Михаил Кулль Фото: архив автора |
Для сегодняшних московских джазменов и новых поколений почитателей джаза имя Павла Михайловича Барского вряд ли что-нибудь говорит. Это естественно. Музыканты, оставившие свой след в московской истории второй половины прошлого века, и тем более — продолжающие свое творчество, остаются известными и поныне. А вот о людях, усилиями которых в 50-х — 70-х годах были подготовлены и созданы условия, по сути позволившие родиться современному московскому джазу, можно лишь услышать от ветеранов или прочесть в мемуарах. Это группа буквально считанных московских энтузиастов — больших любителей джаза, в советскую эпоху так или иначе привлечённых к общественной комсомольско-профсоюзной, а порой — и к партийной работе. Им удалось воспользоваться возможностью повлиять на судьбу московского джаза. Тогда решалось, быть или не быть джазовым клубам, джазовым фестивалям. В ряду имён этих подвижников наряду с Ростиславом Винаровым, Игорем Абраменковым, Мариной Савиной, Владимиром Дмитерко стоит и имя Павла Барского.
Хотя родители Павла были москвичами, родился он 25 октября 1935 в Харькове, а вскоре мама вместе с сыном возвратилась в Москву. Павел окончил среднюю школу, затем, пройдя курс Московского автомеханического института, получил в 1959 диплом инженера-технолога литейного производства. Дома любили музыку, кумиром был Леонид Утёсов, часто звучавший по радио или с граммофонных пластинок. Патефон познакомил со многими записями зарубежных исполнителей. Эти пластинки были привезены отцом из Кёнигсберга после демобилизации. Первые джазовые потрясения были, разумеется, связаны с выходом на экраны попавшего в СССР в 1944, на волне развития союзнических отношений с США, американского фильма 1941 г. «Серенада солнечной долины», который было удобно много раз смотреть совсем рядом с домом, на Сретенке, в кинотеатре «Уран».
Распределённый по окончании института на московский завод «Борец», Павел активно участвовал в общественной работе, организации кружков. Был секретарем комсомольской организации завода.
Там же познакомился с выпускником Бауманского института Евгением Геворгяном (в дальнейшем дошедшим до должности главного инженера завода), с которым у Павла во многом совпадали музыкальные предпочтения . Интерес к музыкально-организаторской работе превалировал над специальностью и перешёл в профессиональную деятельность. С 1978 Барский — директор клуба Московского станкозавода им. Орджоникидзе, с 1989 — зав. отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы. Но гораздо раньше, в 1962, райком ВЛКСМ, в подчинении которого была комсомольская организация «Борца», направил Барского на общественную работу в недавно открытое молодёжное кафе «Аэлита», где после очередных «кадровых перестановок» был утверждён новый состав Совета кафе во главе с Владимиром Щербатых.
ДАЛЕЕ: продолжение юбилейного очерка о Павле Барском
В этот совет и был введён Павел Барский. Занимался организацией тематических вечеров, а будучи поклонником джаза — уделял много времени организации джазовых вечеров и приглашению молодых, тогда ещё малоизвестных музыкантов. Сцена «Аэлиты» навсегда стала сценой джазовой. И кафе, наряду с открывшимся на месяц раньше «Аэлиты» «Молодёжным», стало по сути джаз-клубом. В это время Павел вместе с Ростиславом Винаровым, Алексеем Баташёвым, Игорем Абраменковым и другими активистами входит в состав Общественного совета МГК ВЛКСМ. Их усилиями и инициативой, при покровительстве (или невмешательстве) более высоких партийно-комсомольских организаций, была реализована идея организации московских джазовых фестивалей, начиная с первого, проведённого в кафе «Молодёжное» в 1962, и последующих фестивалей 1965-1968 годов. Павел принимал активнейшее участие в организации и проведении всех этих фестивалей. После 1964, когда «Аэлита» была закрыта, он участвовал в организации новых джазовых клубов в московских кафе «Ритм», «Времена года», «Мелодия и ритм» (председатель общественного совета кафе), «Печора».
Активно помогал джазовой секции Клуба филофонистов, не имевшей собственной базы, предоставляя возможность пользоваться помещениями клубов, к которым Барский имел отношение по работе. А в 1989 г., когда была создана Советская джазовая федерация, Барский стал членом её Центрального совета.
Основным направлением его деятельности была организация клубной работы, создание клубов по интересам. Им были разработаны методические рекомендации по этим вопросам, издававшиеся Министерством культуры, публиковались статьи в московских газетах. В 1980 г. Барским совместно с Алексеем Баташёвым был разработан проект ЦК КПСС и ВЦСПС «Положение о клубах по интересам и любительских объединениях» (судьбу этого проекта мне не удалось проследить). Преподавал во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры.
В 1992 Павел с семьей переехал в Израиль, где проживает и в настоящее время. Так же, как и ранее, интересуется джазом и всем происходящим в джазовом мире, но прежде всего — в родной Москве. А в Израиле входил в состав Президиума созданной Яковом Айзенбергом «Израильской джазовой федерации», организовавшей проведение нескольких фестивалей локального масштаба.
Будучи, как и многие немолодые представители «большой алии», в 90-х годах, по его собственному определению, «уборщиком широкого профиля и высокой квалификации», Павел тем не менее увлекся публицистикой, выступал в местной русскоязычной прессе с аналитическими обзорами и статьями. С 1999 и до сегодняшнего дня , несмотря на серьёзные проблемы со зрением, возглавляет дискуссионный клуб «Полемика» при газете «Новости недели».
Я знаком с Павлом буквально с первого моего посещения «Аэлиты» в 1962 г., нас часто сводили общие интересы, но наиболее тесные взаимоотношения возобновились после того, как мы снова встретились в Израиле.
И очень приятно, что общность интересов не сократилась, нам есть о чём поговорить, что обсудить, о чем вспомнить. И я желаю, чтобы наше общение, по-дружески тесное, продолжалось еще много лет.
С юбилеем, Паша! И — как принято говорит в Израиле — до ста двадцати!
Паша Барский! Столько лет!
Ваш юбилей достоин уваженья.
Вы молоды своей душой –
Ловите чудные мгновенья!
Искренне, с уважением,
Георгий.
Дорогой Павел!
Присоединяюсь к поздравлениям !
Бодрости духа и побольше встреч с друзьями !!!
Лёня
Паша. Дорогой. Поздравляю. Минимум до 120-ти. И далее- пусть не будет границ Б-жьей милости . Гдалий Левин.
Ретранслирую полученное по email приветствие Игоря Тертычного, знавшего Павла как директора клуба фирмы, где служил молодой специалист Тертычный:
…поздравления юбиляру от работников ЭНИМСа и завода Станкоконструкция (5-й Донской проезд 21б)! Думаю, он меня не помнит. Бодрости духа ему!
Дорогой Паша, от всей души поздравляю с Юбилеем! Здоровья тебе и благополучия! Вспоминаю наше общение в созданном при твоём участии джазовом кафе на улице Строителей в 1974 — 77, замечательные джазовые вечера там, посиделки с тобой, Витей Галустовым, Жорой Панченко. Спасибо тебе за то что ты есть!
Happy Dirthday to Dearest Pavel!!!! Павел, дорогой, я поздравляю тебя с ЮБИЛЕЕМ и от всего сердца желаю тебе того, что наиболее важно и дорого для нас, тех, кто перешагнул этот рубеж и вступил в ЭПОХУ ЗРЕЛОСТИ — ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЯ и еще раз ЗДОРОВЬЯ! Я часто вспоминаю наши дружеские посиделки (в основном — это времена Печоры). Да, не каждому дано быть музыкантом, но я позволю себе утверждать, что любить, знать и продвигать джаз в народ — это тоже великая миссия, и быть джазменом — это тоже дано не каждому. Паша, дай тебе Бог долгих лет жизни и возможность слушать то, к чему у тебя всегда лежалв душа: ДЖАЗ!!! и не только…