21 февраля мне наконец-то удалось попасть в Клуб Игоря Бутмана на фестиваль «Джазовые портреты». Это молодой фестиваль, за литературную основу которого взята одноимённая книга японского писателя Харуки Мураками, состоящая из эссе о 55 джазменах.
С каждым годом фестиваль набирает популярность у столичной джазовой аудитории. Частый гость этого музыкально-литературного мероприятия, пианист Алексей Подымкин, рассказал, что он помнит, когда в зале сидело всего несколько человек. Сегодня же в Клубе Игоря Бутмана на Таганке не всем хватило места за столиками.
Тут я позволю себе небольшое отступление, объясняющее, почему мне так хотелось побывать на этом фестивале. Дело в том, что именно благодаря знакомству с произведениями Мураками во мне зародился интерес к джазу, переросший впоследствии в настоящее увлечение. С тех пор прошло больше десяти лет. Я посмотрел множество фильмов, слушал радиопередачи, аудиозаписи, читал всевозможную литературу. И всё — о джазе. Скажу больше: чтобы как можно чаще посещать джазовые концерты, мне пришлось стать музыкальным журналистом. Но мне никогда не удастся набраться смелости и назвать себя профессиональным знатоком; до конца жизни я буду считать себя любителем. Оглядываясь назад, я не могу поверить, что катализатором всего этого стала маленькая книжечка японского писателя с милой девушкой в чёрном платье на обложке.
Но ближе к делу. Заранее хочу принести извинения читателям за то, что мне удалось сделать репортаж только с одного дня фестиваля вместо трёх. Что говорить, мне и самому было досадно пропустить концерты 19 и 20 февраля. В первый день на сцене клуба Игоря Бутмана выступали пианист Иван Фармаковский и вокалистка Анна Бутурлина со своими коллективами. На следующий день играли итальянский гитарист Алессио Менцони и трио барабанщика Олега Бутмана.
В программе заключительного вечера фестиваля были заявлены квартет Алексея Подымкина и секстет Виктории Кауновой — Ильи Морозова. Перед началом первого отделения мне удалось поговорить с Алексеем Подымкиным и задать ему пару вопросов о предстоящем выступлении. Алексей Викторович рассказал, что его квартет сыграет композиции из репертуара Декстера Гордона и Стэна Гетца. На вопрос о том, будут ли представлены пьесы с альбомов, упомянутых в книге Мураками, он ответил, с что композиции для концерта выбирали произвольно. И уже через несколько минут на сцене играли Артём Юрлов (барабаны), Сергей Баулин (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас) и лидер квартета пианист Алексей Подымкин.
Не теряя времени на вступительные слова, музыканты сразу начали с темы «Montmartre» с альбома Декстера Гордона «The Tower of Power!» 1969 года. В то время тенор-саксофонист сотрудничал с легендарным лейблом Prestige. По окончании «Монмартра» арт-директор клуба Игоря Бутмана Надежда Походий прочла небольшой фрагмент из эссе Харуки Мураками о Декстере Гордоне. В этом и заключается главная идея фестиваля: музыканты играют, а в перерывах звучат отрывки из книги.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о музыке фестиваля «Джазовые портреты»
Следом прозвучала композиция «The Panther».
Если первая часть посвящения Гордону относилась е его карьере рубежа конца 60-х — начала 70-х, то следующие две вещи были взяты с альбома 1961 г. «Dexter Calling». Прозвучали «Ernie’s Tune» и «I Want More».
Ещё одним героем книги, представленным квартетом, был Стэн Гетц. За свою долгую карьеру он сочинил всего несколько произведений. Но он был первоклассным исполнителем, проявившем своё мастерство в кул-джазе (cool jazz), а в начале 60-х стал популяризатором бразильского стиля bossa nova.
Квартет Алексея Подымкина взял две темы из репертуара Гетца: «The Dolphin» (автор — Луис Эка) и «Funkallero» (автор — Билл Эванс).
Что же можно сказать, подводя итог первого отделения? Ограничиться несколькими предложениями в восторженном ключе было бы кощунственным. Поэтому постараюсь изложить свои мысли и наблюдения ёмко, но без лишней помпезности. На мой взгляд, главной отличительной чертой квартета Алексея Подымкина является редкое исполнительское свойство, когда музыканты не просто интерпретируют чужую музыку, а по-настоящему живут ею, чувствуя нюансы и переживания на уровне подсознания. Всё настолько обалденно сделано, что порой можно усомниться в том, кто же действительно автор исполняемого произведения — Декстер Гордон или участники квартета.
В перерыве мне снова удалось побеседовать с Алексеем Викторовичем, и я так увлёкся разговором, что даже не заметил, как секстет Виктории Кауновой и Ильи Морозова вышел на сцену. Благо меня спасла старая привычка записывать концерты на диктофон, а то я пропустил бы пьесу «Get Out of Town» Коула Портера. Эту песню можно услышать на альбоме «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book». Секстет Кауновой-Морозова я слушал впервые, и то, как была сыграна первая вещь, мне понравилось: легко и со вкусом. Но с выводами я не спешил. И тут зазвучала «Lady Sings the Blues» — визитная карточка Билли Холидэй. Новое прочтение этого стандарта шло вразрез с образом, сформировавшимся у меня после многократного прослушивания версии Холидэй. Ведущую роль в нём играло воображение молодых музыкантов, которые превратили стандартный блюз в некое подобие вдумчивого камерного джаза в стиле классических записей Майлза Дэйвиса.
Следующим на очереди оказался Хёрби Хэнкок со своей «Butterfly». И опять же всё было сыграно на «взрослом» уровне. Да, с фантазией у ребят всё в полном порядке. Будем надеяться, что снижать обороты они не намерены. Напоследок слушателей ждали два произведения пианиста Хораса Силвера.
Вечер однозначно удался. Мне повезло послушать джаз, исполненный с совершенно разных точек зрения. И, возвращаясь домой, снова и снова прокручивая в голове события фестиваля, я погружался в ностальгические воспоминания о том, с каким трепетом и жадностью я читал «Джазовые портреты».
Автор выражает признательность всем участникам и организаторам фестиваля. Особая благодарность Роману Христюку за возможность посетить фестиваль и Алексею Подымкину за подаренный диск и интересную беседу.
P.S: Во второй половине марта по России с квартетом Алексея Подымкина гастролирует американский тромбонист Стаффорд Хантер.