Живая история. Организатору первых московских джаз-кафе Павлу Барскому — 80

6
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Михаил Кулль
Фото: архив автора
МК

storyДля сегодняшних московских джазменов и новых поколений почитателей джаза имя Павла Михайловича Барского вряд ли что-нибудь говорит. Это естественно. Музыканты, оставившие свой след в московской истории второй половины прошлого века, и тем более — продолжающие свое творчество, остаются известными и поныне. А вот о людях, усилиями которых в 50-х — 70-х годах были подготовлены и созданы условия, по сути позволившие родиться современному московскому джазу, можно лишь услышать от ветеранов или прочесть в мемуарах. Это группа буквально считанных московских энтузиастов — больших любителей джаза, в советскую эпоху так или иначе привлечённых к общественной комсомольско-профсоюзной, а порой — и к партийной работе. Им удалось воспользоваться возможностью повлиять на судьбу московского джаза. Тогда решалось, быть или не быть джазовым клубам, джазовым фестивалям. В ряду имён этих подвижников наряду с Ростиславом Винаровым, Игорем Абраменковым, Мариной Савиной, Владимиром Дмитерко стоит и имя Павла Барского.

Павел Барский
Павел Барский

Хотя родители Павла были москвичами, родился он 25 октября 1935 в Харькове, а вскоре мама вместе с сыном возвратилась в Москву. Павел окончил среднюю школу, затем, пройдя курс Московского автомеханического института, получил в 1959 диплом инженера-технолога литейного производства. Дома любили музыку, кумиром был Леонид Утёсов, часто звучавший по радио или с граммофонных пластинок. Патефон познакомил со многими записями зарубежных исполнителей. Эти пластинки были привезены отцом из Кёнигсберга после демобилизации. Первые джазовые потрясения были, разумеется, связаны с выходом на экраны попавшего в СССР в 1944, на волне развития союзнических отношений с США, американского фильма 1941 г. «Серенада солнечной долины», который было удобно много раз смотреть совсем рядом с домом, на Сретенке, в кинотеатре «Уран».

Распределённый по окончании института на московский завод «Борец», Павел активно участвовал в общественной работе, организации кружков. Был секретарем комсомольской организации завода.

Секретарь Комитета ВЛКСМ завода «Борец» Павел Барский, 1962
Секретарь Комитета ВЛКСМ завода «Борец» Павел Барский, 1962

Там же познакомился с выпускником Бауманского института Евгением Геворгяном (в дальнейшем дошедшим до должности главного инженера завода), с которым у Павла во многом совпадали музыкальные предпочтения . Интерес к музыкально-организаторской работе превалировал над специальностью и перешёл в профессиональную деятельность. С 1978 Барский — директор клуба Московского станкозавода им. Орджоникидзе, с 1989 — зав. отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы. Но гораздо раньше, в 1962, райком ВЛКСМ, в подчинении которого была комсомольская организация «Борца», направил Барского на общественную работу в недавно открытое молодёжное кафе «Аэлита», где после очередных «кадровых перестановок» был утверждён новый состав Совета кафе во главе с Владимиром Щербатых.

Пропуск в кафе «Аэлита», 1962
Пропуск в кафе «Аэлита», 1962

ДАЛЕЕ: продолжение юбилейного очерка о Павле Барском 

В этот совет и был введён Павел Барский. Занимался организацией тематических вечеров, а будучи поклонником джаза — уделял много времени организации джазовых вечеров и приглашению молодых, тогда ещё малоизвестных музыкантов. Сцена «Аэлиты» навсегда стала сценой джазовой. И кафе, наряду с открывшимся на месяц раньше «Аэлиты» «Молодёжным», стало по сути джаз-клубом. В это время Павел вместе с Ростиславом Винаровым, Алексеем Баташёвым, Игорем Абраменковым и другими активистами входит в состав Общественного совета МГК ВЛКСМ. Их усилиями и инициативой, при покровительстве (или невмешательстве) более высоких партийно-комсомольских организаций, была реализована идея организации московских джазовых фестивалей, начиная с первого, проведённого в кафе «Молодёжное» в 1962, и последующих фестивалей 1965-1968 годов. Павел принимал активнейшее участие в организации и проведении всех этих фестивалей. После 1964, когда «Аэлита» была закрыта, он участвовал в организации новых джазовых клубов в московских кафе «Ритм», «Времена года», «Мелодия и ритм» (председатель общественного совета кафе), «Печора».

Активно помогал джазовой секции Клуба филофонистов, не имевшей собственной базы, предоставляя возможность пользоваться помещениями клубов, к которым Барский имел отношение по работе. А в 1989 г., когда была создана Советская джазовая федерация, Барский стал членом её Центрального совета.

Поздравление победителя (не атрибутизирован), 80-е гг.
Поздравление победителя (не атрибутизирован, но носит значок фестиваля «Джаз над Волгой»), 80-е гг.

Основным направлением его деятельности была организация клубной работы, создание клубов по интересам. Им были разработаны методические рекомендации по этим вопросам, издававшиеся Министерством культуры, публиковались статьи в московских газетах. В 1980 г. Барским совместно с Алексеем Баташёвым был разработан проект ЦК КПСС и ВЦСПС «Положение о клубах по интересам и любительских объединениях» (судьбу этого проекта мне не удалось проследить). Преподавал во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры.

Павел Барский, Алексей Баташёв. По пути в Прагу на джаз-фестиваль, 1971
Павел Барский, Алексей Баташёв. По пути в Прагу на джаз-фестиваль, 1971

В 1992 Павел с семьей переехал в Израиль, где проживает и в настоящее время. Так же, как и ранее, интересуется джазом и всем происходящим в джазовом мире, но прежде всего — в родной Москве. А в Израиле входил в состав Президиума созданной Яковом Айзенбергом «Израильской джазовой федерации», организовавшей проведение нескольких фестивалей локального масштаба.

«Израильская джазовая федерация»
«Израильская джазовая федерация» и гости (Натан Лейтес, Нахум Переферкович, Яков Айзенберг, Михаил Кулль, Гдалий Левин, Рики Манор, Павел Барский), 2002

Будучи, как и многие немолодые представители «большой алии», в 90-х годах, по его собственному определению, «уборщиком широкого профиля и высокой квалификации», Павел тем не менее увлекся публицистикой, выступал в местной русскоязычной прессе с аналитическими обзорами и статьями. С 1999 и до сегодняшнего дня , несмотря на серьёзные проблемы со зрением, возглавляет дискуссионный клуб «Полемика» при газете «Новости недели».

Я знаком с Павлом буквально с первого моего посещения «Аэлиты» в 1962 г., нас часто сводили общие интересы, но наиболее тесные взаимоотношения возобновились после того, как мы снова встретились в Израиле.

Михаил Кулль и Павел Барский.  Друзья с полувековым стажем, 2005
Михаил Кулль и Павел Барский. Друзья с полувековым стажем, 2005

И очень приятно, что общность интересов не сократилась, нам есть о чём поговорить, что обсудить, о чем вспомнить. И я желаю, чтобы наше общение, по-дружески тесное, продолжалось еще много лет.

С юбилеем, Паша! И — как принято говорит в Израиле — до ста двадцати!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №713: гитарист Ноэль Акшотэ
Следующая статьяЗаписки слушателя. Пианист Вячеслав Ганелин в Москве: как это было
Михаил Кулль
Михаил Ильич Кулль, коренной москвич, родился в 1935 году на Арбате. Прожил в Москве до 1999 года, когда поменял место жительства на город Йехуд в Израиле. Окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ). В 1955 году, играя в студенческом эстрадном оркестре, которым руководил Борис Фиготин, познакомился с трубачом Владиславом Грачёвым. Их дружба и сотрудничество продолжались в течение 30 лет, сначала – в комбо (с участием саксофониста Владимира Шифрина), потом – в «Диксиленде Грачёва». В этом составе Михаил играл в конце 60-х в кафе «Печора». После того как Грачёв прекратил активную жизнь в джазе, до 1992 года Михаил Кулль был участником «Нового московского Джаз-бэнда» Александра Банных. В 1964 году с собственным квартетом «открывал» кафе «Синяя птица», где играл два с половиной года. В 1967 году в квинтете с двумя тромбонами (Михаил Царёв и Игорь Завёрткин) участвовал в фестивале «Джаз-67». В Израиле продолжал играть джаз в собственном квинтете, с которым принимал участие в ежегодных джазовых фестивалях «Джаз-глобус» в Иерусалиме. Михаил Ильич не только играл джаз, но и фотографировал своих коллег-музыкантов. Многие его фотографии были опубликованы в журнале «Джаз.Ру», в том числе и в статьях Михаила Кулля, посвященных джазовой жизни Москвы 60-х годов. В 2009 г. вышла книга воспоминаний Михаила Кулля «Ступени восхождения», в которую вошли многие из этих текстов.

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Паша Барский! Столько лет!
    Ваш юбилей достоин уваженья.
    Вы молоды своей душой –
    Ловите чудные мгновенья!

    Искренне, с уважением,
    Георгий.

  2. Дорогой Павел!
    Присоединяюсь к поздравлениям !
    Бодрости духа и побольше встреч с друзьями !!!
    Лёня

  3. Паша. Дорогой. Поздравляю. Минимум до 120-ти. И далее- пусть не будет границ Б-жьей милости . Гдалий Левин.

  4. Ретранслирую полученное по email приветствие Игоря Тертычного, знавшего Павла как директора клуба фирмы, где служил молодой специалист Тертычный:
    …поздравления юбиляру от работников ЭНИМСа и завода Станкоконструкция (5-й Донской проезд 21б)! Думаю, он меня не помнит. Бодрости духа ему!

  5. Дорогой Паша, от всей души поздравляю с Юбилеем! Здоровья тебе и благополучия! Вспоминаю наше общение в созданном при твоём участии джазовом кафе на улице Строителей в 1974 — 77, замечательные джазовые вечера там, посиделки с тобой, Витей Галустовым, Жорой Панченко. Спасибо тебе за то что ты есть!

  6. Happy Dirthday to Dearest Pavel!!!! Павел, дорогой, я поздравляю тебя с ЮБИЛЕЕМ и от всего сердца желаю тебе того, что наиболее важно и дорого для нас, тех, кто перешагнул этот рубеж и вступил в ЭПОХУ ЗРЕЛОСТИ — ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЯ и еще раз ЗДОРОВЬЯ! Я часто вспоминаю наши дружеские посиделки (в основном — это времена Печоры). Да, не каждому дано быть музыкантом, но я позволю себе утверждать, что любить, знать и продвигать джаз в народ — это тоже великая миссия, и быть джазменом — это тоже дано не каждому. Паша, дай тебе Бог долгих лет жизни и возможность слушать то, к чему у тебя всегда лежалв душа: ДЖАЗ!!! и не только…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя