27-й фестиваль Jazzkaar в Таллине, Эстония: о новой музыке, впечатлениях и открытиях

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

reportС 22 апреля по 1 мая в Таллине, столице Эстонии, в 27-й раз проходил фестиваль Jazzkaar — флагманское джазовое событие маленькой балтийской страны. «Джаз.Ру» уже более 10 лет регулярно пишет о «Джазкаар» — ближайшем к российским столицам крупном европейском джазовом фестивале. Это яркий фестиваль с обширной и разнообразной программой, а город, в котором он проходит — популярное в России туристическое направление; не удивительно, что Jazzkaar каждый год попадает в поле нашего зрения.

«Kaar» по-эстонски — арка, дуга, то есть название фестиваля впрямую означает «Джазовая радуга»; но, как объяснила нашим читателям несколько лет назад бессменный (с начала 1990-х) продюсер фестиваля, радиожурналистка Анне Эрм, название было выбрано не из-за визуальной символики, а по созвучию. По-эстонски оно произносится «Яцкаар», а «яскаар» при этом — «деревенский праздник с выпивкой и танцами».

Теллискиви - общий подъезд залов Vaba Lava и Punane Maja
Теллискиви — общий подъезд залов Vaba Lava и Punane Maja

Вот уже второй раз фестиваль проводится на новом месте, в «творческом городке Теллискиви» — расположенном позади путей таллинского вокзала «Балти Яам» комплексе дизайнерских, театральных, интерьерных и т. п. мастерских, а также ресторанов и концертных залов, перестроенном из промышленных зданий советской эпохи. Два основных зала Теллискиви, большой «Ваба Лава» и малый «Пунане Майя», приняли в этом году почти все концерты джазового фестиваля, кроме выступления американского гитариста Эла ДиМеолы, которое прошло в большом концертном зале «Нордеа» в центре города.

Пространство перед входом в фестивальные залы (Foody Allen - название ресторанчика внутри здания)
Пространство перед входом в фестивальные залы и афиша фестиваля (Foody Allen — название ресторанчика внутри здания)

По подсчётам организаторов фестиваля, в этом году «Джазкаар» может похвастаться самой большой посещаемостью за многие годы — на концертах побывали рекордные 24 тысячи человек, и это только те, кто купил билеты: был ещё день бесплатных концертов и множество небольших музыкальных событий, вписанных в городскую среду, вроде выступлений студентов джазовой программы Эстонской академии музыки и танца на улицах города.

Студенты Таллинской музыкальной академии на улицах эстонской столицы - часть программы фестиваля Jazzkaar
Студенты Таллинской музыкальной академии на улицах эстонской столицы — часть программы фестиваля Jazzkaar

В основной программе фестиваля приняли участие 197 музыкантов, из них 115 представляли Эстонию. Среди 82 артистов из-за пределов балтийской республики пятеро выступали за Россию — четверо участников ансамбля поющей тромбонистки Алевтины Поляковой, а также пианист Евгений Лебедев, участвовавший в новом проекте эстонской певицы Софии Рубиной. В рамках фестиваля в 10-й раз были вручены «Эстонские джазовые премии» — в главной номинации Danske Jazziauhinna лауреатом стала саксофонистка Мария Фауст, «Молодым джазовым талантом-2016» назван басист Хейкко Реммель, а премия «Джазовый промоутер» ушла к организатором нового таллинского джаз-клуба Philly Joe’s. В этом году премию впервые вручили также в категории «Ансамбль года»: это звание заслуженно получил вокальный ансамбль Estonian Voices.

Мария Фауст - лауреат Эстонской джазовой премии в главной номинации
Мария Фауст — лауреат Эстонской джазовой премии в главной номинации

Ваш корреспондент присутствовал в Таллине в течение пяти (из 10) дней фестиваля, с 25 по 29 апреля. Как выяснилось, в Таллин теперь можно напрямую попасть из Бремена, где автор этого текста до 24 апреля включительно работал на российском стенде выставки Jazzahead!, и я не преминул воспользоваться новым прямым рейсом одной из европейских авиакомпаний-лоукостеров — который оказался очень удобным, за исключением того, что прилетел в аэропорт им. Леннарта Мери практически в момент начала концерта хэдлайнера фестиваля, гитариста Эла ДиМеолы. Но зато ваш корреспондент успел на «Шоукейс эстонского джаза», проходивший вечером 25 апреля в зале «Пунане Майя».

В двухчасовой программе участвовали три молодых эстонских коллектива.

ДАЛЬШЕ: знакомимся с подробным рассказом о таллинском фестивале 2016 года — много фото, ВИДЕО 

Trump Conception
Trump Conception

Первый из них назывался Trump Conception. Не вздрагивайте: совпадение с фамилией одиозного претендента на президентское кресло США чисто случайное — руководителя и бас-гитариста этого молодёжного ансамбля зовут Янно Трумп, и для него это выступление было… выпускным экзаменом в Таллинской академии музыки и театра. Экзаменаторы и преподаватели Трумпа — сами известные музыканты-исполнители: альт-саксофонист Рауль Сёот, гитарист Яак Соояар, вокалистка Кадри Вооранд — все были в публике и внимательно слушали выступление экзаменуемого.

Trump Conception
Trump Conception

Экзаменуемый же в составе мини-биг-бэнда (два саксофона, две трубы, тромбон и электрическая фанковая ритм-секция) задорно играл тщательно подготовленную убедительную имитацию джаз-рока 1970-х, вплоть до пьес с альбома Джако Пасториуса «Word of Mouth», не без претензии на более холодное и рафинированное звучание 2010-х — вероятно, под влиянием успеха бруклинской прог-фьюжн-группы Snarky Puppy, завоевавшей в этом году премию «Грэмми». Судя по всему, Янно свой экзамен сдал.

Aleksander Paal Trio
Aleksander Paal Trio

Aleksander Paal Trio тоже опирается на современные тенденции, как американские, так и европейские. Автор этих строк с одобрением записывает в планшет, играя именами суперзвёзд саксофонного искусства: «Месит почти как Несет, разрывающийся между Либманом и Редманом». Ключевое слово тут «почти»: саксофониста Александера Паала (сопрано и альт) рановато ещё сравнивать с норвежцем Мариусом Несетом, не говоря уж об американцах Дейве Либмане и тем более Джошуа Редмане — но что они влияют на него, это точно. Приятно, что ни сам Александер (которого специалисты называют технически самым сильным саксофонистом в Эстонии), ни его соратники контрабасист Хейкко Реммель и барабанщик Дмитрий Николаевский и не пытаются стать копиями тех, кого слушают, но ищут собственное лицо в современном джазе, в чём явно могут добиться успеха.

Александер Паал
Александер Паал

Вечер завершил квартет Voorand-Koikson-Sooäär-Daniel, который показал программу, в своём роде, экспериментальную: джазовой её можно было назвать только в том крайне широком, либеральном смысле, который применяют в последние годы продюсеры европейских джазовых фестивалей к песенному творчеству, хотя бы слегка выбивающемуся из рамок поп-рок-идиомы. А тут материал выбивался и не слегка, а вполне серьёзно: две вокалистки, Кадри Вооранд и Лииси Койксон, и два гитариста — Яак Соояэр и Пауль Даниэль — представили крутой замес из эстонских народных, чтобы не сказать — деревенских напевов, звучавших иногда почти неотличимо от русских фольклорных плясовых и страданий, положив их на тяжеленные роковые гитары и мощно обернув электронными обработками, «саундскейпами» и «лупами».

Voorand-Koikson-Sooäär-Daniel
Voorand-Koikson-Sooäär-Daniel (точнее, слева направо Даниэль, Вооранд, Койксон и Соояэр)

Это было классно, но старомодность автора этих строк в плане гибкости трактовки слова «джаз» не позволила мне отнестись к данному сету как стопроцентно легитимному для заявленной цели «Шоукейса эстонского джаза» (подчеркну слово «джаза»… и не буду продолжать развивать эту тему: сделано-то было хорошо).

Kadri Voorand Quartet
Kadri Voorand Quartet

День 26 апреля начался для вашего корреспондента в большом зале Vaba Lava, где прошла презентация нового альбома Kadri Voorand Quartet — «Armupurjus». Это уже третий сольный альбом певицы и композитора Кадри Вооранд, который она представляет в рамках ведущего эстонского джаз-фестиваля, но первый с новым квартетом: к трио Вооранд (вокал, фортепиано, калимба, фольклорные духовые, духовая мелодика, электроника), Вирго Силламаа (гитара) и Тааво Реммеля (контрабас) добавился известный эстонский барабанщик Ахто Абнер.

Kadri Voorand, Virgo Sillamaa
Kadri Voorand, Virgo Sillamaa

Музыка Кадри Вооранд изрядно изменилась стилистически с изменением состава её ансамбля: теперь её трудно определить однозначно как «джаз», или «рок», или «популярную музыку», во всяком случае — используя понятийный аппарат ХХ столетия, на котором настаивают джаз-сектанты старой школы. Её музыка — и то, и другое, и третье, и ещё много чего-то четвёртого и пятого — но для чего в нынешнем языке прикладного музыкознания пока ещё нет адекватных общепризнанных терминов.

Кадри Вооранд, Вирго Силламаа
Кадри Вооранд, Вирго Силламаа

Если сложить вместе представления о современной авторской музыке камерного звучания, которая задействует элементы всего на свете — поп, техно, рок, грув, электронику, и всё это языком современного джаза — вот это и будет музыка Кадри Вооранд и её квартета.
ВИДЕО: фрагмент выступления квартета Кадри Вооранд на фестивале «Джазкаар», Таллин, 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=H6z790yezXs

Я знаю, что огромному количеству людей хотелось бы, чтобы их любимый джаз всегда оставался таким, каким был 50 или 60 лет назад. И это понятное и объяснимое желание. Вот только джаз уже никогда не будет прежним. Ну, то есть, будет какое-то количество артистов, которые сознательно консервируют звучания прежних десятилетий, создавая этакий звуковой музей. Это нормально — играют же в академической музыке Моцарта и других композиторов, которые писали двести и более лет назад. Но будут и те, кто, изучив классику, двинутся дальше. И то, куда двинулась, например, Кадри Вооранд, явно устраивает её публику, учитывая незаурядную силу артистической личности молодой певицы, её сценическую харизму — устраивает настолько, что концерт Кадри окончился стоячей овацией полного зала и яростным бисированием, в результате которого Вооранд очень мило поиграла на духовой мелодике.

Kadri Voorand Quartet: Вооранд, Силламаа, Реммель, Абнер
Kadri Voorand Quartet: Вооранд, Силламаа, Реммель, Абнер

Что ж, если каких-то пять лет назад ещё можно было называть Кадри Вооранд восходящей звездой, то теперь это уже состоявшаяся звезда национального уровня, выдвигающаяся на новый уровень: межнациональный, общеевропейский. Определённо один из лучших концертов фестиваля.

Кадри после выступления
Кадри после выступления

Чего, к сожалению, не скажешь о следующем сете. Выступление литовского ансамбля Domas Aleksa Group представлял в Таллине ещё один прославленный восточноевропейский фестиваль, Каунасский. Сильный электрический квинтет, в котором лидер, Домас Алекса, играет на 8-струнной (!) бас-гитаре, представил высокотехнологичный, профессиональный, упругий фьюжн на грани contemporary.

Domas Aleksa Group
Domas Aleksa Group

Умелый гитарист Робин Аристоренас, родом с Филиппин; качественный барабанщик Мариюс Алекса (брат лидера-басиста); сильный саксофонист Кястутис Вайгнис… Всё в целом было приятно, аккуратно, изобразительно (ну, например, медленная пьеса называется «Slow», то есть «Медленно»)… и не очень понятно, зачем. По музыкальному наполнению этот сет показался мне сборником идеально выполненных упражнений на точное воспроизведение той или иной популярной идиомы. Выполненных на пять с плюсом. Но музыкальное содержание в лучшем случае можно был определить как «рудиментарное» и «вторичное»: всё это кто-то когда-то уже играл, хотя, казалось бы, все пьесы были авторские.

Roberto Fonseca
Roberto Fonseca

Интересно, что и первый сет следующего дня, 27 апреля, трудно назвать очень оригинальным. Но в нём было то, что по-английски называется balls, а на русский мы милосердно переводить не будем, ограничившись иносказательным описанием: задор, драйв, энергетика, восхитительный завод, пусть даже в этой музыке тоже уже всё давно сыграно, и не по одному разу. Кубинский ансамбль Roberto Fonseca Trio наследует колоссальной афро-кубинской традиции, и пианист Роберто Фонсека, прежде чем отправиться в сольное плавание, выражаясь музыкантским сленгом, «заплатил свои долги»: он много лет гастролировал, аккомпанируя крупным звёздам традиционной кубинской музыки — Ибрахиму Ферреру и Омаре Портуондо. Достаточно имениты и его партнёры по трио — басист Янди Мартинес и барабанщик Рамсес Родригес.

Roberto Fonseca Trio
Roberto Fonseca Trio

Современные латинские тенденции, сходные с бразильской музыкой, но на узнаваемо кубинской основе — таков базис того, что играет трио Фонсеки. Тонкая игра мельчайших длительностей в их музыкальной ткани не исключает плотной динамической насыщенности, а современность технических средств выразительности — опоры на национальную мелодику, что, собственно, в очередной раз опровергает тезис о невозможности национальных влияний в джазе, который, по мнению джазовых консерваторов, якобы остаётся джазом только тогда, когда сохраняет опору на американскую популярную песню и афроамериканские блюзовые корни. Роберто Фонсека, возможно, не самый «продвинутый» из современных кубинских джазовых пианистов, но безусловно находится на переднем крае современного пианизма. Впрочем — Роберто не новатор, его надо искать не рядом с Гонсало Рубалькабой или даже самим Чучо Вальдесом, а где-то дальше к правому флангу, что определяется достаточно консервативным использованием традиционной ритмики и доступными, общеузнаваемыми как кубинские, мелодическими решениями.

Roberto Fonseca
Roberto Fonseca

Впрочем, есть в его музыке место и современным технологиям: в ходе своего сета Фонсека использовал синтезатор — сначала для сэмплов с речью или фрагментами вокала, а в четвёртой пьесе начал с соло на электронном устройстве, после чего опять пошли хоровые сэмплы. Впрочем, на видео вашего корреспондента попало более традиционное исполнение — написанное Фонсекой печальное посвящение титанам прошлых поколений кубинской музыки, Качаито Лопесу и Ибрахиму Ферреру.
ВИДЕО: Roberto Fonseca Trio на фестивале «Джазкаар», Таллин, 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=8imw8-5xs_8

Из тех артистов Таллинского фестиваля, кого за пять дней увидел ваш корреспондент, безусловным хэдлайнером оказался новый ансамбль одного из самых авторитетных тенор-саксофонистов современного джазового мэйнстрима — Крис Поттер представил новейший Chris Potter Quartet.

Крис Поттер
Крис Поттер

Поттер — попросту говоря, саксофонист экстра-класса. Лауреат Jazz Award в категории «Тенор-саксофонист года» по версии международной Ассоциации джазовых журналистов за 2013 г. и «Саксофонист года» по опросу читателей старейшего в мире джазового журнала DownBeat за 2014 г., он числился среди «молодых» вплоть до середины 2000-х, но теперь 45-летний выходец из Южной Каролины как-то незаметно оказался в числе тех джазменов, кто уже не «подаёт надежды» перед лицом старших мастеров, а уже и сам олицетворяет высший уровень мирового саксофонного искусства.

Судя по более ранним опытам (ваш корреспондент слушал Поттера живьём в разных составах шестой или седьмой раз в жизни), можно было ожидать очень много нот на саксофоне, сыгранных с максимально возможной технической точностью и беглостью. Действительность оказалась интереснее. Новый квартет Криса представил множество новой авторской музыки — и это были не только потоки нот на саксофоне; это были яркие, увлекательные пьесы, временами захватывающие отличным композиторским письмом. Мало того: корифей американского джаза сделал определённый шаг в сторону джаза европейского — в этом квартете играет один из самых прогрессивных и остро актуальных европейских джазменов, базирующийся в Берлине пианист Пабло Хельд, надёжно поддержанный искушённой американской ритм-секцией, в которую входят басист Джо Мартин и барабанщик Маркус Гилмор.

Крис Поттер, Джо Мартин
Крис Поттер, Джо Мартин

Прохладно, остро, ясно. Неожиданно светлый звук тенора. В соло пианиста трио уходит в свободную широкую ткань, как это происходит, скажем, в квартете Уэйна Шортера, но Пабло Хельд — совершенно не Данило Перес, играющий у Шортера; он прохладнее, сложнее в гармонических построениях и… тише. Иногда кажется, что он оказывается даже слегка легковесен для напряжённости идей Поттера, но потом начинаешь понимать, что в этом и смысл его присутствия в составе: он образует идейный, эмоциональный и в какой-то степени тембровый противовес сложнейшим линиям саксофонов Поттера (лидер играл не только на теноре, но и на бас-кларнете, и на сопрано-саксофоне).

Pablo Held, Chris Potter
Pablo Held, Chris Potter

Общаясь с публикой, Крис сообщил, что звучит в основном новый материал, пока не записанный. Большинство пьес не имеют даже названий, разве что вот красивая вещь с бас-кларнетом в высоком регистре называется «Dream #3». Только в финале, после шумной овации, прозвучала относительно известная пьеса Поттера — «Eagle», но и она появилась в репертуаре Криса только в прошлом году. В общем, Крис Поттер устремлён в будущее, и явно видит в нём не одно только бесконечное воспроизведение прошлого, как это бывает у некоторых его американских коллег. Что не может не обнадёживать, конечно!

Pablo Held, Chris Potter, Joe Martin, Marcus Gilmore
Pablo Held, Chris Potter, Joe Martin, Marcus Gilmore

Жаль, что слегка затянувшийся сет Поттера отчасти пересёкся по времени с последним концертом 27 апреля, проходившим в малом зале «Пунане Майя»: там эстонская певица София Рубина представила свой новейший альбом «In The Land Of Oo-Bla-Dee» с интернациональным ансамблем, в котором был однокашник Софии по бостонскому колледжу Бёркли — московский пианист Евгений Лебедев, а также супруг певицы — живущий в Таллине американский трубач Джейсон Хантер, плюс саксофонист Александер Паал, контрабасист Хейкко Реммель и барабанщик Ахто Абнер. Это тот самый состав, с которым Рубина записала в студии Эстонского радио пластинку, успевшую с момента выхода осенью 2015 г. побывать в Европейском джазовом чарте, получить в Эстонии национальную премию Eesti Muusikaauhind в категории «Лучший джазовый альбом» и выйти в Японии на лейбле Crown Tokuma.

Евгений Лебедев, София Рубина
Евгений Лебедев, София Рубина

В беседе после концерта София сообщила вашему корреспонденту, что в Европе этот альбом продвигать непросто: дело в том, что он посвящён классическому джазу 1930-50-х гг.. Даже само его название — это заглавие песенки, написанной одной из важнейших женщин-исполнительниц в истории раннего джаза — пианисткой Мэри-Лу Уильямс. Она сочинила эту забавную мелодию, когда работала в оркестре Диззи Гиллеспи, и в 1949 г. Диззи записал её со своим биг-бэндом. Другие треки основаны на пьесах Телониуса Монка, Коула Портера, Дюка Эллингтона и даже Джона Колтрейна, всё это — в аранжировках Евгения Лебедева и Джейсона Хантера.

Ансамбль Софии Рубиной
Ансамбль Софии Рубиной

Отлично подобранный, живой и задорный классический джазовый материал, прекрасно сыгранный и с большим вкусом спетый… но американскую джазовую классику на европейские джазовые фестивали сейчас берут неохотно: продюсеры предпочтут услышать американский материал в исполнении, собственно, американцев. И это при том, что российско-американско-эстонский состав Софии Рубиной играет не собственно классический джаз, а свой, современный, слегка ироничный взгляд на него. Но почему-то есть ощущение, что, говоря словами из «Парка Юрского периода», рано или поздно «природа найдёт выход», и эта отличная программа всё-таки будет доступна широкой аудитории не только на родине Софии Рубиной.
ВИДЕО: София Рубина на фестивале Jazzkaar 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=_1KmPxGxFoM

28 апреля в программе фестиваля было несколько концертов, но выделить из них хотелось бы один. Почему?

Ваш корреспондент в курсе, что термин «джазовый фестиваль» в наше время означает, чаще всего, череду концертов разнообразных песенных форм (ретро, поп, рок, инди, фолк, world music и т.п., среди которых иногда встречаются и джазовые концерты. По счастью, на Таллинском фестивале дело пока ещё обстоит наоборот: среди джазовых (да, в широком смысле слова, но несомненно джазовых) концертов в его программе встречаются и концерты разнообразных песенных форм. Так, франко-итальянский союз скрипача Режи Юби и поющей актрисы Марии Лауры Баккарини в малом зале «Пунане Майя» в этот день представил публике мир итальянской актёрской песни, или, можно даже сказать, театрализованного песенного кабаре.

José James
José James

А в большом зале «Ваба Лава» выступал модный американский певец Хосе Джеймс (José James), который собрал рекордно большую аудиторию с единственным за весь фестиваль стоячим партером — что и неудивительно: то, что он поёт — это современный оглушительно громкий, напористый, сладкий и чувственный соул, чуть приправленный довольно искушёнными джазовыми соло его клавишника Такэши Обаяши. Не будучи экспертом в области, соответственно, итальянского театрализованного песенного кабаре и современной соул-музыки, я не берусь что-то умозаключать по поводу этих концертов: у них была своя публика, во втором случае — даже очень многочисленная, и она принимала эти концерты с энтузиазмом. И хорошо!

Peedu Kass, Toomas Rull
Peedu Kass, Toomas Rull

Но зато мне есть что сказать о единственном джазовом сете этого дня. Нынешний председатель Эстонского джазового союза, контрабасист Пеэду Касс, недавно выступавший в Москве на Днях эстонского джаза, представил в «Ваба Лава» свой новый ансамбль — трио Peedu Kass Momentum: он сам на акустическом басу, Кристьян Рандалу на фортепиано и Тоомас Рулль на ударных. Точнее, представлен был не собственно ансамбль, а его одноименный дебютный альбом.

Kristjan Randalu
Kristjan Randalu

Ансамбль этот можно определить как современное европейское фортепианное трио, но было бы ошибкой возвести его к архетипу «современных европейских фортепианных трио», восходящему к ансамблю покойного Эсбьёрна Свенссона; это было бы явным упрощением. Да, в фортепианной фактуре «Пеэду Касс Моментум» тоже наличествуют сложные перекрещивающиеся методические линии из ровных 16-х нот, как и у скандинавских предшественников, но при этом идейно-энергетическим основанием музыки эстонского ансамбля представляется, скорее всего, не рок, как у EST, а влияние академической музыки, вплоть до Шопена, с одной стороны, и джазовой классики — вплоть до Колтрейна — с другой.

Peedu Kass Momentum
Peedu Kass Momentum

При этом основа драматургии ансамбля — развивающиеся в диалоге и контрасте друг с другом импровизационные высказывания и Рандалу, и Касса, влияния которых могут быть прослежены до Брэда Мелдау и Билла Эванса, с одной стороны, и до Дейва Холланда — с другой. Перекрещивающиеся сильные импровизационные идеи Кристьяна и Пеэду вступают в некое драматически строящееся диалогическое противостояние, но этот звуковой конфликт не перерастает в разрушение, создавая в своём взаимодействии весьма позитивную, стройную и вполне доступную даже не очень подготовленному слушателю музыкальную картину.
ВИДЕО: Peedu Kass Momentum — «Cinema Paradiso» (Peedu Kass)
выступление на фестивале Jazzkaar 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=7YRHABDSn6s

Финальным для меня днём фестиваля стало 29 апреля: программа фестиваля продолжалась 30 апреля и 1 мая, но 30-го вашему корреспонденту уже нужно было быть в Москве — вести концерт в честь Международного дня джаза в Доме Музыки.

Estonian Jazz Award Winners — Яак Соояэр, Тааво Реммель, Райво Тафенау, Танел Рубен
Estonian Jazz Award Winners — Яак Соояэр, Тааво Реммель, Райво Тафенау, Танел Рубен

В большом зале «Ваба Лава» большую часть вечера заняла специальная программа «Estonian Jazz Award Winners», представившая на одной сцене в рамках одного концерта множество эстонских джазменов — лауреатов Эстонской джазовой премии, которая вручается уже десять лет, с 2007 г. В концерте участвовали лауреат этого года — саксофонистка Мария Фауст, а также гитарист Яак Соояэр (лауреат 2007), барабанщик Танел Рубен (2008), саксофонист и флейтист Сийм Аймла (2009), саксофонист Райво Тафенау (2010), пианист Кристьян Рандалу (2011), саксофонист Виллу Вески (2012), контрабасист Тааво Реммель (2013), кларнетист Меэлис Винд (2014) и прошлогодний лауреат — певица Кадри Вооранд. Надо заметить, что Кадри, как обычно, блеснула: в своём третьем за несколько дней выступлении на фестивальной сцене показала себя совсем по-новому, при этом оставаясь узнаваемой Кадри Вооранд.
ВИДЕО. Jazzkaar 2016: Estonian Jazz Award Winners — Kadri Voorand
httpv://www.youtube.com/watch?v=NAPzQLTEuxA

Музыканты-лауреаты прошлых лет выходили на сцену в самых разнообразных сочетаниях: дуэтами, трио, ансамблями и соло. Постепенно вырисовывался, скорее всего — не без умысла участников, некий общий образ современной эстонской джазовой сцены, которую достойно представляли эти десять музыкантов: укоренённой в джазовой традиции, но глубоко обдумывающей свои национальные корни; базирующейся на добротной классической школе, но с интересом исследующей современные ритмы; и, наконец — и в первую очередь — основанной на узнаваемо северной, меланхоличной и неторопливой мелодике.

Estonian Jazz Award Winners
Estonian Jazz Award Winners

В паре пьес на сцене собрался даже нонет, то есть ансамбль из девяти музыкантов, в котором объединились все лауреаты с 2007 по 2015 г., кроме «свежего кавалера» — Марии Фауст. Она выступала чуть раньше в более камерном составе.
ВИДЕО. Jazzkaar 2016: Estonian Jazz Award Winners
httpv://www.youtube.com/watch?v=pXPjqoGv0Pc

Финальным концертом фестиваля для вашего корреспондента стало первое за семь лет выступление на «Джазкаар» полностью российского ансамбля. Алевтина Полякова и её «Солнечный ветер» только начинают представлять Россию на международной арене: раньше Алевтина много гастролировала, но не сама по себе — пять лет она играла на тромбоне в биг-бэнде Игоря Бутмана. В начале 2015 вышел дебютный альбом Алевтины с её собственным ансамблем, Solar Wind, и с материалом этого альбома она в сезоне 2015-16 гг. весьма активно выступала на фестивалях в России — а теперь и в Эстонии.

Алевтина Полякова и Solar Wind
Алевтина Полякова и Solar Wind

Контрабасист Макар Новиков, пианист/клавишник Артём Третьяков и барабанщик Пётр Ившин — опытные и сильные инструменталисты, но в контексте «Солнечного ветра» их работа обретает новый смысл благодаря музыке и идеям лидера. Алевтина в ансамбле играет на тромбоне, немного — на сопрано-саксофоне (это её первый инструмент, тромбон она освоила уже после саксофона), но главным образом поёт: большая часть её материала — песенная, на её собственные англоязычные тексты или на стихи русских поэтов, до самого Александра Сергеевича Пушкина включительно.

Артём Третьяков, Алевтина Полякова, Макар Новиков
Артём Третьяков, Алевтина Полякова, Макар Новиков

Справедливости ради замечу, что от Алевтины явно ждали, что она будет больше играть на тромбоне и, возможно, несколько меньше петь — но похоже, что она сейчас чрезвычайно увлечена вокалом и старается продвинуться по этому пути как можно дальше: в отличие от саксофона и тромбона, вокалом она занялась совсем недавно. Впрочем, два полновесных протяжённых тромбоновых соло, плюс игра на саксофоне, явно примирили таллинскую публику с действительностью: Алевтину слушали очень внимательно, а публики собралось совсем немало.

Алевтина Полякова и Solar Wind
Алевтина Полякова и Solar Wind

Московский ансамбль довольно медленно запрягал, но потом наконец, по русскому обычаю, быстро поехал, и ваш корреспондент запечатлел на видео как раз этот момент перелома — исполнение «Царскосельской статуи» Цезаря Кюи на стихи Пушкина, после чего таллинская публика была завоёвана окончательно, и финал концерта невозможно назвать иначе, чем большим успехом молодого российского коллектива.
ВИДЕО: Jazzkaar 2016. Алевтина Полякова и «Солнечный ветер»
httpv://www.youtube.com/watch?v=KMUWzJHbS1Y

Автор сердечно благодарит продюсера «Джазкаар» Анне Эрм за возможность в очередной раз посетить Таллин и рассказать российским читателям о самом географически близком к российским столицам крупном европейском джазовом фестивале. Да, это именно Анне Эрм запечатлена на финальной фотографии этого репортажа вместе с Алевтиной Поляковой после выступления москвичей на таллинской сцене.

Анне Эрм, Алевтина Полякова
Анне Эрм, Алевтина Полякова
реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Джаз.Ру», избранное. Трубач Том Харрелл: борьба, одоление, музыка (к 70-летию)
Следующая статьяВ июле и августе в Казани пройдёт X международный фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя