Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
3 апреля в российской музыке случилось большое событие.
Да, я знаю, что несколько тысяч человек в это время были на большом стадионном концерте, и для них именно он стал событием — но я хочу подчеркнуть, что на самом деле большое событие произошло в 400-местном зале Театрального центра СТД «На Страстном», где вокалистка Алина Ростоцкая и её группа Jazzmobile представили дебютный альбом «Flow» («Поток»).
Анонсируя этот концерт (и сам альбом), ваш покорный слуга писал об Алине:
…Всего семь лет назад российский джазовый журнал «Джаз.Ру» уточнял — «молодая певица». Алина и сейчас молода, но назвать её «молодой певицей» больше не поворачивается язык. Во-первых, она не только певица: да, Алина — вокалист, но она и и поэт, и композитор, и автор, и аранжировщик… и даже инструменталист: её соло на духовой мелодике (мелодической гармонике) уверенно вступают в диалог с искушённой игрой инструменталистов её ансамбля. А во-вторых, она — несмотря на молодость — уже сложившийся мастер, сильный лидер, оригинальный голос.
Я имею в виду не только голос как таковой, голос как музыкальный инструмент, хотя пение Алины действительно оригинально. Она не подражает никому: её голос — это только её голос. Но ещё важнее её голос как артиста, голос самостоятельного творца в серой пустыне современного музыкального пространства, замусоренного «каверами», вторичными коммерческими копиями чужого творчества, или собранными из готовых блоков развлекательными треками. Алина Ростоцкая — действительно самостоятельный творец, со своим собственным, ни на кого не похожим голосом, собственной манерой, собственным творческим лицом, которое запоминается с первого прослушивания и навсегда…
Вечер 3 апреля показал: всё так и есть. Алина и её соратники и единомышленники по группе Jazzmobile представили мощную программу, полностью состоящую из авторских пьес или авторских аранжировок (ровным счётом трёх — сефардской фольклорной песни «Morenika», русской «Ты река ль моя реченька» и одного номера из «Курских песен» Георгия Свиридова).
ВИДЕО: Алина Ростоцкая и Jazzmobile. Георгий Свиридов. Кантата «Курские песни» на народные слова — 4-я песня «Ой, горе, горе да лебедоньку моему» (1964)
3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном»
Алина Ростоцкая — вокал; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
Должен подчеркнуть, что при безусловном лидерстве Ростоцкой и её, так сказать, визуальном доминировании на сцене это именно ансамблевое шоу, совместное творчество и безусловно групповой успех. Алина Ростоцкая и Jazzmobile — не «певица и аккомпаниаторы»: это группа равноправных солистов (помимо Алины — саксофонист Андрей Красильников, пианист Евгений Лебедев, гитарист Максим Шибин, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов), где лидер то и дело чуть отступает, оставляя в фокусе зрения аудитории одного из инструменталистов для развёрнутого импровизационного сольного высказывания. Мало того, лидер то и дело сама превращается в солиста-инструменталиста — и не только тогда, когда играет на духовой мелодике или на фортепиано: скэтовые вокальные соло Алины показывают, что она владеет инструментальной импровизацией голосом на том же уровне, на котором может изложить песенный материал.
Говоря об изложении песенного материала, я говорю вовсе не о техническом уровне. Я об уровне передачи эмоций, об уровне того, что джазовые музыканты во всём мире называют «рассказать историю». Скэт (слоговая импровизация) Алины Ростоцкой непривычен: она не копирует великих мастериц скэта из легендарного джазового прошлого, что успешно делают многие другие джазовые вокалистки. Она всё делает по-своему, бесстрашно идёт на творческий риск… и выигрывает.
Я должен специально подчеркнуть слово «бесстрашно». Изрядное бесстрашие — творческое и личное! — требуется для того, чтобы вообще идти своим путём. Искать своё, пробовать, нарабатывать, исследовать — вместо того, чтобы копировать великие достижения золотого века джаза и составлять из готово-выборных жанровых элементов стилистически узнаваемые и оттого комфортные для невзыскательного слушателя прикладные номера.
Поймите меня правильно: готово-выборная стратегия построения музыкального материала в своём роде ничуть не менее почтенна, потому что требует обширного знания, так сказать, музыкальной литературы и большого мастерства.
Но, кроме мастерства, в природе есть ещё и талант. Та самая невидимая, не определяемая приборами, не вычисляемая строгой математикой тембров, звукорядов и тональных отношений экстрамузыкальная составляющая, которая только и может превратить музыкальное мастерство в музыкальное искусство. Честь и хвала музыкантам, которые под давлением «невидимой руки рынка» и «стратегий выживания» не приносят эту составляющую в жертву потенциальной продаваемости своего труда.
Честь и хвала лейблу Butman Music, который взялся за выпуск цельного, глубокого, но совершенно не ложащегося на легко определяемые стилистические «полочки» альбома Алины Ростоцкой и Jazzmobile. Здесь тоже потребовалась творческая смелость — не меньшая, чем потребовалась артистам для создания этой работы. И не меньшая, кстати, чтобы в наше рационалистическое время открыть список благодарностей на обложке диска самой главной благодарностью — Творцу всего видимого и невидимого.
В заключение хочу процитировать слова самой Алины Ростоцкой — из её прочувственного комментария на странице в социальной сети:
…Ни о каком альбоме я не помышляла, просто сочиняла музыку потихоньку, складывала её в волшебную коробочку, и она там ждала своего часа. Было совершенно непонятно, что со всем этим делать: не хватало знаний, опыта — аранжировочного, исполнительского, человеческого, в конце концов.
А потом родилась Шуня [Агафья, дочь Алины и её мужа, гитариста Jazzmobile Максима Шибина. — Ред.] и всё расставила по своим местам. Всё начало двигаться, и довольно быстро. Воистину, для каждого человека там, наверху, есть свой план, который оптимален именно для него. Благодарю Бога за эту девочку! Поразительно, конечно: когда ты ограничен в каких-то ресурсах, ты начинаешь лучше понимать, чего хочешь в жизни, что для тебя в ней важно — и начинаешь гораздо более эффективно и целенаправленно работать над тем, что хочешь воплотить…
…Всё, что произошло — какой-то невероятный дар для меня. В этом путешествии я научилась рисковать, быть смелой и даже отчаянной, я научилась отпускать всё, что от меня не зависит, я научилась держать удар, я научилась верить в чудеса, я научилась праздновать маленькие победы и проще относиться к неудачам, я научилась радоваться возможностям, ценить каждый момент и находить в нем красоту, научилась вкладывать в будущее… и вкалывать тоже научилась, причем как следует!
Знали бы вы, какое удовольствие я получила сегодня, поставив напротив строчки «свести, издать и презентовать пластинку» в своем ежедневнике — огромный, смачный ПЛЮС!
Всё так, Алина. Всё так и есть.
Замечу вот ещё что: признаком стремительного творческого роста нового поколения «российских джазовых лидеров», первой яркой приметой начала сбора их, так сказать, «творческого урожая» стал для автора этих строк концерт трио Евгений Лебедев — Антон Ревнюк — Игнат Кравцов в Доме музыки в январе 2015 г. (см. «Две презентации. Молодое поколение наступает» в «Полном Джазе 2.0» за февраль прошлого года) . Как важно и как символично, что это мощное трио, оказавшееся для меня едва ли не главным художественным открытием в российском джазе последних лет, в полном составе играет в ансамбле Jazzmobile — не перетягивая на себя внимание, чутко и мудро участвуя в музыкальной ткани, которую создаёт лидер ансамбля через тонко сбалансированное партнёрство с каждым из музыкантов.
Думаю, успех концерта-презентации не был бы полным и без участия специального гостя — Владимира Нестеренко, который в начале концерта играл как пианист аранжировку, которую сам и сделал для Алины Ростоцкой в самом начале развития проекта Jazzmobile, а затем дважды выходил на сцену как флейтист, дополняя голосом этого нечастого в джазе инструмента изящное звучание ансамбля.
ВИДЕО: «Ночью» (Алина Ростоцкая)
3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном». Алина Ростоцкая — вокал; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны. Специальный гость — Владимир Нестеренко (флейта)
Успех не был бы полным и без причудливых видеоколлажей, которые Тамара Зубова выполнила специально для этого концерта, сделав их органичной частью некоторых пьес Алины — например, предфинального номера концерта, англоязычной «We Can Fly».
ВИДЕО: «We Can Fly» (Алина Ростоцкая)
Алина Ростоцкая — вокал, духовая мелодика; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
Наша «джазовая полиция», ревнители чистоты жанра и строгости традиции, конечно, уже готовы задать сакраментальный вопрос, звонко летающий в отечественном джазе от стенки до стенки последние полстолетия — с тех пор, как второе послевоенное поколение начало смело писать авторскую музыку с привлечением стилистических элементов извне афроамериканской джазовой идиомы.
Джаз ли это?
Тут у меня было заготовлено обширное теоретическое обоснование, включавшее ссылки на идиоматику, импровизационную интерактивность, типы ритмического движения и тому подобные высокие материи. Но я решил обойтись без обоснования. В конце концов, согласившись выпустить этот альбом, известнейший российский джазовый лейбл уже всё обосновал.
Да, это джаз. Это — современный российский джаз, дамы и господа, друзья, товарищи. Это одно из его ярких, особенных и привлекательных лиц. Именно то, что нужно продвигать и на фестивальных сценах внутри страны, и за её пределами — в рамках усилий по продвижению российского джаза на мировые сцены.
Ждём продолжения!
ВИДЕО: «Колыбельная для Агафьи» (Алина Ростоцкая)
3 апреля 2016, Театральный центр СТД РФ «На Страстном». Алина Ростоцкая — вокал, духовая мелодика; Евгений Лебедев — фортепиано, клавишные; Андрей Красильников — сопрано-саксофон; Максим Шибин — гитара; Антон Ревнюк — контрабас; Игнат Кравцов — барабаны
Замечательно, большое спасибо!