Валерий Рыбаков, Томск Фото: Андрей Иноземцев, Николай Рыбаков |
Ну почему всё всегда неминуемо заканчивается?
«Первый международный молодёжный джаз-симпозиум Томск-2015» состоялся. 12-14 октября концертный зал Центра культуры Томского государственного университета был битком набит в основном молодыми людьми, а сцена — выдающимися мировыми музыкантами и талантливой музыкальной молодёжью. Всё это — благодаря энергии менеджера и продюсера Асхата Сайфуллина и руководства Томского университета в лице неравнодушного к джазу ректора Эдуарда Галажинского, поддержавшего идею проведения джазового симпозиума. Уклон в научно-исторические и учебно-просветительские мероприятия резко отличал свершившееся от обычных фестивалей и концертов, проходивших раньше в Томске.
Все три дня в аудиториях главного корпуса Университета с утра до вечера проходили встречи с деятелями джаза, прибывшими в наш старинный город с его осенней, не очень приветливой погодой. Часть встреч проходила в так называемом «Хрустальном зале» томского музыкального училища.
Были лекции, круглые столы, оживлённые дискуссии и мастер-классы музыкальных мэтров. Кроме того, что гости — превосходные музыканты, они ещё и занимаются у себя на родине преподавательской и композиторской деятельностью: доктор экспериментальной психологии Брэдли Вайнс (Bradley Vines), директор европейского филиала компании Nielsen Consumer Neuroscience (Великобритания), профессор Джульярдской школы музыки (США) тромбонист Стив Турре, доцент кафедры музыки и директор джазовой студии Florida Memorial University (США) трубач Мелтон Мустафа, преподаватель музыкального колледжа Бёркли (США) барабанщик Томми Кэмпбелл, преподаватель Римской консерватории альт-саксофонист Росарио Джулиани, пианист и композитор, номинант премии «Грэмми» (2008) Сильвано Монастериос и др.
С большим интересом были восприняты доклад «Джаз как технология спонтанного креативного мышления в науке и образовании» профессора Брэдли Вайнса и его же публичная лекция «Изучение потребительского поведения методами неврологии». К тому же профессор оказался прекрасным альт-саксофонистом.
Об истории джаза в Томске поведал ныне живущий в ФРГ Борис Зайдман, ведущий концертной части симпозиума.
Состоялись круглые столы «Влияние ритмики и импровизации на развитие креативного мышления в науке и образовании» (модератор — Томми Кэмпбелл), «Импровизация и ритмика как инструменты объединения и синтеза музыкальных культур народов мира» (модератор — Мелтон Мустафа).
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о Томском джазовом симпозиуме
Много жаждущего знаний народа собрали мастер-классы «Саксофон: техника импровизации в стиле бибоп» (Росарио Джулиани), «Креативная ритмика» (Томми Кэмпбелл), «Комбо-состав» (Мелтон Мустафа), «Фортепиано в джазе: технология исполнительства» (Сильвано Монастериас), «Язык джазовой музыки» (Стив Турре), «Технология исполнительства на контрабасе в джазе» (Асхат Сайфуллин).
Были и неожиданные гости. Вряд ли многие из нас предполагали, что в Китайской Республике, традиционно известной как Тайвань, есть молодые исполнители, владеющие языком джаза. Однако их собственная программа не оставила равнодушных в зале. Скрипач и пианистка — Се Чипинь (Chipin Hsieh) и Чан Кайя (Chang Kaiya) — в рамках симпозиума также осветили тему «Импровизация по джазовым стандартам: поиск джазового звучания и необходимые инструменты».
Аудитории, где происходила научно-познавательная часть симпозиума, не пустовали; часто отведённое время затягивалось из-за живейшего интереса и массы вопросов присутствующих. Люди жаждали не только слушать музыку, но и познать, как она делается…
Каждый день работы симпозиума заканчивался концертом со своей программой и участниками. К удовольствию публики, первые два вечера были совершенно бесплатны для посещения, но артисты на сцене работали с полной отдачей.
Не думаю, что обзор каждого концерта зримо представит картину происходившего в зале. Надо было присутствовать! И зал, и выступавшие были взаимно поражены друг другом. Одни — действием на сцене, другие — жарким приёмом их творчества…
ВИДЕО: сюжет о Томском джазовом симпозиуме от томского молодёжного видеопроекта ВВ тв
httpv://www.youtube.com/watch?v=Wl-ITYYdxD4
На сайте ректора Томского университета написано:
«Благодаря Борису Зайдману, известному организатору джазовых мероприятий, мы узнали, что в Томске джазовую музыку впервые услышали еще в 80-х годах XIX века, когда в Сибирь приехали американские революционеры Джордж Кеннан и Джордж Фрост, чтобы изучать условия жизни ссыльных. Она настолько понравилась сибирякам, что вскоре ее ноты стали продаваться в книжном магазине Петра Макушина…»
Это что, крупный томский специалист правда открыл джаз за 30 лет до первого употребления этого слова в американской печати?..
Road notes. Мне довелось побывать на этом симпозиуме, о чём нисколечки не жалею. 90% позитива. Три вечера на концертах рядом с давнишним приятелем Валерой Рыбаковым и четыре ночи его гостеприимства. Повидал старых хороших знакомых: супругов Борю и Женю Зайдман, Стива Турре, Росарио Джулиани (он очень вырос как саксофонист за те 2 года, что я его не слышал). Познакомился с певцом (он же арт-директор местного джаз-клуба «Underground») Андреем Иноземцевым, с милой англоговорящей девушкой Еленой с греческими корнями (может статься, она возьмёт для магистратуры по направлению «социальная антропология» в Томском Государственном Исследовательском Университете предложенную мной тему «Moslems in Jazz»); презентовал (только что из типографии) свой «Dictionary of Jazz Slang and Terminology», в том числе во второй ‘alma mater’ — Томском Государственном Педагогическом Университете, где в своё время это была моя дипломная работа по курсу «английская филология».
Неспешная прогулка с В.Рыбаковым по Лагерному саду и безмятежное любование полноводной (что необычно для октября) рекой Томь.
Довелось побывать на мастер-классах трубача Мелтона Мустафы и тромбониста Стива Турре. Было полно молодёжи! Не уверен, что все они музыканты, но наверняка большинство пришло послушать аутентичную английскую речь (увы, синхронный перевод выступлений оставлял желать лучшего). Послушал, среди других, великолепный женский вокальный квинтет «Ragtime» из Томского Технического Университета (его в течение нескольких дней «курировал» Томми Кэмпбелл, который, помимо игры на ударных, преподаёт у себя в Беркли ещё и вокал!). С удовольствием отослал этим девушкам (через посредство опять того же многоуважаемого В.В.Рыбакова) кассетную «Школу скэта», залежавшуюся у меня с давних времён, в Новосибирске — увы — не востребованную.
Насладился либеральной атмосферой Университета, отличной от некоторых сугубо официозных филармонических джазовых фестивалей.
А 10% негатива этой славной поездки пришлось на тесноту в автобусе по дороге Новосибирск-Томск, чрезмерное обилие лука в чебуреках в придорожном кафе «Артём» на промежуточной станции Болотное и … громкая ругань в гримёрке после последнего концерта между двумя выдающимися промоутерами (что-то не поделили) томского джаза. В этот момент мы с Леной брали интервью у Мелтона Мустафы.
Ну, а мы в Новосибирске будем ждать выступлений саксофонистов Эрни Уоттса с биг-бэндом Владимира Толкачёва и Марка Шима с Алексеем Подымкиным. А вот Кассандру Уилсон с Иваном Фармаковским _ увы — не услышим. Тур по России не сложился. Sic!
P.S. Что же касается сентенций Бориса Зайдмана: он не говорил, что американцы познакомили томичей с джазом, они просто привезли с собой банджо, на котором и поигрывали для публики.
Молодцы, Томичи!!!! Особый респект Валере Рыбакову и Стасу Вавилову! А может в Муз.Училище уже имеется отделение джазовой композиции?
Спасибо, Слава! Пока нет такого отделения … Возможно всё впереди …