В Тампере (Финляндия), в полутора часах езды от финской столицы, открылся очередной, 34-й по счёту фестиваль Tampere Jazz Happening. «Джаз.Ру» неоднократно писал об этом интереснейшем фестивале, одном из самых ярких на европейской джазовой сцене: в 2014 мы публиковали отчёт наших петербургских авторов Дмитрия Булычева и Юлии Сотниковой («Фестиваль Tampere Jazz Happening-2014, Финляндия: два взгляда из России»), в 2012 о фестивале писала Анна Филипьева («Тридцать первый Tampere Jazz Happening: вглядитесь в эти лица»), а в 2010-м — главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков («Tampere Jazz Happening: как это было, часть 1» и «Tampere Jazz Happening: как это было, часть 2»).
В 2015 г. репортажи из Тампере снова пишет (и снимает) заместитель главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева.
Анна Филипьева, редактор «Джаз.Ру» фото автора и Kimmo Antila |
Не прошло и трёх лет, как я снова приехала в Тампере. Летит время! Много воды унесла быстрая Таммеркоски, а Tampere Jazz Happening по-прежнему живее всех живых. Всё та же революционная символика украшает его эмблему, но только кулак на фоне красной звезды в этом году сжимает не палочки, а микрофон, снабжённый вместо провода бикфордовым шнуром и уже готовый взорваться. Вот как всё тут серьёзно.
Основная программа TJH, собственно говоря, начинается с 30 октября. Я же прибыла на день раньше, чтобы послушать своего рода шоукейс восходящих звёзд северного джаза, поименованных также весьма огнеопасным образом, а именно Young Nordic Jazz Comets. Концерт происходил в хорошо уже известном нашим постоянным читателям помещении Klubi, и публика имела возможность послушать молодых музыкантов совершенно бесплатно.
В зале оказалось очень много молодых людей с весьма характерной восточной внешностью. Бессменный исполнительный директор TJH Миннакайса Куйвалайнен пояснила, что это беженцы, которые изучают финский язык и ожидают изменения своего статуса. Сейчас у них много свободного времени, поэтому организаторы фестивалей активно привлекают их на бесплатные концерты.
— Мы должны быть открытыми по отношению к людям, попавшим в тяжёлую ситуацию, ведь никто не может знать, когда настанет его черёд оказаться в подобном положении. Поэтому мы должны продемонстрировать им все возможности, какие мы можем им дать. Мы должны предпринимать такого рода шаги для культурного сближения. Ты видишь, тут в основном мужчины. С женщинами дело обстоит сложнее. Они не посещают места, где мужчины и женщины собираются вместе. Чтобы как-то преодолеть их добровольную изоляцию, мы, например, привлекаем их в женский хор, чтобы, раз такое дело, они могли общаться и проводить время с женщинами, — говорит Миннакайса.
Что ж, время и впрямь мчится стремительнее, чем можно было бы от него ожидать, и никто не может знать наперёд, что всех нас ждёт в скором будущем. За одно я могу поручиться: благодаря сегодняшнему концерту новый джаз действительно приобрёл новых почитателей. Я видела в зале людей, которым явно открылось что-то, их что-то зацепило.
Однако, вернёмся к Молодым Кометам.
Первым выступал шведский Lyssarides & Karnebäck Duo Project, который апеллировал к джазовыми стандартам. То, что играли пианист Йоэль Лиссаридес и контрабасист Йозеф Карнебэк , у нас бы назвали интерпретацией джазовой традиции в рамках современного джаза, а тут, в Тампере, откровенно называют easy-listening. Понятно, что публика, из года в год воспитуемая таким «нелегким слушевом», как радикальнейший Матс Густаффсон сотоварищи, вполне естественно воспринимает джазовые стандарты — пусть даже нетривиально исполненные — именно таким образом. И, однако же, я уверена, что сегодня, чтобы осмелиться играть «Караван», надо либо быть музейным экспонатом, либо иметь недюжинное мужество и хорошую фантазию. И тут как раз имеет место второе. Сложно сказать, куда заведёт ребят эта дорожка, но шанс у них есть.
Датский дуэт контрабасиста и пианиста Bremer & McCoy оказался гораздо ближе к рок-музыке, чем к джазовой традиции. Но, похоже, здесь это уже давно никого не смущает. Ну и правильно! В конце концов, джаз уже много что впитал в себя и переварил, и отрицать влияние рока на современный джаз — значит зарывать голову в песок. А двигаться в такой позе вперёд, или вообще куда бы то ни было, просто невозможно.
Очень хорошее впечатление произвёл финский ансамбль Katu Kaiku — весьма жёсткие и напористые ребятки, при случае весьма убедительно, однако, свингующие. Мрачноватая ритм-секция в этом трио весьма изящно уравновешивается женственной, но ничуть не уступающей им в драйве саксофонисткой Аделе Саурос. Очень органичный коллектив. В нём напрочь отсутствует характерное для многих молодых ансамблей чувство лба, нахмуренного в тяжких попытках найти свой стиль. Хорошо бы услышать их собственное мнение по этому поводу — угадала я или нет? При случае спрошу.
Не вполне обычное трио саксофонистки и композитора Метте Хенриэтте из Норвегии (пианист, тенор-саксофонистка и виолончелистка) играли этакий романтический минимализм. Конечно, можно было бы их для порядка сравнить с Филипом Глассом, когда б не было в последнем столько бездушной математики, и когда б не было в Метте столько простодушного в своём юношеском минимализме чувства, всех этих оттенков чёрного и белого.
Ансамбль Two Beat Dog из Исландии сделал объектом своего творчества метания между романтизмом в представлении современного джаза и «страшной собакой». Впрочем, у меня сложилось впечатление, что лучше они себя чувствовали всё же в романтическом амплуа, чему особенно способствовал лирический настрой гитариста ансамбля.
В общем, у меня состоялось интересное знакомство с Молодыми Кометами. Сложно сказать наперёд, кому из них суждено стать светилом, а кому — сгореть в плотных слоях атмосферы. Слишком много кругом соблазнов, и слишком уж велика сегодня роль случайности в карьере молодого музыканта. Однако будем верить в лучшее.
Сегодня первый день официальной программы TJH. Похожу, погляжу, всё подробно доложу.