Артистка лейбла ECM вокалистка Элина Дуни привозит в Россию албанско-швейцарский этно-джаз

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

anons8-16 апреля по России (Тольятти, Уфа, Самара, Новосибирск, Красноярск) гастролирует швейцарский этно-джазовый квартет, во главе которого стоит вокалистка Элина Дуни.

Elina Duni
Elina Duni (photo © Nicolas Masson)

Elina Duni Quartet (Элина Дуни / Elina Duni — вокал, Колин Валлон / Colin Vallon — фортепиано, Патрис Морэ / Patrice Moret — бас, Норберт Пфамматтер / Norbert Pfammatter — ударные) — ансамбль с интересной и непростой предысторией. О нём обычно говорят как об одном из главных европейских этно-джазовых прорывов в масштабах мира: упоминается и попадание в элитную «сборную» швейцарских коллективов, поддерживаемых национальным советом по культуре Pro Helvetia, и внимание известнейшего германского лейбла ECM Records, и многочисленные международные премии. «Я никогда не хотела быть певицей, которой просто аккомпанируют, — говорит сама Элина. — С самого начала я дала музыкантам пространство для импровизации, а со своим собственным голосом экспериментировала постоянно. Это просто ещё один инструмент. Со временем мы выработали взаимопонимание, которое позволяет нам идти вместе куда угодно…»

Идти за Дуни, однако, непросто. Она родилась в Албании во времена коммунистического режима, и хотя занятия вокалом и скрипкой ещё в детстве позволили ей регулярно появляться на национальном телевидении и радио, стилистика официально разрешённой музыки ограничивалась классикой и консервативным фольклором. Лишь в 1992-м она вместе с семьёй получила возможность перебраться в Женеву, где занялась классическим фортепиано на консерваторском уровне и понемногу открыла для себя джаз. Однако артистическая натура и голод до того, что раньше было под запретом, требовали от Элины пробовать всё: она снималась в кино, параллельно писала для кинематографа музыку, ездила на родину в составе джазового дуэта, играла Чехова в театре, пробовала свои силы в абсурдистско-электронном проекте Extrangers In The Noise, а потом и вовсе отправилась в Нью-Йорк, решив попробовать себя в поединке с незнакомым мегаполисом. По возвращении в Швейцарию — изучала теперь уже джазовую композицию и вокал в Берне, перебравшись из франкоговорящей части страны на немецкий северо-восток. Именно здесь в 2008-м и был в конце концов сформирован квартет, ставший главным проектом Элины на все последующие годы.

Иных занятий Дуни не оставляла: театр, сотрудничество с именитыми лидерами в их проектах, многочисленные стипендии и гранты никуда не делись, а в 2014-м она выпустила первый сольный альбом «Muza e Zezë», где аккомпанировала себе самостоятельно. Но именно квартет с участием пианиста Колина Валлона, барабанщика Норберта Пфамматтера и басиста Банца Остера (впоследствии его функции примеряли на себя Лукас Траксель и Патрис Морэ) по-настоящему открыл её миру.

Elina Duni Quartet
Elina Duni Quartet

Материал этого проекта — преимущественно авторская музыка Элины, основанная на балканском фольклоре, или сам этот фольклор, адаптированный к принципам модального джаза. Происхождение Дуни позволяет ей свободно обращаться сразу с несколькими языками, с которыми она соприкасалась в Албании: она поёт на собственно албанском, греческом, румынском. Но главный феномен квартета (а это именно феномен!) — в том, с какой естественной лёгкостью Дуни объединяет своё фольклорное прошлое и джазовое настоящее, обходя все мыслимые стереотипы и ни на секунду не опускаясь до образа бесшабашной роковой балканской женщины. Первые два альбома квартета, выпущенные на сравнительно малоизвестном лейбле Meta RecordsBaresha», 2007 и «Lume, Lume», 2010), доказали её способность совмещать несовместимое настолько убедительно, что квартет взял под своё крыло легендарный Манфред Айхер, основатель и продюсер ECM Records — а от этого лейбла можно ждать чего угодно, кроме коммерческой эксплуатации идей балканской свадьбы…

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о квартете Элины Дуни, расписание тура, контакты, ВИДЕО, ЗАКАЗ БИЛЕТОВ 

Основной принцип работы квартета Дуни — это взаимопроникновение поэзии и музыки. Блестящий пианист Колин Валлон, имея достаточно возможностей для самовыражения в других проектах, здесь отвечает скорее за общую драматургию звука: скупость и глубина его игры по-настоящему кинематографичны и неотделимы от текста. Однако и текст не статичен: как говорит сама Элина, «мы не чувствуем себя обязанными исполнить песню одинаково два раза подряд… мы каждый раз заново собираем воедино всю ту энергию, которой требует поэзия».

Что это за энергия? Энергия голоса самой Дуни, в первую очередь: голоса уникального, широкого диапазона и большой глубины, натренированного на фольклорную обнажённость чувств и весь спектр человеческих эмоций, не ограниченных искусственно. Энергия фортепиано Колина Валлона, способного на самые виртуозные решения и пассажи, но ставящего себе в этом квартете задачу подчинения музыки общему замыслу, превращения фортепиано из ключевого инструмента ансамбля в инструмент, равный в правах с остальными. Энергия контрабаса, на котором могут играть музыканты весьма разные, но верные новой ритмической формуле далеко за пределами традиционного джазового свинга, сохраняющей в музыке корневой пульс, родившийся в ней ещё до появления человеческой речи. Энергия ударных Норберта Пфамматтера, одного из лучших барабанщиков современной Европы, не идущего на компромиссы перфекциониста, мастера полиритмии и приглушённой ярости.

О квартете Дуни можно много говорить в традиционных восторженных терминах музыкальных критиков. Но правда в том, что мало какому составу за всю историю джаза удавалось настолько полно вернуться к интуитивно понятной любому слушателю народной музыке, оставаясь при этом безусловно джазовым и безусловно новаторским коллективом.

Российский тур — 2016:

  • 8 апреля, Тольятти, Филармония (ул. Победы, 42), 19:00. Цена билетов: 400-1000 руб.
    Справки: (8482)222-600
    Билеты онлайн: BiletTlt и ConcertTlt
    Событие в соцсетях: ВК и ФБ
  • 9-10 апреля, Уфа, Филармония (ул. Гоголя, 58), 18:00, в рамках XX международного джазового фестиваля «Розовая Пантера». Цена билетов: 500-2000 руб.
    Справки: (347)250-7742
    Событие на сайте филармонии
  • 12 апреля, Самара, Окружной Дом офицеров (ул. Шостаковича, 7), 19:00. Цена билетов: 700-1200 руб.
    Справки: (846) 332-81-61
    Билеты онлайн: Ticketbase и ConcertSamara
    Событие в соцсетях: ВК и ФБ
  • 14 апреля, Новосибирск, Новосибирская специальная музыкальная школа (Комсомольский пр., 20), 19:30. Цена билетов: 600-1000 руб.
    Справки: 222-15-67 (касса), 210-18-63 (концертный отдел)
    Билеты онлайн
    Событие в соцсетях: ВК
  • 16 апреля, Красноярск, Филармония (малый зал) (ул. Мира, 2Б), 19:00. Цена билетов: 400-1000 руб.
    Справки: (391) 227-49-30, 227-29-36
    Билеты онлайн
    Событие в соцсетях: ВК

ВИДЕО: Elina Duni Quartet «Sytë»
httpv://www.youtube.com/watch?v=UfTcXkEp3Q8

ВИДЕО: Elina Duni Quartet — концертная версия «O ti nat koder e une ket koder»
httpv://www.youtube.com/watch?v=4A1EN9xO5HQ

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя