Михаил Кулль Фото: архив автора, Роберта Анчиполовского и Георгия Искендерова |
16 декабря отметил 70-летний юбилей Гдалий Левин, знакомый советско-российским и израильским любителям джаза контрабасист и скрипач. Но мы не опоздали с поздравлением: живя в настоящее время в Израиле, Гдалий Соломонович чтит еврейскую традицию и вполне может отмечать свой день рождения по еврейскому календарю — 12 числа месяца Тевет, которое приходится в 2015 году именно на 24 декабря.
Время Римских-Корсаковых и Бородиных, значительную часть их биографии остававшихся музыкантами «по совместительству», прошло. Тем не менее, исключения хотя и нечасто, но встречаются. В советское время получить второй диплом было едва ли не осуждаемым проступком: мол, на ваше образование государство тратило огромные средства, а вы… И т.д. Гдалий Левин и есть такое исключение. Но начнем по порядку.
Будучи сыном известного военного хирурга, Гдалий появился на свет 16 декабря 1945 г. в Новосибирске и в молодые годы исколесил с семьей пол-Союза. Далее упоминаем только известные нам города пребывания нашего юбиляра. Окончил среднюю школу и музыкальную школу по классу скрипки (как могло быть иначе в интеллигентной еврейской семье!). Первое высшее образование получил в Ивановском энергетическом институте, по окончании которого с дипломом инженера-энергетика работал по специальности в Новосибирске, затем — до конца 70-х — в Воронеже.
Любовь к джазу привела его поначалу в самодеятельность Иркутского университета, где он играл на рояле. Учась в институте в Иваново, продолжил играть в самодеятельности, но уже на контрабасе. Некоторое время работал в ансамбле Ивановской филармонии (Евгений Поздышев — труба, Андрей Белов — альт-саксофон, Иван Денежкин — ф-но, Евгений Назаров — ударные). С 1967, работая в Новосибирске, играл с местными музыкантами, в том числе с трубачом Игорем Широковым, пианистом Владимиром Виттихом и барабанщиком Сергеем Беличенко. Активное участие в джазовой жизни началось у молодого инженера в Воронеже, куда он переехал в 1968 году. Там Левин играл в ансамбле молодёжного кафе «Россиянка» вместе с Виктором Масленниковым (гитара), Игорем Файнбоймом (ф-но), Анатолием Чекаловым (ударные). Там же продолжил свое музыкальное образование, окончив в 1984 Воронежское музучилище, а в 1989 — Воронежскую Академию искусств по классу академического контрабаса. После чего инженерный диплом Левину уже больше не понадобился. В восьмидесятых годах он работал в оркестре Госцирка, затем — дирижёром воронежского ансамбля «Дружба».
ДАЛЕЕ: продолжение юбилейного очерка
В течение многих лет жизни в Воронеже Гдалий был участником многочисленных джазовых фестивалей, где играл с тенор-саксофонистом Анатолием Мальцевым, пианистами Игорем Файнбоймом и Владимиром Беляевым, барабанщиком Владимиром Кандыбиным и был отмечен рядом лауреатских дипломов. Это были фестивали в Воронеже, Риге, Донецке, Казани, Витебске, Куйбышеве и других городах.
С конца 60-х вместе с Юрием Верменичем и другими энтузиастами Гдалий Левин участвовал в в организации и проведении воронежских джазовых фестивалей, концертов и «пароходов». Входил в состав учредителей Советской джазовой федерации (1988) и был членом её ревизионной комиссии.
В 1992 Гдалий переехал в Израиль, где и живет в настоящее время.
Левин, а также саксофонист Владимир Анчиполовский (отец Роберта, известного альт-саксофониста) и трубач Борис Вулах, плюс Борис Палей (тромбон), Владимир Фролов ( гитара) и Егуда Могилевский ( ударные), создали функционировавший в Тель-Авиве свинговый состав, просуществовавший четыре года. В разных составах и в разных музыкальных мероприятиях Левин играл (на контрабасе и на скрипке) с такими же, как он, музыкантами-«олим» (т. е. иммигрировавшими в Израиль евреями из других стран. — Ред.), в том числе с Робертом Анчиполовским, Михаилом Куллем, Гидеоном Песаховым, Славой Купчиком и другими. В 90-е был также контрабасистом в штате оркестра тель-авивского театра «Гешер».
Будучи высокообразованным музыкантом и, несомненно, обладая опытом по-инженерному методически подходить к проблеме, в 80-90-х гг. Левин увлёкся исследованиями в области ритмики джаза и истории джазового контрабаса. Он — автор методик преподавания и игры на контрабасе, нашедших практическое применение в учебном процессе на кафедре джазовой музыки Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.Рахманинова. — Ред.). В те годы кафедрой руководил легендарный Ким Назаретов. Большой резонанс вызвала публикация в сетевой версии журнала «Джаз.Ру» (№3/147 за 2002) в разделе «Джазология» статьи Гдалия «Свинг. Некоторые аспекты теории». Статья была представлена читателям портала «Джаз.Ру» первопроходцем джазоведения на русском языке Леонидом Борисовичем Переверзевым следующими словами: «…очень радостно, что когда с ней знакомишься, получаешь мощный стимул по новому и с заметно большим пониманием взглянуть на ряд высказываний о свинге, сделанных как до, так и после написания работы… Предвкушаю большую дискуссию и очень хочу принять в ней посильное участие».
Кроме упомянутой, были опубликованы и другие статьи. «Platina на Ньюпортском фестивале: три десятилетия спустя» — интервью с участниками группы Platina Нахумом Переферковичем и Львом Забежинским («Джаз.Ру», сетевой выпуск 44/188, 2002); репортаж «Международный фестиваль джаза памяти Эдди Рознера в Израиле: как это было» («Джаз.Ру», выпуск 29/267, 2004) . Участвовал в подготовке к публикации в бумажных выпусках журнала «Джаз.Ру» статей «Импровизация к размышлениям. Владимир Маганет» (№1, 2013), «Голос из джазового небытия. Игорь Высоцкий» (№2, 2013). В качестве музыкального редактора принимал участие в подготовке к публикации перевода на русский язык изданной в Польше книги Ежи Радлинского «Гражданин джаз».
Неутомимый Гдалий позволяет себе порадовать тельавивцев на оживлённом перекрестке города своей музыкой, исполняемой на одной из сделанных его руками скрипок со звукоснимателем — потребность играть неистребима!
Или на празднике клезмерской музыки в городе Цфат, где он живёт. Покоя Левин не знает. Он внимательно следит за джазовой жизнью в Израиле и за его пределами, остро-критически оценивая всё им слышимое.
Поздравляя Гдалия Левина с юбилеем, мы, его друзья, от всей души желаем ему всё той же неутомимости, здоровья, новых электроскрипок или электробасов и непрекращающейся радости общения с музыкой, будь то классика или джаз.
Присоединяюсь к поздравлению. Гдалий, лет да ста смычком да по скрипочке!
Гдаша,по-моему,мы с тобой недостаточно выпили 16 декабря.Что ж,придется добавить 24-го.Будь здоров,дорогой и лэхаим.До 120-ти.
Искренне благодарю портал jazz.ru за теплые слова в адрес моей скромной персоны.
Пользуясь случаем, сердечно поздравляю джазовое сообщество с наступающим Новым 2016 Годом.
С уважением. Гдалий Левин.