Tampere Jazz Happening 2015. Фигура вторая, плясовая

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

reportПродолжение. Начало см. Tampere Jazz Happening 2015. Фигура первая, астрономическая

Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
фото автора
AF

Первый официальный день Tampere Jazz Happening-2015 начался хмурым и при ближайшем рассмотрении слегка снежным утром. Снег однако быстро растаял и окутал город плотным туманом, что придало особое очарование тёмным водам Таммеркоски, устремляющимся в клубах пара с высоты плотины. Туман лишил конкретики звуки и очертания города, побудив романтиков всё утро совершать концентрические круги вокруг особенно живописных объектов, как-то исчезающая в вышине старая фабричная труба, система каналов ГЭС, призрачный мост через Таммеркоски и многие другие. В общем, ничто не предвещало такого энергичного развития дальнейших событий, какое последовало затем.

Мост через Таммеркоски
Мост через Таммеркоски

Концерты начались со вручения Yrjö Award. Это награда, которую с 1967 года ежегодно вручает Финская Джазовая Федерация. В этом году её удостоились контрабасист Ульф Крокфорс (Ulf Krokfors )-  его короткий сет с трио и открыл концертную программу вечера — и Сеппо Хансте (Seppo Hanste) за  активную джазовую деятельность.

Ulf Krokfors
Ulf Krokfors

Затем на сцену вышли Mats / Morgan Band. Можно было бы сказать, что этот квартет играет танцевальную музыку. Однако неувязочка в том, что танцы эти сродни событиям, описанным в русской народной сказке про гусли-самогуды. Это не «танцуют все», а скорее «сейчас вы у нас попляшете». Каждая следующая зубодробительная эскапада в запредельном темпе декларирует: «Вот вам на орехи!.. А вот вам и ещё, от всей бригады!» Но, что интересно, если поглядеть на довольные и неожиданно добрые лица всей компании на сцене, понимаешь, что для них это никак не выражение агрессии, не демонстрация протеста, а глубоко позитивный процесс, приятная и комфортная среда существования — убийственно громкая, угрожающе быстрая, невероятно избыточная, но столь милая их алчущим звуков сердцам.

Mats/ Morgan Band
Mats/ Morgan Band

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из финского города Тампере с 34 фестиваля Tampere Jazz Happening 
Тем временем в клубе Telakka происходило уплотнение населения, причём не только в зале, но и на сцене. Шутка ли, разместить в маленьком клубе целый бэнд! А Tampere New Jazz Collective — это именно бэнд. У меня есть подозрение, что данное название, как впрочем и некоторые стилистические приёмы, которые использует Коллектив, не избежали влияния голландских старших коллег Willem Breuker Kollektief. Бэнд играл авторскую музыку, написанную участниками состава.

«Послушай, я должен обязательно сыграть с тобой, прежде чем умру!» — «Ну, раз такое дело, давай начнём хоть завтра!» — такой разговор, по утверждению заинтересованных сторон, положил начало совместной деятельности кубинско-американского пианиста Омара Соса и индийского перкуссиониста Трилока Гурту.

Omar Sosa
Omar Sosa

— По сути я перкуссионист, который любит играть на фортепиано. Оно для меня всё равно что 88 (по количеству клавиш рояля) перкуссионных инструментов. Я воспринимаю музыку прежде всего ритмически. В принципе мы будем играть сегодня танцевальную музыку, — так высказался о предстоящем выступлении Омар Соса. — Очень важно, чтобы процесс совместного музицирования непрерывно приносил удовольствие. Каждый обязан вносить в него свой ценный вклад, а не так, что вот написал композитор, что тут должно быть соло такого-то инструмента, вот музыкант его и играет независимо от того, хорошо это у него выходит или плохо. — А это уже формула сотрудничества на сцене, выработанная ими вместе.

Trilok Gurtu
Trilok Gurtu

И действительно, смотришь, как Трилок Гурту сосредоточенно перебирает пальчиками по всей своей ударной батарее, поднимает глаза на Омара Сосу, а тот возьми да ответь ему на рояле чем-то ужасно созвучным тому, что только что было сыграно на перкуссии. И нежная улыбка появляется на лице у Трилока, и читается в его взгляде: «Ну до чего же ты милый, Омарушка!» А трубач Паоло Фрезу в это время вносит из глубины сцены свой ценный вклад, и выражение лица его говорит: «Эк же торкнуло вас, мужики, да и меня с вами заодно». А публика им на это: «Уйяааа!… Давай ещё!.. Аааа!» Таково краткое содержание сета Омара Сосы, Паоло Фрезу и Трилока Гурту, имевшего место в зале Pakkahuone в рамках TJH-2015.

Paolo Fresu
Paolo Fresu

Стоило мне ненадолго отлучиться из зала — глядь! — а стулья-то исчезли. И закралось у меня подозрение, что средний рост танцующего местного жителя, отягощённый хорошей экологией и здоровым образом жизни, может поставить крест на моих попытках своими глазами увидеть выступление Ricky Tick Big Band. И захотелось мне воскликнуть: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья убирать?» Тем временем на сцене возник частокол из пюпитров и микрофонных стоек с плакатами, изображающими название оркестра и угрожающими скрыть от моего взора то немногое, на что можно было бы надеяться коротышке вроде меня. Пришлось смириться с неизбежным и погрузиться в ожидание. Тем временем со сцены кто-то что-то прокричал, свет погас, и началось… Сперва было всё спокойно. Под лирические разливы электропиано вышел биг-бэнд и сыграл вполне себе оркестровую пьесу. Весьма ритмическую, но не более того. А потом на сцену вышли три дяденьки средних лет, как сказал бы известный управдом, «успешно маскирующиеся под порядочного человека». Дяденьки эти начали производить энергические речитативы, каких от них никак нельзя было ожидать, перемежаются не менее энергическим пением хором, и вот тут-то и пошёл густой пляс, в ходе которого все многократно повторенные «метр-восемьдесят и больше», заполонившие собой танцпол, перешли от ритмических покачиваний к сейсмической активности. Пигмеям явно настала пора уносить ноги, что я весьма проворно и проделала, по случаю прихватив в фойе диск — на память о пережитом лёгком потрясении. Или, может быть, сотрясении.
Попытка попасть на концерт Hannu Salamaa & Vapaat Radikaliit в клубе Telakka потерпела фиаско. В буклете для гостей фестиваля было написано, что наличие пропуска не даёт гарантии попадания на концерт в случае, если все билеты на мероприятие распроданы, а на двери как раз красовалась надпись «Sold out«, и содержимое клуба явно с трудом удерживалось внутри и без моего участия. Поэтому я решила вернуться в Pakkahuone, в задней части которого, то есть в Klubi, в час ночи должны были выступать David Murray Infinity Quartet и Сол Уильямс (Saul Williams) — музыка и поэзия.

David Murray, Saul Williams
David Murray, Saul Williams

К сожалению, концерт немного задержался, и ожидание начала серьёзно подорвало и так уже иссякающие силы. Ведь в Москве-то уже шёл третий час ночи! Ситуацию не смогло улучшить даже то, что в составе квартета приехал мой любимый барабанщик Хамид Дрейк. Прослушав две композиции и убедившись а том, что они пронеслись сквозь засыпающее сознание почти бесследно, оставив лишь лёгкое ощущение чего-то очень добротного и целостного, я всё-таки направилась в гостиницу. Как-никак впереди ещё два насыщенных дня…

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя