Константин Ищенко фото: архив «Джаз.Ру» |
16 февраля самый известный в мире российский этно-джазовый коллектив, Moscow Art Trio (Михаил Альперин — фортепиано, клавиола, вокал, Сергей Старостин — вокал, кларнет, фольклорные духовые и Аркадий Шилклопер — валторна, альпийский рог) даст в Камерном зале ММДМ юбилейный концерт в честь своего 25-летия. С предстоящего выступления и начался наш разговор с Аркадием Шилклопером.
Аркадий, что ждёт слушателей на юбилейном вечере трио?
— Давайте не будем сейчас раскрывать все карты. Сохраним интригу. Скажу лишь, что будут, конечно, исполнены какие-то ранние ностальгические (по крайней мере, для нас) вещи, но в основном — композиции последних лет. Они хорошо сделаны, их проще восстановить. Они глубже и взрослее, показывают нас сегодняшних. В сентябре в Дюссельдорфе у Moscow Art Trio был такой предъюбилейный концерт из трёх частей. Сначала Миша Альперин с женой, замечательной аккордеонисткой Эвелиной Петровой, исполнили саундтрек к фрагменту фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» минут на 20-25. В этом также участвовал тромбонист. Потом было само Moscow Art Trio, а затем — мы все вместе, к нам ещё присоединилась скрипачка из Норвегии. Хорошо получилось. И Миша даже хотел повторить все в таком же формате здесь 16-го февраля. Но это не совсем Moscow Art Trio. Как «просто» концерт — да, годится, но для юбилейного вечера все же не подходит.
Камерный зал сознательно выбрали?
— Сначала была идея выступить в Светлановском зале. Но Moscow Art Trio — это всё же, действительно, камерный состав. В нашей музыке нет пафоса, нет патетики. Мы рассказываем какие-то свои истории, где-то фантазируем. И это может быть не только музыка в чистом виде, в выступлениях присутствуют элементы хэппенинга, перфоманса. Сережа Старостин придумал для этого замечательное слово «дудачим» (смеётся). Камерный зал идеально подходит для того что делает Moscow Art Trio.
Это «дудачим» не в первый раз звучит в ваших интервью. А еще вы, кажется, очень любите применительно к Moscow Art Trio выражение «воображаемый фольклор»?
— Мне очень нравится это придуманное Мишей выражение. И не фольклор в чистом виде, и не джаз, и не классика, а такой симбиоз, союз трёх китов. Я — представитель академической музыки, Миша представляет импровизационную эстетику, а Сергей — фольклорную. Мы доказали миру, что можно сотрудничать, исповедуя разную музыкальную религию. Можно быть академическим музыкантом, но если ты человек с «открытыми ушами», с открытым сознанием, для тебя нет преград. Музыка — единое целое. Вот эта цельность трёх единств — основополагающий момент в Moscow Art Trio.
Moscow Art Trio — это не только новаторство по части стилистики, соединения несоединимого. Наше трио — это придуманная когда-то форма, которая требует развития, эволюции. Иначе она умрёт. В других жанрах, стилях и коллективах можно «спекулировать» однажды найденным. И некоторые делают так всю жизнь. Но Moscow Art Trio — совсем другая история. Да, у нас бывают повторы, есть любимые нами пьесы, которые играются почти на всех концертах. Но и развитие обязательно присутствует, постоянные эксперименты в разных направлениях. Скажем, поиск новых тембральных красок. У нас, к примеру, не всегда был альпийский рог — только последние лет десять. И не всегда был кларнет. Серёжа долго не играл на нём. Потом мы выяснили, что он, оказывается, профессиональный кларнетист. Подумали: жаль, что такая красивая краска не задействована. Стали думать, где её можно применить. Сейчас Сергей опять не играет на кларнете, зато использует фольклорные инструменты: эквадорские флейты, тилинки (украинская и молдавская фольклорная флейта. — Ред.) разные и т.д. Я вот играю на раковинах.
Но краски — даже самые красивые и необычные — наверное, всё же не самоцель?
— Конечно. Как бы они ни были хороши, надо знать, где их использовать и как. И тут возникает другая задача — композиторская. За композиторскую работу у нас отвечает Миша Альперин. Берет на себя структурную часть, встраивает драматургию выступления. Кстати, иногда мы использовали и продолжаем использовать «паттерны»: найденные заготовки, которые пытаемся сложить как паззл или лего.
И как? Складывается?
— Не всегда. Но чаще всё-таки складывается. Иногда получается очень органично, иногда — эклектично. Но тут ведь ещё важно, что сама по себе драматургия концерта, подход к ней строится не на одних и тех же принципах.
В реализации некоторых идей трио участвовало в неполном составе, но при этом привлекались музыканты со стороны. Получалось что-то вроде «дочерних предприятий»…
— Было, к примеру, трио, где играл я, Миша Альперин и один норвежский фольклорный скрипач. Ездили в турне таким составом. И это продолжалось довольно долго — года четыре. Было «отпочкование» от Moscow Art Trio, когда я и Серёжа Старостин сделали программу с питерским контрабасистом Володей Волковым — и даже диск записали. Это уже немного другая эстетика. Повторюсь: в Moscow Art Trio есть место разным составляющим: организационным и стилистическим. Отсюда и наши многочисленные коллаборации. Скажем, с женским болгарским хором «Ангелите». Или с тувинцами «Хуун-Хуур-Ту». В наших работах присутствует грузинский фольклор, балканский, само собой, норвежский, с появлением рога пришел альпийский. И как-то была даже такая пьеса — «Моцарт в Монголии».
И в вашей жизни, и в жизни коллектива случались периоды больших сомнений. Скажем, Moscow Art Trio в какой-то момент — причем довольно давно — чуть было вообще не прекратило существование.
— Было такое. А я в какой-то период — ещё раньше — хотел вообще бросить всю эту импровизационно-экспериментальную историю. Сидел же себе в Большом театре, ездил на гастроли, получал неплохие деньги. Потом перешёл в оркестр Московской филармонии, стал ездить еще больше. Зарплата, правда, поменьше, но гастролей больше и свободного времени больше. Сейчас бы уже на пенсии сидел (смеётся). Но все-таки я сумел преодолеть себя, пошёл дальше. И дошёл вот до Moscow Art Trio.
То, что валторна — не самый джазовый инструмент, как-то подогревало эти ваши сомнения?
— Да. Все-таки этот инструмент ассоциируется с более традиционной музыкой, с охотой, с романтическими какими-то вещами. Ты валторнист? Ну, так и играй себе Моцарта, Штрауса, Чайковского, Бетховена. Я очень рад, что в моей жизни встретились Миша Альперин и Серёжа Старостин. Люди, которые сломали во мне этот академический барьер. Теперь для меня нет никаких преград в музыке и вообще в творчестве. Как только появляется барьер — творчество кончается. Это уже тюрьма.
Всякий юбилейный вечер предполагает итоговый формат. Судя по вашим словам, для Moscow Art Trio предстоящий 16-го февраля концерт станет подведением лишь некоторых предварительных итогов.
— Когда я выступаю с другими музыкантами — не с Мишей и Серёжей, — зрители иногда потом подходят, говорят: а вот Moscow Art Trio! То есть нас даже по отдельности все равно как-то ассоциируют с этим трио. Значит, оно сумело заявить о себе. Оставило след. Состоялись как явление. У нас внушительный архив. Не только аудиодиски, но и видеозаписи: кстати, Сергей недавно специально все это отобрал и оцифровал. Есть последователи, которые пытаются идти в том же направлении, что и Moscow Art Trio. Но при этом у нас самих нет ощущения, что мы всё уже в этом формате сказали и сделали. Да, в последние годы стали реже играть вместе. Но идеи есть, есть планы. В Португалии летом намечаются два концерта. И все уже дали согласие. Так что Moscow Art Trio продолжается…
16 февраля, Московский международный Дом музыки (Камерный зал): юбилейный концерт к 25-летию Moscow Art Trio. Начало концерта: 19:00
Адрес ММДМ (Камерный зал): Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8 (м. Павелецкая)
Заказ билетов на сайте или в кассах Дома Музыки: +7(495)730-1011
Организатор концерта — агентство «АртМания»
ВИДЕО: Moscow Art Trio «Ironical Evening»
выступление на фестивале в Калише, Польша, 2006 (видеоканал лейбла JARO Medien GmbH)
httpv://www.youtube.com/watch?v=L4cqWocG-EM