, но с тех пор концерты под открытым небом на Jazz May вошли в традицию. И даже после того, как в 2014 г. фестиваль сменил локацию (теперь он проходит на площади между новой филармонией и киноконцертным залом — двумя самыми масштабными и пафосными объектами, построенными к 350-летию Пензы, — а также внутри них), его суть существенно не изменилась. «Это концерты в залах для ценителей джаза и концерты open air, с помощью которых мы пытаемся увеличить число этих ценителей», — так формулирует концепцию продюсер Jazz May Олег Рубцов.
ДАЛЕЕ: так в чём всё-таки секрет успеха фестиваля, как он прошёл в 2016 и каковы его перспективы?
Jazz May — представителен, но и эклектичен. В первом отделении концерта здесь может звучать эстрадный джаз, а во-втором — классический и немного снобский бибоп. И то, и другое — уже вневременные явления, и пытаться уловить тенденции джазовой сцены на Jazz May вряд ли получится. Зато это редкая возможность в течение нескольких дней увидеть, если не главных, то самых известных российских джазменов и их зарубежных коллег. За шесть лет на фестивале выступали Ричи Коул (США), Росарио Джулиани (Италия), Даррелл Грин (США), Доминик Буковски (Польша), Игорь Бутман, Сергей Летов, Анатолий Кролл, оркестр им. Олега Лундстрема, Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова, Optymistica Orchestra Евгения Федорова (экс-Tequilajazzz, Zorge), Non Cadenza и другие.
В этом году одним из хэдлайнеров фестиваля стал почетный профессор Туринской консерватории, начинавший как музыкант-самоучка, итальянец Эмануэле Чизи. Несколько раз признававшийся лучшим саксофонистом у себя на родине (по версии издания Jazzit), Чизи выступал в Пензе в рамках своего российского тура, в котором его сопровождали российские же джазмены. Причём чуть ли не в каждом городе музыканты давали по нескольку концертов — на больших филармонических площадках и в маленьких клубах.
После коллектива Чизи на сцену вышел квинтет российского трубача Виталия Головнёва, уже долгое время живущего в США. Музыканты выступали вмести с американской вокалисткой Шэнел Джонс, которая, несмотря на свою молодость, уже успела выступить на престижнейшей площадке джазового Линкольн-центра в Нью-Йорке (имеется в виду нью-йоркский музыкальный комплекс J@LC, «Джаз в Линкольн-центре». — Ред.).
Во второй день фестиваля на сцене киноконцертного зала играл биг-бэнд «Саранск», а во втором отделении — трио известного пианиста Даниила Крамера. Перед тем как выйти на сцену, Крамер вместе с режиссёром-мультипликатором, учеником Юрия Норштейна Иваном Максимовым представил зрителям мультфильм «Ветер вдоль берега», а барабанщик трио — Игнат Кравцов — открыл выставку своих картин.
В заключительный день фестиваля на главной сцене играл пензенский «Экспресс-бэнд», а после него — квартет ученика Фила Вудса, израильского саксофониста Роберта Анчиполовского. Специальным гостем на этот раз стала танцовщица Ксения Пархатская, посетившая Россию первый раз за три года.
И это только основные пункты программы. В этом году заявок от музыкантов, причём зачастую далёких от джаза, было так много, что им выделили ещё одну сцену. Параллельно на фестивале проходили мастер-классы, показы мультфильмов (программа фестиваля Insomnia) и лекции.
Путь на Запад
Фестивальная программа может быть насыщеннее, говорит Олег Рубцов. В апреле Jazz May был представлен на российском стенде в рамках международной специализированной выставки-фестиваля Jazzahead! в Бремене (Германия). Эта площадка предназначена для того, чтобы, с одной стороны, промоутеры, а с другой — джазмены и национальные агентства поддержки музыкантов нашли друг друга.
За рубежом национальные агентства осуществляют функции культурной экспансии, помогая музыкантам, выезжающим с концертами за рубеж. В России нет подобной структуры, но ничто не мешает фестивалю установить контакты с зарубежными партнерами напрямую, рассуждает Рубцов. В будущем он видит Jazz May межрегиональным фестивалем.
— Ничто не мешает этот опыт использовать для дальнейшего тиражирования. Чтобы условный Иванов играл сегодня в Пензе, завтра — в Самаре, послезавтра — в Нижнем Новгороде, а Петров выступал сегодня в Нижнем Новгороде, завтра — в Пензе, а потом — в Самаре. И эта полная трёхдневная ротация очень удобна и для организаторов, у которых появляется возможность сэкономить на логистике, и для самих музыкантов, потому что уже получается мини-тур, — цитирует Олега Рубцова информационное агентство «Пенза-Пресс».
Если эти планы осуществятся, то Jazz May может стать известен далеко за пределами России. Практика показывает, что фестивали, действующие в режиме франшизы, попадают в списки всех крупных европейских промоутеров и становятся мощными игроками на международной джазовой сцене.