Бременская выставка Jazzahead! глазами участника: рассказывает саксофонист Анатолий Осипов

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

infraКак мы уже сообщали, с 21 по 24 апреля в Бремене (Германия) прошла ежегодная международная джазовая выставка-ярмарка Jazzahead!. В этом году в рамках Jazzahead! впервые был представлен отдельный стенд «Российская джазовая сцена» (Russian Jazz Scene), задачей которого было показать многообразие джазовой жизни в Российской Федерации.

Сегодня о своих приключениях на выставке Jazzahead!-2016 рассказывает самый молодой из музыкантов-участников стенда «Российская джазовая сцена», представитель нового поколения российских импровизаторов, которое в последнее время активно и уверенно заявляет о себе — саксофонист Анатолий Осипов.

Анатолий Осипов (фестиваль
Анатолий Осипов (фестиваль «Джаз над Волгой», 2015)

— Эта история началась в середине октября прошлого года, когда я узнал об идее организации на крупнейшей европейской джазовой выставке Jazzahead!, ежегодно проходящей в городе Бремен (северо-запад Германии), отдельного российского стенда. Как мне рассказал мой директор Александр Никитин, к участию в стенде будет привлечен широкий спектр лиц и объединений, представляющих различные сегменты джазовой индустрии нашей страны — фестивали, клубы, лейблы, ансамбли и отдельные музыканты. За дополнительной информацией я обратился к автору идеи стенда — главному редактору «Джаз.Ру» Кириллу Мошкову. Кирилл предположил, что для молодого музыканта участие в Jazzahead! дело стоящее, и это правильная инвестиция в карьеру, но всё же эффективнее будет появиться не самостоятельно, а именно в составе общего стенда.

Признаюсь, что, изучив этот вопрос подробно, я очень крепко задумался. Для меня не новость, что за собственное продвижение надо платить, и что возможности для продвижения вовсе не исчерпываются площадками внутри страны. Но я только два года назад получил формальное образование, и мне нужно было очень хорошо подумать, смогу ли я в данный момент представить свою музыку на таком серьёзном уровне. Правда, к этому моменту у меня наконец-то появился новый студийный материал — дуэтные записи с пианистом Алексеем Наджаровым. Треки выглядели вполне достойно, хотя над ними ещё предстояло серьёзно поработать — выбрать дубли, провести сведение и мастеринг. Забегая вперед, скажу, что в итоге я еле успел: альбом «Postjazz» поехал в Бремен в виде специального промо-тиража, а любители музыки из России смогут познакомиться с этой работой только осенью. Следующий момент: участие в выставке обходится весьма недёшево. Общие расходы на одного участника превышают тысячу евро: регистрационный сбор за участие в выставке, взнос за долю в стенде, расходы на проживание, питание и дорогу, на визовый сбор и т.д. (хотя возможно несколько снизить расходы — например, если есть знакомые, у которых можно остановиться, и т.д.).

Хорошо подумав и ещё раз всё взвесив, я согласился. Хотелось самому увидеть, как работает европейский джазовый рынок, непосредственно послушать музыкантов, пообщаться с ними, лично представить свой альбом авторитетным в отрасли специалистам, сравнить мои представления о музыке с актуальными европейскими тенденциями. Но главное — возможно, я бы не пошёл, по крайней мере пока, на этот шаг, если бы подобный форум в каком-то виде проводился внутри нашей страны. И поскольку такого национального инструмента нет, а я есть, и хочу расти и добиваться высоких целей, то мне пришлось обратиться к рынку международному.

ДАЛЕЕ: что нужно сделать для участия в выставке, из чего состоит работа в дни Jazzahead!, что она приносит и чего не приносит, и какое впечатление произвела выставка в целом, плюс ВИДЕО с российского стенда! 

Но прежде чем сесть в самолёт и добраться до Бремена, мне предстояло проделать большую работу, решить целый ряд проблем — получить свою первую шенгенскую визу, дописать и подготовить к выпуску альбом, запустить сайт, переделать на более высоком уровне пресс-пакет. И всё это помимо основной деятельности — концертов, репетиций, занятий на инструменте, работы над нотами и т.д. Где-то с середины февраля я забыл, что такое хотя бы час свободного времени. В итоге, несмотря на помощь и поддержку, я еле успел.

Теперь несколько слов об устройстве Jazzahead! Выставка проходит ежегодно в течение четырех апрельских дней, всегда в конце месяца (в следующем, 2017 году это 27-30 апреля. — Ред.). Она является завершающим аккордом более продолжительного фестиваля с тем же именем, включающего в себя также кинопоказы, театральные постановки, новинки литературы и многое другое.

Выставочный комплекс Messe Bremen
Выставочный комплекс Messe Bremen

Работу выставки (за вычетом конференций для специалистов) можно разделить на две большие части — собственно выставку, проходящую в одном из павильонов выставочного центра Messe Bremen, «Бременская ярмарка» (стенды национальных джазовых ассоциаций, лейблов, фестивалей, агентств и т.д.) и музыкальную часть, так называемые шоукейсы, которые проходили в двух других залах выставочного центра и в расположенном поблизости зале Schlachthof (с немецкого языка это слово переводится как «скотобойня»). Шоукейсы были организованы таким образом, что, оперативно перемещаясь из зала в зал, можно было посмотреть все сорок выступлений за три дня. Кстати, вы можете познакомиться с видеозаписями шоукейсов-2016 на сайте выставки www.jazzahead.de, как и с концертами прошлых лет.

Сама заявка на участие в шоукейсах бесплатна, но при этом необходимо зарегистрироваться в качестве участника выставки, то есть заплатить взнос. На выбор предлагалось три основные формы участия: 1) экспонент — участник, купивший стенд; 2) со-экспонент, то есть участник, приписанный к какому-то уже заявленному стенду (это тот вариант, который выбрал я); 3) «профессиональный участник» без приписки к стенду — это ненамного дешевле, но имеет целый ряд минусов.

Первый вариант для одного лица запредельно дорог, а последний вариант тоже был отброшен в сторону по многим причинам. Ехать в качестве участника без стенда имеет смысл, только если у тебя уже есть какие-то накопленные связи, если тебя знают. Музыканту, делающему первые шаги на международном уровне, играть в такую игру не стоит. Кто-то должен представить музыканта, его диски должны быть на стенде, его имя должно быть в раздаточных материалах стенда.

Вечер перед открытием выставки. Стенд смонтирован
Вечер перед открытием выставки. Стенд смонтирован

Кроме того, жизнь показала, что диски лучше всего разбирают именно со стендов: люди проявляют интерес, сами подходят, спрашивают, берут диски. Две трети моих дисков ушли именно с российского стенда 6В27. Попытки же раздавать диски путем похода по другим стендам вызвали затруднения, причем даже не из-за языкового барьера. Всё-таки относительно простыми фразами я по-английски говорю, а собеседника понимаю даже лучше — хотя с непривычки этот процесс изнуряет похуже физической работы. Так или иначе, диск на чужом стенде этично оставить только после согласия партнёра по общению его принять, чего не так просто добиться. Многие — скажем, лейблы — прямо отвечали, что не нуждаются в расширении репертуара, и т.д. Мне, правда, было немножко легче, поскольку я предлагал познакомиться со своей собственной музыкой, то есть выступал без посредников в лице агентов и т.д. Поэтому выбранный мной вариант со-экспонента российского стенда оказался оптимальным. Кроме того, Кирилл Мошков лично представил меня (как и других со-экспонентов стенда) и мой диск тем из участников выставки, с кем у него налажены профессиональные связи.

На стенде: работа кипит (Анатолий Осипов - крайний слева)
На стенде: работа кипит (Анатолий Осипов — крайний слева)

Но вернусь к шоукейсам. Всего состоялось 40 концертных сетов, разбитых на три дня по географическому принципу. Обычно на одно выступление отводилось полчаса, за исключением серии с американскими ансамблями, где музыканты смогли играть по 45 минут. Каждый год одна из стран получает статус «страны-партнёра», что означает возможность более широко представить национальную сцену этой страны. В 2015 году статус страны-партнера достался Франции, в 2017 готовится выступить Финляндия. Первыми восемь своих команд в программе представила страна-партнёр 2016 г. — Швейцария, и соответственно, блок назывался Swiss Night. На следующий день сначала выступили хозяева, восемь немецких команд — программа шла под общим названием German Jazz Expo, а вечером прозвучали сеты Overseas Night, блока музыкантов, представляющих страны вне Европы: пять групп из США, по одной — из Канады и Колумбии, и всего один ансамбль из Южной Африки.

Swiss Night: Weird Beard (photo © Messe Bremen)
Swiss Night: группа Weird Beard (photo © Messe Bremen)

Наконец, в третий день в дневном и вечернем блоках European Jazz Meeting выступили шестнадцать ансамблей из Европы. В этот блок попали команды всего лишь из восьми стран Северной и Западной Европы: три ансамбля из Великобритании, по два — из Норвегии, Португалии, Бельгии и Финляндии, и по одному — из Франции и Италии (плюс один из Израиля, формально не являющегося европейской страной). Для сравнения: в прошлом году места получили целых четырнадцать стран, в том числе Польша, Венгрия, Эстония. Такая вот тенденция; будем надеяться, что нынешний год стал исключением. В последние годы начали попадать в число участников шоукейсов и музыканты из России — правда, пока только с международными проектами: в том же 2015 году на Jazzahead! выступил российско-украинский дуэт валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Вадима Неселовского.

Шоукейсами музыкальная часть выставки не ограничивалась. В течение субботнего вечера более чем в тридцати клубах по всему Бремену состоялись концерты серии Clubnight, в которой в основном сыграли ансамбли из Германии и соседних с ней стран. Некоторые из швейцарских и немецких команд, игравшие в шоукейсах в первые дни выставки, смогли выступить по второму разу. Для посещения мероприятий Clubnight достаточно было купить отдельный билет стоимостью 20 евро, дававший неограниченный вход на все мероприятия серии, плюс проезд на городском трамвае. И ещё один интересный концерт был вынесен отдельно и предлагался за дополнительную плату днём ранее — это выступление ансамбля известного пианиста Ника Бэрча и его группы Nick Bärtch’s Ronin. Обо всех этих мероприятиях я вам ничего сказать не смогу, потому что в это время посещал шоукейсы (хотя на Бэрча сходить бы стоило). Но что стоит добавить, так это то, что тридцать клубов по всему Бремену не стоит воспринимать буквально. Подавляющее большинство из этих площадок — не столько клубы в нашем понимании (вроде клуба «Эссе», Клуба Игоря Бутмана, Клуба Алексея Козлова — с ежедневными джазовыми концертами), сколько залы, в которые на время выставки поселяется джаз. Это может быть музей техники в здании бывшей насосной станции (важная вещь для расположенного на реке города), или районное общественное кафе, в котором в обычное время работают шахматная секция, йога для пожилых и кружок любителей аккордеона.

Мы с пианистом Андреем Разиным, как два музыканта, добравшихся до выставки лично, в то время, пока остальные участники делегации отдувались за нас на стенде, добросовестно прослушали почти все шоукейсы — хотя от такого интенсивных музыкальных впечатлений устали безмерно, и пропускали некоторые из поздних по времени шоукейсов. Всё-таки мы каждый день находились на выставке с десяти утра, и к 22-23 часам становилось уже ни до чего. С утра несколько часов до обеда смотришь стенды и пытаешься разговаривать, после обеда слушаешь 7-8 часов музыки нон-стоп. То есть нагрузки участников выставки приличные. Кроме того, в некоторые из вечеров мы отдавали предпочтение мероприятиям, проходившим параллельно с шоукейсами: например, в субботу зашли в гости к датчанам.

Clubnight в Бремене (photo ©  Nikolai Wolff, Messe Bremen)
Clubnight в Бремене (photo © Nikolai Wolff, Messe Bremen)

Средний уровень представленных ансамблей очень высок, за очень немногими исключениями были только хорошие и очень хорошие. Все три зала (примерно на 600-700 мест каждый) всякий раз заполнялись до отказа. Многие музыканты далеко не новички, имеют контракты с известными европейскими лейблами, играют на шоукейсах не первый раз. Как ни странно, но в целом, обсуждая участников шоукейсов, мы с Андреем практически сошлись в оценках. Из швейцарцев я выделю трио пианиста Колена Валлона (Colin Vallon Trio) и квинтет тенор-саксофониста Кристофа Ирнигера (Christoph Irniger Pilgrim); из немцев — совершенно феноменальное трио Пабло Хельда (Pablo Held Trio); из американцев — квинтет контрабасиста Омера Авиталя (Omer Avital) и трио пианиста Кевина Хейза (Kevin Hays New Day Trio); из европейского блока мне приглянулись играющая джаз с элементами хардкора финская группа Oddarrang и интересные композиционными решениями австрийцы Woody Black 4. Что до каких-то обобщённых чисто музыкантских выводов, то мне ещё только предстоит их сделать.

В целом, попасть на шоукейсы непросто, и ситуация с годами только усложняется. Раньше право подать заявку имели только экспоненты и со-экспоненты, плюс можно было заявить соискателей от лица немузыкальных участников стенда. Но в этом году список претендентов расширился втрое: туда впервые были допущены «профессиональные участники». Никто из наших заявленных участников в шоукейсы 2016 года не прошёл, что неудивительно. Пока рассчитывать на положительный результат могут только музыканты, уже обладающие наработанными в индивидуальном порядке опытом и международными связями. На самом деле у нас есть составы, которые вполне достойно могут поддержать реноме отечественной джазовой музыки и составить конкуренцию на шоукейсах Jazzahead! Но для этого наших музыкантов должны знать. Для этого необходима слаженная работа целого ряда сегментов, составляющих индустрию: букинг-агентств, пробивающих для своих артистов выходы на европейский рынок, и лейблов с эффективной международной дистрибьюцией.

Кроме того, любые интересы нуждаются в лоббировании, поэтому давно назрела необходимость создания общественного института, который представлял бы основную часть участников джазового сообщества и был достаточно авторитетен для того, чтобы проводить ежегодные премии, выделяя и поддерживая наиболее талантливых и перспективных, а также эффективно договариваться с государственными чиновниками, отвечающими за культурную политику страны.

Очень уместным было бы добиться того же статуса «страны-партнёра», для чего безусловно требуется поддержка и гарантии от государства. Пока же мы делаем то, что можем, используя собственные возможности, с надеждой на лучшее. И наш вояж на выставку Jazzahead! — важный шаг в правильном направлении.

Если говорить о впечатлениях, то Jazzahead! — очень удобная площадка для налаживания контактов и продвижения, но всё-таки прежде всего — это инструмент для людей, продающих и покупающих услуги музыкантов и результаты их работы. Здесь менеджеры артистов и клубов разговаривают, скажем, с промоутерами лейблов и фестивалей. Здесь договариваются о культурном обмене джазовые ассоциации разных стран. Здесь встречаются руководители европейских джазовых журналов. Эта выставка не совсем для музыкантов, это trade fair — торговая ярмарка с покупателями и продавцами музыкальных услуг. Чаще всего интересы музыкантов на Западе продвигают не сами музыканты, а их представители. Вот для них прежде всего и создана эта выставка. Музыканты же играют шоукейсы, показывая товар лицом, подтверждая делом предложения своих агентов, а заодно привлекая на выставку посетителей.

Немного о минусах. Использовать выставку с целью познакомиться с коллегами-музыкантами из других стран (если только они не продают свою музыку самостоятельно на стендах) оказалось несколько затруднительно. Те из них, кто играет шоукейсы, сразу после выступления покидают сцену и отправляются в отдельную гримёрку, куда не пропустит охрана, а потом уезжают восвояси. Поэтому я смог познакомиться только с немногими из музыкантов. Увы, мне не удалось в Германии поиграть на джем-сешн, на что я очень рассчитывал и даже привёз сопрано-саксофон. Казалось бы — куча музыкантов, готовых показать свои умения, по ночам должен джемовать весь Бремен. Тем не менее, джем-сешны в программе выставки не предусмотрены. Кстати, практически не было предложений сувенирной продукции с логотипом выставки — разве что сумка с фестивальным каталогом, которую получили все участники.

Объединённый норвежский стенд на выставке Jazzahead!
Объединённый норвежский стенд на выставке Jazzahead!

Сама выставка относительно небольшая по размеру, все стенды можно осмотреть не спеша за пару часов. Хотя у некоторых стендов я задерживался надолго: у стенда Норвежской джазовой ассоциации, германских лейблов ACT и ECM, Токийского джазового фестиваля, у сводного американского стенда «Джаз из США». Некоторые, особенно стенды лейблов, продавали свою продукцию, как в магазине. Но на национальных стендах, как правило, раздавали специальные сборники-сэмплеры «не для продажи» с подборкой новой музыки. Всего я привёз домой порядка двадцати таких дисков, так что в ближайшие недели мне есть, что слушать. Эти издания пользуются большим интересом (их разбирают как горячие пирожки) и обычно выходят при поддержке культурных государственных фондов (Норвегия, Эстония, Швейцария). Наиболее известная из таких коллекций — это выпускающаяся с 2003 г. серия компиляций с музыкой Норвегии. Сборник выходит раз в несколько лет и содержит три-четыре компакт-диска. В этом году подборка «Jazz.No» вышла в седьмой раз. Считается, что крайне важно формировать положительное представление о своей стране с помощью культуры. А поскольку всё-таки культура сама себя нигде не окупает, эта важная часть жизни общества нуждается в адресных дотациях и, в том числе, в дорожных фондах.

Наша делегация тоже привезла сборник, подготовленный без какой-либо поддержки со стороны (его издание профинансировали два из шести со-экспонентов стенда). В диск «Джаз из России-2016» вошли не только треки участников стенда, но и лучшие новые композиции наших коллег. Поэтому вот ещё одна возможность продвигать свою музыку — попасть на такой сборник.

На выставке я не только заводил новые знакомства, но и был рад встретить уже знакомых, например, эстонского гитариста Яака Соояэра, с которым недавно играл в составе «Круглого Бенда» Алексея Круглова. Также мне посчастливилось вновь поговорить с владельцем лейбла Criss Cross Jazz Джерри Текенсом.

Дина Нургалеева (агентство Magnetophone Music), Джерри Текенс (Criss Cross Jazz), Анатолий Осипов
Дина Нургалеева (агентство Magnetophone Music), Джерри Текенс (Criss Cross Jazz), Анатолий Осипов

В Бремен со своим стендом приехала делегация компании Игоря Бутмана — Igor Butman Music Group, и я с большим удовольствием пообщался с руководителем делегации Романом Христюком. Очень здорово, что в этом году нашу страну представляли сразу два стенда — думаю, участники и посетители выставки смогли получить вполне разностороннее впечатление о российском джазе.

Анатолий Осипов. Бремен
Анатолий Осипов. Бремен

Три дня прошли практически полностью в работе. Утром в воскресенье мы разобрали стенд и наконец-то смогли отдышаться — как самые обыкновенные туристы погулять несколько часов по улицам старинного города, известного своим богатым торговым прошлым, осмотреть Ратушу, кафедральный собор святого Петра и другие достопримечательности Бремена.

Участники стенда делают селфи на фоне ресторана Spitzen Gebel в здании 1400 года постройки
Участники стенда делают селфи на фоне ресторана Spitzen Gebel в здании 1400 года постройки

И в заключение хочется сказать вот о чём. Участникам делегации (не только тем, кто поехал, но и тем, кто остались болеть за нас дома, но сделали много для того, чтобы мы отработали удачно) удалось сплотиться в команду, которая увлечённо работала на общий результат вместе, без разделения на группы, стили и жанры. Все мы сообща представляли свою собственную страну и одну на всех музыкальную индустрию. Это ощущение остаётся у меня до сих пор. Я не могу предугадать, будет ли моя поездка на фестиваль иметь какие-то положительные последствия, но я знаю точно, что мне выпала большая честь впервые представлять российский джаз на международном уровне, и я постарался сделать это с максимальной ответственностью.

Фото на память: со-экспоненты стенда - Анатолий Осипов и продюсер Олег Рубцов (фестиваль JazzMay, Пенза)
Фото на память: со-экспоненты стенда — Анатолий Осипов и продюсер Олег Рубцов (фестиваль JazzMay, Пенза)

ВИДЕО: жизнь стенда «Российская джазовая сцена» на выставке в Бремене от сборки экспозиции вечером 20 апреля до разборки утром 24 апреля, уложенная в три минуты (съёмка — Валерий Толстов, Business Bureau).

httpv://www.youtube.com/watch?v=xYsu6dFMOXM

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя