Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
Как мы уже сообщали, 15-18 октября в Архангельске прошёл V «Фестиваль Владимира Резицкого», который его организаторы — продюсерский центр «Архангельск-джаз» — определяют как «фестиваль новой джазовой музыки и современного искусства». Начатый в 2011, фестиваль посвящён памяти саксофониста Владимира Резицкого (1946-2001) — первопроходца джазовой сцены Архангельска. Во главе центра «Архангельск-джаз» стоит гитарист и популяризатор джазовой музыки Тим Дорофеев: он играл в последних проектах Владимира Резицкого.
В первой части репортажа мы рассказали о первых двух днях программы фестиваля.
Весь фестивальный день 17 октября представлял собой «фестиваль в фестивале» — в этот день тур артистов известного британского авангардного лейбла «Leo Records фестиваль в России» приехал в Архангельск. В этом концерте принял участие вокальный квартет импровизаторов из Германии VoсColours, а также известный норвежский контрабасист нового поколения Стейнар Ракнес со своим новым проектом Arrvas — дуэтом, где с ним взаимодействует вокалистка Сара Мариэлле Гауп Беаска, специальность которой — «йойк», фольклорный вокал народа саами. В этом же концерте участвовал международный проект «Гардарика», во главе которого стоит выдающийся саксофонист и композитор Анатолий Вапиров (Болгария), а на фортепиано играет именитый нидерландский джазмен Майк Дель Ферро. Но обо всём по порядку.
Концерт открыл, совместно с бессменной ведущей фестиваля Еленой Сергиевской, глава лейбла Leo Records — Лео Фейгин. Выросший в Ленинграде энтузиаст советского джазового авангарда (ну и вообще джазового авангарда, чего уж там: среди основных звёзд его лейбла — Сесил Тейлор, «Арт Ансамбль Чикаго», Энтони Брэкстон, Эван Паркер, Сан Ра, Мэрилин Криспелл, Жоэль Леандр и другие представители мировой сцены «новой импровизационной музыки») не скрывает, что ему интересен очередной виток развития «импров», начавшийся в новом тысячелетии. Раскручивая этот виток, Лео за последние годы выпустил не менее десятка альбомов с участием артистов сегодняшнего поколения российской новоджазовой сцены. Достойную роль в этой части каталога Leo Records занимает теперь, например, живая запись нового Трио Ганелина (тель-авивский пианист Вячеслав «Слава» Ганелин, московский саксофонист Алексей Круглов и архангельский перкуссионист/барабанщик Олег Юданов), сделанная на фестивале джазового авангарда в Шэньчжэне (Китайская Народная Республика) и выпущенная на двойном CD в роскошном «диджипаке» в качестве совместной продукции с китайским лейблом Old Heaven Books. Вообще Алексей Круглов в последние несколько лет стал своего рода новым лицом «русского каталога» Leo Records, играя теперь ту же роль, которую в этом каталоге в конце 1980-х играл пианист Вячеслав Ганелин.
Круглов вот уже четыре года выступает в роли организатора «Leo Records фестиваля в России», и неудивительно, что он участвовал и в его сценическом воплощении: в Архангельске он вышел к публике в качестве специального гостя вокального ансамбля VoсColours, который работает на западе Германии уже несколько лет и теперь успешно записывается для Leo Records. Два женских голоса — ученица прославленного Фила Минтона, вокалистка-импровизатор Бригитте Кюппер и поющая барабанщица кёльнской рок-группы The Absurd Гала Хуммель, и два мужских — Норберт Цаяц из Wuppertaler Improvisations Orchester и живущий в Дюссельдорфе уроженец украинского города Изюм, профессиональный математик и джазовый певец Юрий Гранкин — составляют на сцене некое «противоречивое единство», погружаясь в глубины импровизационной вокальной эксцентрики. Два года назад, после их первого выступления в Москве, автор этого репортажа описал их сценические амплуа так:
Норберт — эдакий шкодливый дедушка-клоун; Гала и Бригитте — каждая по-своему — прожжённые «ветеранши» неформальных молодёжных движений 80-х; российскому же зрителю, подозреваю, ближе всего образ Юрия — импозантный и галантный диктор областного радиокомитета, выступающий в качестве отвязного тамады.
ВИДЕО: VoсColours в Архангельске
httpv://www.youtube.com/watch?v=w-dzHx_D6Sc
В принципе, участники «ВокКолорз» за минувшие два года не сменили стратегию или направление. Они продолжают развивать эти же образы, но нельзя не заметить, что их уверенность в том, что они делают, окрепла. Отвязность стала отвязнее, неформальность — неформальнее и даже шкодливость ещё шкодливее, так что даже в привычном к авангардным направлениям музыки Архангельске германский квартет только что не напугал часть публики.
Впрочем, испуг длился недолго. Часть аудитории, преодолев его, с энтузиазмом следила за вокальной эквилибристикой квартета. Даже концептуальная пьеса «Страх перед духами», где вокалисты при поддержке Круглова, перкуссиониста Олега Юданова и продюсера фестиваля — гитариста Тима Дорофеева в каком-то тантрическом шаманском запале перечисляли на немецком и русском языках страхи, идиосинкразии и фобии современного человека, была принята в целом сочувственно, хотя отклики и аудитории, и — впоследствии — архангельской прессы были смешанными. Хочется поблагодарить за впечатляющую откровенность журналистку газеты «Архангельск» Елену Ионайтис, которая отлично описала в своём рассказе о выступлении немецких вокалистов («Ценителям джаза предложили лай») типичную реакцию неподготовленного слушателя, воспитанного на песенных формах популярной прикладной (танцы, фон, вождение, «под настроение») музыки:
На второй минуте происходящего у меня застучало в висках. Я оглянулась на зрителей. Кто-то сидел с воодушевлённым задумчивым видом. Кто-то вставал с кресел и уходил. Я же, когда все закончилось, ощутила облегчение.
В принципе, именно так неподготовленный слушатель и должен реагировать на то, что в мире, кроме удобно потребляемого массового продукта, есть ещё дразнящие, некомфорные, необычные формы художественного выражения, построенные на чём-то ином, нежели легкоусвояемые «приятные мелодии».
ВИДЕО: VoсColours в Архангельске
httpv://www.youtube.com/watch?v=yXbdRrZwKu4
В третьем отделении «Лео-дня» играл дуэт из Норвегии, который называется Arrvas — это контрабасист / бас-гитарист Стейнар Ракнес и вокалистка Сара-Мариэлле Гауп Беаска, которая поёт «йойк», фольклорные песни народа саами.
Участник известного норвежского джазового трио Urban Connection (и, кстати, младший брат известной певицы Эльдбьёрг Ракнес), 40-летний Стейнар создал этот дуэт в прошлом году и уже выступал с ним как в самой Норвегии, так и в Японии и ряде других стран. Дуэт вырос из его сотрудничества с покойной звездой саамского фольклора Ингой Юусо: именно она, узнав о своей неизлечимой болезни, порекомендовала Стейнару обратить внимание на Мариэлле, и новообразованный дуэт отправился на гастроли в Японию вместо прежнего проекта Юусо — группы Skáidi. Мариэлле Гауп родом из саамского посёлка Гуовдагеайдну (по-норвежски — Кёутокейну) в северной Норвегии, на самой границе норвежского Финнмарка и финской Лапландии. Молодая певица — уже достаточно опытная исполнительница саамской (лапландской) музыки йойк, с большим количеством совместных работ с исполнителями других традиций — например, у неё есть совместный альбом с эскимосской (иннуитской) певицей Сильви Клутье, а в 2013 г. она выступала в одном проексте с российскими этно-музыкантами — тувинской вокальной группой «Чиргилчин».
Саами (традиционное русское название «лопари») — народ уральской языковой группы, населяющий север Скандинавии (части нынешних Норвегии, Швеции, Финляндии и российского Кольского полуострова) со времён, как минимум, позднего палеолита. Саами жили на своих землях уже семь — десять тысяч лет назад, т. е. как только север Скандинавии освободился от ледников. Считается, что их музыкальный фольклор, в условиях древнего племенного уклада доживший до нашего времени практически неизменным, представляет собой едва ли не древнейшую музыкальную традицию Европы. В целом йойк, как и многие другие древние музыкальные традиции, представляет собой набор коротких попевок, как правило — в рамках пятиступенного звукоряда (пентатоники). У каждого саами теоретически есть свой собственный напев йойк, унаследованный от старших. Прославленная великой Мари Бойне в 1980-90-е гг., саамская песенная традиция воспринимается европейцами как обычная песенная система, но на самом деле оригинальный йойк представляет собой своего рода короткий скэт — гармонично звучащий, но не имеющий словесного смысла слоговой напев. На европейский слух саамскую традицию отличает активное использование фальцетных нот, проскальзывающих в обычном грудном пении. Это напоминает отзвуки тирольского «йодля», грузинского «криманчули» или псковского «гойканья».
И если бы Мариэлле Гауп Беаска просто пела йойки, а Стейнар Ракнес им просто аккомпанировал на контрабасе, то это имело бы, вероятно, некую этнографическую ценность… но было бы слишком скучно для широкого слушателя. Но в том-то и дело, что норвежский дуэт идёт дальше.
Ну, то есть, вокалистка таки поёт йойки, а контрабасист им таки аккомпанирует — как акустическим звуком, так и записанными собственным контрабасом «петлями» с различными электронными обработками поверх. Но потом Мариэлле замолкает, продолжая совершать незамысловатые движения ручками вправо-влево (так похоже на наших эвенкийских или чукотских фольклорных артистов), а петь начинает… контрабасист. Причём поёт Стейнар — хриплым, «мужественным» голосом — никакие не йойки, а вовсе даже свои собственные авторские песни на английском языке, брутально-маскулинного содержания («про жизнь»), а по стилю нечто среднее между алко-рокером Ником Кейвом и мужественным кантри-идолом Уилли Нельсоном. А потом мужской и женский голоса чередуются. И даже иногда поют попеременно, через строчку. И Стейнар даже свистит или напевает подобие духового соло в… звукосниматель контрабаса! В общем, в запасе у дуэта много идей и трюков.
ВИДЕО: Arrvas в Архангельске
httpv://www.youtube.com/watch?v=7IQaM5rfLRg
А пару раз между контрабасом и вокалом даже возникало импровизационное, практически джазовое взаимодействие, вот как во второй половине этой лихой пьесы «Touch My Soul».
ВИДЕО: Arrvas в Архангельске — «Touch My Soul»
httpv://www.youtube.com/watch?v=M2VYHIuNaMM
И первые три, четыре, даже пять раз это прекрасно. Впрочем, архангельскую публику лихая энергетика норвежского дуэта проняла всерьёз. После седьмой пьесы даже вызывали на бис, и бис был исполнен!
А в финале вечера состоялось его главное событие: выступление проекта «Гардарика».
Древнескандинавское название Руси («Страна городов») сделано именем этого коллектива не случайно. Его лидер — саксофонист, который в советском джазе ещё на рубеже 1970-80-х гг. был первопроходцем использования в импровизационной музыке славянских ладов, славянской (прежде всего южной, а точнее — болгарской) мелодики — см. его пластинку «Славянская мистерия» 1977 г. В начале 1980-х его новые работы подпольным образом попадали на Запад и были изданы на Leo Records в 1983 («Sentenced To Silence») и 1984 г. («Invocations»). И когда Анатолий Вапиров в 1987 переехал на родину предков, в Болгарию, стал там директором международного джазового фестиваля в Варне и членом болгарского Союза композиторов, его новые работы (в том числе и симфонические), как правило, были основаны опять-таки на славянской мелодике.
Но в проекте «Гардарика» Вапиров впрямую обращается к не к балканскому, а к русскому, более того — северному русскому фольклору: второе важнейшее действующее лицо ансамбля — великолепный мастер русского пения и знаток фольклора разных регионов страны Сергей Старостин. Продолжительная сюита Вапирова, которую исполнил проект «Гардарика», построена на мелодических моделях русских народных песен, подлинная ткань которых вплетена Старостиным в материал сюиты — как голосом, так и посредством игры на рожке и гуслях.
И голоса Вапирова и Старостина — инструменты и голос — далеко не единственные в «Гардарике». Вапиров использует свой июльский фестиваль в Варне, «Варненско лято», как кадровый резерв для своих проектов: интересно наблюдать, как музыканты, выступившие у него на фестивале, потом появляются в его авторских проектах. Так попал в «Гардарику» музыкант, которого раньше трудно было заподозрить в интересе к композиторскому этно-джазу, новоджазовой импровизации и т. п. — фьюжн-басист из Москвы Антон Горбунов, который, невзирая на стереотипы, показал себя в проекте Вапирова вполне чутким и полистилистичным партнёром, уверенно скреплявшим ритмогармонический вес музыкальной ткани — между универсальным джазовым пианистом из Нидерландов, тоже прошедшим варненскую сцену, Майком Дель Ферро, и архангелогородским барабанщиком-перкуссионистом Олегом Юдановым.
Наконец, ещё один инструментальный голос — ветеран советского джаза Юрий Парфёнов (труба, флюгельгорн, альтгорн). Выпускник музыкального училища во Фрунзе (ныне Бишкек) и Ташкентской консерватории, первопроходец советского этно-фьюжн в казахстанском ансамбле «Бумеранг» в 1980-е, ветеран нескольких составов Оркестра Олега Лундстрема, участник авангардного «Три О» Сергея Летова и новоджазового «Оркестра Московских Композиторов», постоянный музыкальный партнёр продюсера-композитора Алекса Ростоцкого в его ориентальных фьюжн-проектах 1990-2000-х гг., Парфёнов впервые работал с Анатолием Вапировым ещё во второй половине 1990-х, опять-таки на Варненском фестивале.
Его огромный опыт использования в джазовой импровизации экзотических, чаще всего восточных звукорядов и интонаций внёс особую, пряную краску и в звучание «Гардарики», ставшее ещё одним из самых сильных музыкальных переживаний автора этих слов за последние месяцы.
ВИДЕО: «Гардарика» в Архангельске
httpv://www.youtube.com/watch?v=a3RK0qGOe94
Автор планирует завершить рассказ о Фестивале Владимира Резицкого 2015 года до… конца 2015 года и смиренно благодарит читателей за терпение, а организаторов фестиваля — также и за их гостеприимство.
Спасибо от VocColours за рецензию выступления !
Юра Гранкин