Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
58 церемония вручения премии Академии звукозаписи США «Грэмми» состоялась в Лос-Анджелесе 15 февраля. Будем откровенны, джаз — вместе с блюзом, академической музыкой, лучшими записями технологии surround sound и «лучшими историческими альбомами» — не принадлежит сейчас к числу массовых жанров, и поэтому вручение Grammy за достижения на джазовом «жанровом поле» не показывают по телевизору — вместе с другими «немассовыми» бронзовыми граммофончиками их вручают в дневное время, до начала телетрансляции. Но «Грэмми» есть «Грэмми», и в текущем году, в связи с тем, что в 2015-м пианист Чик Кориа ни одного альбома не выпустил (объяснение этой инсайдерской шутки см. ниже), на этом «жанровом поле» были показаны любопытные и разнообразные результаты.
Как известно, вручение самой престижной музыкальной премии в США не связано (во всяком случае, впрямую) с цифрами продаж, в особенности — в нынешней ситуации болезненной перестройки и переформатирования самих основ индустрии звукозаписи. Эту премию вручают коллеги — коллегам: лауреаты выбираются тайным голосованием нескольких тысяч членов Академии звукозаписи — профессиональной ассоциации, в которую входят музыканты, продюсеры, звукоинженеры, преподаватели музыки и прочие работники музыкальной индустрии. Более того, все члены Академии не голосуют за все категории — только за те, в которых считают себя «экспертами» (не более 20 из 83 категорий в общем списке); так, в джазовых категориях на финальной стадии голосует около полутора тысяч профессионалов. Таким образом, на замкнутом «жанровом поле», где все друг друга знают, чрезвычайно важную роль играет умение фирмы грамзаписи — именно они, а не сами артисты или их продюсеры «проталкивают» свою продукцию — наладить своевременное информирование, рассылку своих дисков и вообще добрые отношения. Целевая аудитория около полутора тысяч специалистов, имена которых всем известны — вполне подъёмный объект усилий пресс-служб и «публицистов» (так в США называют «пиарщиков»).
Учитывая, что собственно джазовых номинаций всего пять, неоспорим факт, что — судя по результатам «Грэмми» прошлых лет — наилучшими «публицистами» обладает лейбл великого пианиста Чика Кориа. Его плодовитое творчество в последние полтора десятилетия почти неизменно приносит ему бронзовый граммофончик чуть ли не за каждый его превосходный альбом — а иногда, как в прошлом году, и два граммофончика! Но, по счастью, в отчётный период Чик альбомов не выпускал, и на освободившееся «жанровое поле» ринулись другие замечательные артисты. Впрочем, совсем уж без награды лейбл Чика, Concord Jazz, не остался (см. категорию «Лучший альбом латин-джаза»).
Внимательно изучаем список номинантов «Грэмми»-2016 с выделением лауреатов, т. е. тех, кто вчера увёз домой по бронзовому граммофончику.
Категория «Лучшее импровизационное джазовое соло»
- Лауреат:
трек «Cherokee», солист — контрабасист Крисчен Макбрайд. Трек с альбома Christian McBride Trio «Live At The Village Vanguard» (лейбл Mack Avenue Records). - Номинанты:
«Giant Steps» — пианист Джоуи Александер, с альбома «My Favorite Things» (Motema Music)
«Arbiters Of Evolution» — саксофонист Донни Маккаслин, с альбома Maria Schneider Orchestra «The Thompson Fields» (ArtistShare)
«Friend Or Foe» — саксофонист Джошуа Редман, с альбома группы The Bad Plus Joshua Redman «The Bad Plus Joshua Redman» (Nonesuch)
«Past Present» — гитарист Джон Скофилд, с его альбома «Past Present» (Impulse!)
ДАЛЕЕ: продолжение полного списка джазовых лауреатов и номинантов премии «Грэмми»-2016
Категория «Лучший джазовый вокальный альбом»
- Лауреат:
«For One To Love» — Cécile McLorin Salvant (Mack Avenue Records) - Номинанты:
«Many A New Day: Karrin Allyson Sings Rodgers & Hammerstein» — Karrin Allyson (Motema Music)
«Find A Heart» — Denise Donatelli (Savant Records)
«Flirting With Disaster» — Lorraine Feather (Jazzed Media)
«Jamison» — Jamison Ross (Concord Jazz)
Категория «Лучший джазовый инструментальный альбом»
- Лауреат:
«Past Present» — John Scofield (Impulse!) - Номинанты:
«My Favorite Things» — Joey Alexander (Motema Music)
«Breathless» — Terence Blanchard Featuring The E-Collective (Blue Note Records)
«Covered: Recorded Live At Capitol Studios» — Robert Glasper & The Robert Glasper Trio (Blue Note Records)
«Beautiful Life» — Jimmy Greene (Mack Avenue Records)
Категория «Лучший ансамбль большого джазового ансамбля (оркестра)»
- Лауреат:
«The Thompson Fields» — Maria Schneider Orchestra (ArtistShare) - Номинанты:
«Lines Of Color» — Gil Evans Project (Blue Note/ArtistShare)
«Köln» — Marshall Gilkes & WDR Big Band (Alternate Side Records)
«Cuba: The Conversation Continues» — Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra (Motema Music)
«Home Suite Home» — Patrick Williams (BFM Jazz)
Категория «Лучший альбом латин-джаза»
- Лауреат:
«Made In Brazil» — Eliane Elias (Concord Jazz) - Номинанты:
«Impromptu» — The Rodriguez Brothers (Criss Cross Jazz)
«Suite Caminos» — Gonzalo Rubalcaba (5Passion)
«Intercambio» — Wayne Wallace Latin Jazz Quintet (Patois Records)
«Identities Are Changeable» — Miguel Zenón (Miel Music)
Традиционно много джазовых музыкантов и среди лауреатов в формально неджазовых номинациях.
Категория «Лучший современный инструментальный альбом» (бывший «Лучший альбом современного джаза»)
- Лауреат:
«Sylva» — Snarky Puppy & Metropole Orkest (Impulse!) - Номинанты:
«Guitar In The Space Age!» — Bill Frisell (Okeh)
«Love Language» — Wouter Kellerman (Listen 2 Entertainment Group)
«Afrodeezia» — Marcus Miller (Blue Note Records)
«The Gospel According To Jazz, Chapter IV» — Kirk Whalum (Mack Avenue Records)
Категория «Лучшая инструментальная композиция»
- Лауреат:
«The Afro Latin Jazz Suite» — композитор Артуро О’Фаррилл, с альбома «Cuba: The Conversation Continues» — Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra Featuring Rudresh Mahanthappa (Motema Music) - Номинанты:
«Civil War» — композитор Боб Минтцер, с альбома « Get Up!» — Bob Mintzer Big Band (MCG Jazz)
«Confetti Man» — композитор Дэвид Балакришнан, с альбома «Confetti Man» — Turtle Island Quartet (Azica Records)
«Neil» — композитор Рич ДеРоза, с альбома «Lab 2015» — University Of North Texas One O’Clock Lab Band (North Texas Jazz)
«Vesper» — композитор Маршалл Гилкс, с альбома «Köln» — Marshall Gilkes & WDR Big Band (Alternate Side Records)
Категория «Лучшая аранжировка, инструменты и вокал»
- Лауреат:
«Sue (Or In A Season Of Crime)» — аранжировщик Мария Шнайдер, со сборника Дэвида Боуи «Nothing Has Changed» (Legacy/Columbia) - Номинанты:
«Be My Muse» — аранжировщик Шелли Берг, с альбома певицы Лоррэйн Фэзер «Flirting With Disaster» (Jazzed Media)
«52nd & Broadway» — аранжировщик Патрик Уильямс, с альбома «Home Suite Home» — Patrick Williams Featuring Patti Austin, (BFM Jazz)
«Garota De Ipanema» — аранжировщик Отмаро Руис, с альбома «Catina Deluna Lado B Brazilian Project Featuring Otmaro Ruiz» (Catina DeLuna)
«When I Come Home» — аранжировщик Джимми Грин, с альбома «Beautiful Life» — Jimmy Greene With Javier Colon (Mack Avenue Records)
Категория «Лучший оригинальный саундтрек для визуальных медиа» (бывшая «Лучшая киномузыка»)
- Лауреат:
Музыка барабанщика Антонио Санчеса к фильму Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Birdman» (Milan Records) - Среди номинантов была также музыка Джастина Хурвица к нашумевшему фильму «Whiplash», выпущенная лейблом Varèse Sarabande
Лучший альбом традиционной эстрады
- Лауреат:
«The Silver Lining: The Songs Of Jerome Kern» — Tony Bennett & Bill Charlap (RPM Records/Columbia Records)
Поздравляем лауреатов, традиционно поддерживаем не получивших заветный граммофончик номинантов (особенно юного индонезийского пианиста Джоуи Александера, столь поразившего автора этих строк два с половиной года назад на одесском конкурсе Master Jam Fest, где 11-летний тогда вундеркинд получил Гран-При) и… продолжаем слушать новую музыку!
Спасибо, интересно.
Все нчиего, но вот Элиан Элиас я бы награду не давал. Альбом очень скучный и сплошной повтор — она что, других тем не знает?!?! Сколко можно Corcovado и прочее подобное играть?
собственно и Cécile McLorin Salvant за что граммофон дали не понятно, джазом назвать как-то …..
Vlad, ну мы можем еще конечно цепляться за наши прежние представления, что есть джаз и что не есть джаз…но беда в том,что поезд все равно поедет дальше — с нами или без нас.
«но беда в том,что поезд все равно поедет дальше — с нами или без нас.» (c) Will Buddusky
А мне вот интересно — были в истории Грэмми случаи, когда от этой премии отказывались по каким-либо причинам? Может бог с ним, с этим поездом?
а чем Сесиль не джаз?