Дина Нургалеева фото: архив «Джаз.Ру», Jan Rathke / Messe Bremen |
С 21 по 24 апреля в Бремене (Германия) прошла ежегодная международная джазовая выставка-ярмарка Jazzahead!. В этом году в рамках Jazzahead! впервые был представлен отдельный стенд «Российская джазовая сцена» (Russian Jazz Scene), задачей которого было показать многообразие джазовой жизни в Российской Федерации.
Всего в текущем году выставка Jazzahead!, 11-я по счёту, собрала 969 компаний-экспонентов и 2742 профессиональных участника (артисты, промоутеры, музыкальные агентства, организаторы фестивалей, лейблы, журналисты и т. д.), которые приехали в Бремен из 57 стран. Российский джазовый рынок был представлен не впервые (ещё в 2013 г. в качестве профессиональных участников приезжали представители нашего издания, а также российских фестивальных компаний и фирм грамзаписи), но специализированный российский стенд на бременской джазовой ярмарке был создан в первый раз.
Отдельно отметим факт, что в 2016 г. специализированным стендом была впервые представлена в Бремене и джазовая сцена США, увеличилось также присутствие компаний из Азии (прежде всего Японии и Южной Кореи).
Важная часть программы Jazzahead! — концерты-шоукейсы, в которых участвуют как совсем новые имена, так и известные джазовые коллективы. Концерты проходят как во время работы выставки в соседнем павильоне, так и после закрытия стендов в вечернее время — в зале «Шлахтхоф» и целом ряде бременских клубов. Эту часть программы выставки в текущем году посетили более 15000 слушателей: помимо участников ярмарки, на концертные выступления приходят и «простые слушатели» — как местные, так и специально приезжающие для этого в Бремен из соседних регионов Германии. Наибольший резонанс вызвали выступления Omer Avital Quintet (США), Bojan Z & Nils Wogram (Франция/Германия), трио Shalosh (Израиль), Amir El-Saffar Two Rivers Ensemble (США). Шоукейсы в рамках выставки вновь подтвердили, что в музыке стираются границы: на мировой джазовой сцене появляется все больше проектов, объединяющих исполнителей из разных культур, стран и даже с разных континентов.
Стенд «Российская джазовая сцена» (Russian Jazz Scene) — результат деятельности одноименной общественной инициативы, которая решила действовать, не дожидаясь помощи от государственных структур. В этом году в рамках инициативы действовали журнал «Джаз.Ру», фестиваль JazzMay (Пенза), джаз-клуб «Эссе» (Москва), Центр исследования джаза в Ярославле, лейбл ArtBeat Music, ряд артистов: Jazz Dance Orchestra, трио «Второе Приближение» (на международном рынке — The Second Approach Trio), певица Анна Бутурлина и саксофонист Анатолий Осипов, а также агентство Magnetophone Music, которое представляло интересы певицы Алины Ростоцкой, трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов и ряда других российских джазменов. Стенд вызвал бурный интерес у участников выставки: новые имена российских артистов, а также возможности российского фестивально-гастрольного рынка прельщают европейских промоутеров и букинг-агентов.
Российский джаз был представлен на выставке также и стендом компании Igor Butman Music Group, которая показывала весь спектр своей деятельности — в том числе фестивали, которые проходят под патронажем главы компании Игоря Бутмана, и релизы лейбла Butman Music. На стенде компании, который появляется на бременской выставке с 2011 г., работали руководитель PR и спецпроектов IBMG Роман Христюк и менеджер лейбла «Бутман Мьюзик» Антон Сергеев.
Кроме того, в качестве «профессионального участника» на выставке работала и Елена Моисеенко, музыкальный директор агентства ArtMania — компании, которая, помимо прочего, проводит фестивали семейства «Усадьба Jazz».
Джазовое сообщество России всё ещё слабо интегрировано в мировой джаз, но выставка с очевидностью подтвердила: для участия в мировой джазовой индустрии необходимо, чтобы в международном продвижении в рамках самоорганизации рынка участвовал и широкий спектр артистов, и лейблы, и джазовые фестивали, и клубно-концертные площадки — в том числе и посредством международных выставок, из которых Jazzahead! на настоящее время остаётся важнейшим событием для Европы. Тогда вероятность превратится в закономерность, и российских джазовых исполнителей будут знать ценить наравне с американскими и европейскими, а значит — чтобы реализовать свой талант, им не обязательно будет эмигрировать.
Сокращённая версия текста была опубликована 27 апреля информационным агентством InterMedia