В Россию снова едет швейцарское трио Plaistow. «Маяковская» — Титан: полёт нормальный

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

anons14-20 апреля в Россию вновь возвращается с гастрольным швейцарское новоджазовое трио Plaistow, для которого первый визит в нашу страну в далёком уже 2009 году стал трамплином для серьёзной интернациональной карьеры.

Базирующийся в Женеве коллектив — сейчас это пианист Йохан Буркенез, барабанщик Сирил Бонди и контрабасист Венсан Руис — образован в 2007 г. после столь характерной для наших дней встречи музыкантов… в интернете. Будучи довольно активными участниками швейцарской импровизационной сцены, три будущих музыканта Plaistow узнали друг о друге в формате сетевой записи для одного из независимых лейблов и выяснили, что сходство творческих взглядов позволяет задуматься и о создании собственного проекта. Ключевыми составляющими его концепции стали свобода импровизации, высокий интерес всех троих к рок-музыке и современной электронике, а также коллективная разработка концепций академического композитора-минималиста Стива Райха.

Plaistow (photo © Mehdi Benkler)
Plaistow (photo © Mehdi Benkler)

Впрочем, влияние американского классика швейцарцы переросли достаточно быстро, пройдя путь от повторяющихся композиторских конструкций через «шум и ярость» до чётких, резких и геометрически совершенных построений, которые не воспринимаются более как чьё бы то ни было наследие. Сегодняшняя стилистика Plaistow — это их отличительно собственная заслуга. Об их четвёртом альбоме «Titan», вдохновлённом спутниками Сатурна, критики говорят просто: «пробирающий до костей». Альбом вышел осенью 2015 и будет представлен в очередном российском туре. Выбор неожиданного предмета вдохновения — вообще довольно характерное решение для группы: на ранних альбомах такими предметами становились, например, станции метро. Даже само название группы — это отсылка к заброшенной станции лондонской подземки, а на альбоме «The Crow», записанном после первого визита в Россию, появилась композиция под названием ни много ни мало «Mayakovskaya».

Авторский материал коллектива критики трактуют по-разному: порой как пост-джаз, порой как современный фьюжн, порой даже как академический минимализм. Для группы характерны довольно агрессивные по подаче и монотонные по мелодике композиции, в которых, однако, мастерски выстраивается внутренняя напряжённость; а характерные для свободной импровизации ансамблевые диссонансы и неочевидности придают выступлению своеобразную драматургию, действительно позволяющую вспоминать одновременно и о чопорности филармонических залов, и о энергетике рок-концертов.

Принципиально не пользуясь с своих выступлениях электронной обработкой звука, швейцарцы, тем не менее, заставляют рояль, контрабас и барабаны звучать так, что их часто рассматривают как представителей электронной сцены. Именно подобный подход — скрупулёзное внимание к акустическим свойствам инструментов, готовность работать со звуком в не меньшей степени, чем с мелодией и гармонией — привёл их к тому, что в сегодняшней музыке Plaistow доминирует не композиторский расчёт и не свобода новоджазовой импровизации, а нацеленность в первую очередь на внутреннюю пульсацию, медитативность пьесы — которая может с равным успехом оказаться и агрессивной, и почти лиричной. Своего рода «торговая марка» Plaistow — это работа с паузами, обертонами, микроскопическими нюансами, благодаря которым драматургия их произведений заметно отличается от большинства произведений сколь угодно именитых коллег. На ранней стадии развития коллектива поклонники проводили параллели с творчеством Bohren & Der Club Of Gore, однако сегодня эти сравнения уместны не более, чем отсылки к тому же Стиву Райху: Plaistow однозначно нашли собственный путь, в особенности после замены басиста. Ушедший из коллектива бас-гитарист Рафаэль Ортис лишил звучание Plaistow той небольшой доли электрики, что ещё была позволительна в первые годы, однако заменивший его заметно более молодой контрабасист Венсан Руис оказался куда в большей степени «встроен» в концепцию, исповедуемую пианистом Йоханом Буркенезом и барабанщиком Сирилом Бонди.

Plaistow, как и положено современному европейскому ансамблю, активно взаимодействует с самыми разными музыкантами со стороны: так, одна из их работ выполнена с марокканским диджеем и рэпером MC MobyDick, и на ней идеология швейцарцев оттеняется монологами на французском и одном из арабских диалектов. Немудрено, что одной из характеристик ансамбля устойчиво становится «стремление оскорбить традиционные джазовые традиции восприятия музыки». Немудрено и то, что оскорбление традиций в данном случае ведёт лишь к росту интереса к группе. Доказательством тому — и японские гастроли, и регулярное появление в московском КЦ «ДОМ», и даже включение коллектива в программу джаз-фестиваля в Монтрё, что для группы из того же самого города, где проходит один из известнейших фестивалей в мире, давно начавший трактовать джаз почти исключительно в коммерческом ключе, — достижение поистине фантастическое.
ВИДЕО: Plaistow — «Live in Montreux, 2014»
httpv://www.youtube.com/watch?v=HwDA-IwXolk

Ещё в сезоне 2008/2009 коллектив выиграл национальную премию ZKB Jazzpreis, вручаемую лучшим молодым джазовым музыкантам Швейцарии. В этот же период началась серия приездов Plaistow в Россию, где коллектив был восторженно встречен аудиторией самых разных площадок — авторитетных культурных центров авангардного толка Москвы и Петербурга, филармоний Красноярска, Иваново, Перми, Пскова, крупных залов Томска, Кемерово, Кызыла, Ижевска, джазовых и даже рок-клубов Новосибирска, Уфы, Нижнего Новгорода, Воронежа и так далее.

Расписание российского тура Plaistow, апрель 2016

  • 14 апреля, Сергиев Посад, КПЦ «Дубрава», 19:00 — билеты
    VK, FB
  • 15 апреля, Воронеж, книжный клуб «Петровский», 19:00 — билеты
    VK
  • 16 апреля, Дубна, зал Администрации, 18:00 — билеты
    VK, FB 
  • 17 апреля, Красноярск, Краевая филармония, 18:00 — билеты
    VK, FB 
  • 18 апреля, Санкт-Петербург, музей «Эрарта», 20:00 — билеты
    VK, FB 
  • 19 апреля, Иваново, Филармония, 18:30 — билеты
    VK, FB 
  • 20 апреля, Москва, КЦ «ДОМ», 20:00 (при участии Антуана Ланга) — билеты
    VK, FB 

ВИДЕО: Plaistow — «KARI»
трек с альбома «Titan», 2015, видеоарт — Джанис Сигрист
httpv://www.youtube.com/watch?v=gF9gcyvkj7E

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя