Первопроходец джазового образования Дэвид Бейкер (1931-2016)

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

inmemoriam26 марта в возрасте 84 лет ушёл из жизни первопроходец американской системы джазового образования — композитор, аранжировщик, виолончелист и тромбонист Дэвид Бейкер. Автор свыше 70 учебников и 400 статей по джазовой импровизации, аранжировке, композиции, педагогике, основам развития музыкальной памяти, методике практических занятий и т. п., он создал и несколько десятилетий возглавлял джазовую программу Университета штата Индиана в Блумингтоне, продолжая писать музыку и выступать как исполнитель, а кроме всего прочего — около 20 лет стоял во главе Оркестра джазовых шедевров Смитсоновского Института в Вашингтоне.

David Baker
David Baker

Дэвид Натаниэл Бейкер-мл. родился в Индианаполисе 21 декабря 1931 г. В то время во многих штатах Америки официально проводилась политика «расовой сегрегации», и Дэвид посещал среднюю школу «только для чёрных». В конце 40-х — начале 50-х он учился в университете штата Индиана, где получил степени бакалавра и затем магистра по музыкальной педагогике. Его основным инструментом был тромбон, и в деле джазового исполнительства на этом непростом инструменте Бейкер продвинулся так далеко, что после участия в оркестрах Лейонела Хэмптона, Стэна Кентона и Мэйнарда Фергюсона в конце 1950-х играл в новаторском секстете композитора и пианиста Джорджа Расселла и записался на целом ряде его альбомов, среди которых были важнейшие для своего времени работы — «Stratusphunk», «Ezz-Thetics», «Jazz in the Space Age», «The Stratus Seekers» и др.

АУДИО: Дэвид Бейкер в составе секстета Джорджа Расселла — «Stratusphunk» 1961
соло тромбона начинается на 2:32

httpv://www.youtube.com/watch?v=g1feYNzVunI

Последствия перенесённой в возрасте 21 года травмы челюсти заставили Бейкера в 1962 г. отказаться от тромбона и перейти на виолончель: в этом качестве он записывался, например, в составе ансамбля баритониста Чарлза Тайлера в конце 1960-х. Только в начале 70-х Бейкер на некоторое время вернулся к профессиональному исполнительству на тромбоне и участвовал в записи альбома пианиста Билла Эванса с оркестром Джорджа Расселла «Living Time» (1972). Однако к этому времени интересы Дейва уже почти полностью сместились в область композиции. Его пьеса «Levels» была в 1973 г. номинирована на важнейшую в США премию в области искусства — Пулитцеровскую, а всего он написал более 2000 произведений по заказу полутысячи организаций и артистов, от прославленного спиричуэлс-хора Fisk Jubilee Singers до Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Дэвид Бейкер в 1970-е гг.
Дэвид Бейкер в 1970-е гг.

Но главным делом его жизни стала джазовая педагогика. В начале 70-х декан Школы музыки Университета Индианы пригласил его создать и возглавить на этом факультете джазовую программу. Биограф Бейкера Моника Херциг рассказывает, что прежде всего Бейкеру нужно было личным примером оправдать саму возможность преподавания джаза как вида музыкального искусства в высшем учебном заведении: возможность эта в 70-е была очевидна далеко не всем.

Часто перед Бейкером буквально захлопывали двери со словами: этого вашего джаза нам тут не нужно. На джазовых музыкантов смотрели сверху вниз, и Дэвиду нужно было доказать, что джазу возможно учить, что студенты обучаются в джазе так же содержательно и напряжённо, как в классике, а значит — нужно было создать систему оценки знаний студентов. Кроме того, он был тогда единственным чёрным преподавателем в Школе музыки. С этим тоже нужно было справиться.

До последних дней жизни Бейкер не оставлял руководства джазовой программой в Университете Индианы в Блумингтоне, активного преподавательства в различных летних джазовых школах и работы над учебниками: например, его книги «How To Play Bebop» и «How To Learn Tunes» считаются классическими учебными пособиями по, соответственно, технике импровизации в бибоповом ладу и запоминанию музыкального материала.

В 1991 г. Дэвид Бейкер возглавил в Вашингтоне Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra (SJMO) — Оркестр джазовых шедевров Смитсоновского института, работающий при Музее американской истории. Первые пять лет руководителей оркестра было двое, Бейкер делил эти обязанности с прославленным композитором, первопроходцем «третьего течения» Гюнтером Шуллером. С 1996 по 2012 Дэвид Бейкер был единственным директором бэнда, расширив его репертуар до 1200 пьес и поставив в центр его гастрольных и просветительских программ творческое наследие Дюка Эллингтона, поскольку именно в этот период Музей американской истории активно обрабатывал гигантский архив Дюка, хранящийся в Смитсоновском институте, в том числе и тысячи нотных оригиналов сочинений Эллингтона. Став лучшим джазовым биг-бэндом американской столицы, Оркестр джазовых шедевров много гастролировал — вместе с Бейкером он выступал, например, в Египте.

Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra в Египте (Дэвид Бейкер - третий справа в первом ряду)
Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra в Египте (Дэвид Бейкер — третий справа в первом ряду)

К сожалению, в России в мае 2011 г. (Казань Самара и Москва) SJMO выступил без Дэвида, т. к. к этому моменту пожилой маэстро уже редко выезжал из США, а после 80 и вовсе оставил активное руководство оркестром: в 2012 Бейкер передал дирижёрский пост преподавателю музыки в Университете Ховарда — альт-саксофонисту Чарли Янгу, многолетнему участнику SJMO, а сам получил уникальное звание «маэстро в отставке» (Maestro Emeritus). Провожая своего лидера на покой, оркестр сыграл в Музее американской истории большую концертную программу, целиком состоявшую из произведений Дэвида Бейкера.

АУДИО: Дэвид Бейкер и Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra — «Screamin’ Meemies»
аудиоролик телестанции Университета Индианы

httpv://www.youtube.com/watch?v=uP5qOYgzeTQ

ДАЛЕЕ: Дэвид Бейкер как преподаватель — воспоминания студента из России; награды и звания музыканта 

Дэвид Бейкер, среди учеников которого были трубачи Фредди Хаббард, Крис Ботти и Рэнди Бреккер, саксофонист Майкл Бреккер, барабанщики Джефф Хэмилтон и Питер Эрскин, клавишник Джим Бирд и др., был человеком большого добродушия и юмора, что помогало ему сделать свои лекции, мастер-классы и «клиники» незабываемым переживанием для учеников. Девять лет назад об этом писал постоянный автор «Джаз.Ру», санкт-петербургский пианист Дмитрий Булычев, которому посчастливилось учиться у Бейкера в летней школе Джейми Эберсолда (Университет штата Кентукки в Луивилле), так рассказывал о занятиях у Дэвида (полностью с очерком «Записки из джазового лагеря: «Летняя джазовая мастерская» в Университете Луивилла» можно ознакомиться в «Полном Джазе 1.0» за 2007 год):

Учебный ансамбль Дэвида Бейкера, 2007
Учебный ансамбль Дэвида Бейкера. Дмитрий Булычев — крайний слева, Дэвид Бейкер — второй справа.

…Итак, теоретические занятия. Начались они с небольшой суматохи: Бейкер сказал, что джазовая теория — это исключительно практическая дисциплина, поэтому он предлагает всем достать инструменты и настроиться. Те, кто оставил свои баулы в предбаннике, бросились туда, и некоторое время аудитория напоминала репетиционный зал оркестра, в котором только что объявили пожарную тревогу. Когда страсти улеглись и все расселись по местам, маэстро извлек из портфеля четыре пачки бумаги, разложил их перед собой и объявил, что это вспомогательные материалы в до-мажоре, ми-бемоль мажоре, си-бемоль мажоре и басовом ключе соответственно, и что их надо взять сообразно своим инструментам. Суматоха повторилась в несколько более организованной форме. Разумеется, когда все вторично расселись, маэстро извлек из портфеля ещё четыре пачки и сказал, что это ещё одни вспомогательные материалы. Да, в этом, как мне кажется, весь Бейкер («Джейми говорит, что научить импровизировать можно каждого. Хм, он не знает мою кузину»)…

Дэвид Бейкер был обладателем почётных званий и премий «Мастер джаза» (Национальный фонд искусств США), «Живая легенда» (Центр исполнительских искусств им. Кеннеди), Президентской премии выдающемуся преподавателю (1986) и Премии искусств губернатора штата Индиана (1991), входил в Залы славы журнала DownBeat (трижды: как тромбонист, за «заслуги в течение жизни» и в 1994 — за заслуги в джазовой педагогике) и Национальной ассоциации джазовых преподавателей.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяК 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема в Казани состоится «Лундстрем-Fest 100»
Следующая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на апрель
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя