Полина Мартюченко фото: пресс-служба конкурса |
Переступив 15 апреля порог Санкт-Петербургской джазовой филармонии, я услышала не только звуки музыкальных инструментов, но и радостные детские голоса и громкий смех. Такое здесь бывает не каждый день — но уж обязательно в дни детского и юношеского музыкального конкурса «Мы из джаза». Я побывала на нём впервые, но, как оказалось, конкурс проходит в стенах джазовой филармонии уже в четвёртый раз, а проводится при этом один раз в два года. Дети были разных возрастов: от маленьких девочек, которые порой еле доставали ногой до педали рояля, до юношей, играющих не хуже, чем концертирующие питерские музыканты.
Участники были разделены на четыре группы: младшую — до 9 лет, среднюю — 9-13 лет, старшую — 14-17 лет и юношескую — 18-22. Конкурс проходил три дня и состоял из трёх туров. Первый отборочный тур был проведён заочно по видеозаписям, а вот второй и третий — на сцене. Родители, педагоги, друзья внимательно слушали и сопереживали — а члены жюри, помимо всего, ещё и оценивали. Столь непростую задачу решали музыковед Владимир Борисович Фейертаг, московский педагог Пётр Петрович Петрухин, профессор Ростовский консерватории Пётр Кимович Назаретов, вокалистка Яна Радион, доцент Педагогического университета им. Герцена Павел Алексеевич Ельяшевич, барабанщик Даниил Прокопьев и директор школы «Новая музыка» (Германия) Владислав «Влади» Быстров.
Меня удивило то, что конкурс проходил без напряжения — а это не так часто бывает. Конечно, участники волновались перед выходом на сцену, но чувства соперничества между ними, на мой взгляд, не было: дети дружелюбно «болели» друг за друга. Желающих выступить оказалось так много, что второму туру пришлось посвятить два дня. Инструменталисты сменялись вокалистами, со сцены звучали джазовые ритмы, мелодии Гершвина, Монка, Эллингтона, Брубека и Шортера. Одним из условий конкурса было умение импровизировать — и действительно импровизировали все, даже самые маленькие участники.
Решающим был третий тур. Жюри оценивало выступления по десятибалльной системе. Результаты конкурса таковы:
ДАЛЕЕ: результаты конкурса «Мы из джаза» в Санкт-Петербурге, много ФОТО
Гран-при впервые за всю историю конкурса присуждён представителю юношеской категории саксофонисту Денису Юрченко (20 лет, СПбМТ им. М.П. Мусоргского, преподаватель — Андрей Блинчевский)
Первые места разделили между собой солисты:
- пианистка Ксения Жиронкина (19 лет, Государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства, Москва, преподаватель — Евгений Гречищев),
- гитарист Святослав Епифанов (14 лет, ДШИ № 19, преподаватель Юрий Тараненко),
- тромбонист Макар Макаров (14 лет, Лицей искусств, преподаватель — Евгений Бурулёв),
а также ансамбли:
Jazz Kids (ДШИ № 19, руководитель — Клементина Синеглазова)
и самые младшие участники — Funny Band, удивительно мило исполнившие на двух блок-флейтах хит Куинси Джонса «Soul Bossa Nova» (Охтинский центр эстетического воспитания, руководитель — Наталья Ходос).
Более подробная информация о финалистах
На награждении лауреатов с вдохновляющей речью выступил художественный руководитель конкурса — руководитель Джазовой филармонии, народный артист России Давид Голощёкин, пожелавший участникам профессионального роста. После вручения наград был концерт и джем-сешн. Пока музыканты-финалисты выступали, мне удалось поговорить с председателем отборочной комиссии конкурса, заведующей эстрадным отделом ДШИ № 19 Клементиной Муратовной Синеглазовой.
Как мне известно, вы были организатором детского конкурса «Джаз-Парнас». Можно ли считать, что конкурс «Мы из джаза» продолжает традицию, или же это новый конкурс? Если да, то в чем различия?
— Да, действительно, «Джаз-Парнас» — наше детище. Он впервые прошёл в 1997 г., причём сразу был заявлен как международный. В 2015 на этот проект больше не нашлось денег, и конкурс был приостановлен. Не хочется думать, что навсегда.
Конкурс «Мы из джаза» имеет много общего с «Джаз-Парнасом». Это и место, где он проводится, и похожая схема проведения, и те же люди у истоков. Но всё-таки это другой конкурс. Он идёт в три тура. Необходимое условие — наличие в программе импровизации участников. Это может быть и подготовленная самими участниками импровизация, и моментальная, рождённая прямо на сцене. Конкурс пока имеет статус городского открытого, но мы надеемся на расширение географии и изменение статуса. Очень хочется также верить в то, что он будет поддержан в министерстве культуры Российской Федерации.
Много ли трудностей возникает при организации детского фестиваля? И какие?
— При организации любого мероприятия могут возникать совершенно различные трудности. Нужно не опускать руки и решать проблемы. Так называемое «сопротивление проекта» — совершенно неизбежная вещь. Главное — видеть цель и верить в себя.
Много ли было желающих принять участие в конкурсе? Были участники, которые не прошли отборочный тур?
— Отсев по видеозаписям был. Некоторых участников не пропустили. Но это были, в основном, люди, не знакомые ни с «Джаз-Парнасом», ни с конкурсом «Мы из джаза». Их программы в большей степени были ориентированы на шоу, что не подразумевается форматом конкурса, и не отвечали требованиям, прописанным в положении и о конкурсе.
Под вашим руководством выступали два ансамбля и солистка-пианистка. Скажите, импровизации ваших учеников были подготовлены или же рождались на ходу (а если подготовленные, то собственного сочинения или нет)?
— Программа старших ребят (ансамбля Jazz Kids) строилась на импровизациях «на ходу» . У младшего ансамбля были в каждом туре по одной выученной пьесе и по одной с импровизацией (также создававшейся прямо на сцене) . По такому же принципу была построена программа солистки. Одно выученное произведение и два с импровизацией.
В школе, где вы преподаёте (ДШИ №19), есть предмет «импровизация», а существует ли методика по этому предмету? И с какого класса этому учат детей?
— В школе есть предмет и есть программа. В учебном плане — с 4 класса. Но первые три года есть предмет «развитие творческих навыков», что является подготовкой к предмету «импровизация». Младший ансамбль этот предмет ещё не изучает, но уже показал свою работу в этом направлении. Я считаю, достаточно высокого уровня для их возраста. Детям ведь 7-8 лет.
А как насчёт джазовой музыкальной литературы? Знакомы ли дети с биографиями и творчеством джазовых музыкантов?
— А вот джазовой музыкальной литературы нет. Дети знакомятся с музыкой на уроках по специальности по своим направлениям. Либо какие-то образцы показываются в классе ансамбля и импровизации.
Что бы вы пожелали будущим участникам V конкурса «Мы из джаза»?
— Участникам следующего конкурса я бы пожелала больше заниматься импровизацией в эти два года, потому что на каждом конкурсе могут быть сюрпризы и будет возможность пообщаться друг с другом на джем-сешне посредством музыкального джазового языка. Это всегда очень интересно и увлекательно, но, как правило, проблематично на детских мероприятиях. Однако нынешний конкурс показал, что это возможно. Впервые подходили зрители и делились впечатлениями — говорили, что это самый «живой» и интересный конкурс из тех, что они посетили за последнее время.
Диплом лауреата I степени в номинации «солист(фортепиано)» в средней возрастной группе ( результат голосования жюри в III туре 9,83 балла) получил Александр Вериженко, ученик знаменитого московского педагога Петра Петровича Петрухина. Удивительная невнимательность!
Вы мама, да? :)
Простите, а где Вы здесь вообще видите результаты для средней и младшей групп? Приведены только результаты для старшей группы. Это решение редакции.
Редакция «Джаз.Ру»
Вижу и старшую, и юношескую, и даже младшую группу ( Funny Band). Что помешало назвать еще два имени?
(Терпеливо) В списке лауреатов показаны только имена лауреатов двух старших групп. Подписи к фотографиям не являются частью списка лауреатов.
(Вежливо) Спасибо!