Роман Копп фото: Александр Смирнов, Валерий Коннов, Александр Забрин |
От автора. Эта статья была написана мною в ленинградскую джазовую стенгазету «Пульс джаза» без малого 30 лет назад — в 1988 году. С тех пор много что изменилось, но сам фотограф Александр Смирнов стал разве что еще более седым — оставшись, однако, всё таким же доброжелательным и хлебосольным, что и раньше. Я смог в этом убедиться первый раз года три назад, когда приезжал в Питер по своим делам и испросил у него разрешения погостить пару дней, на что он с радостью согласился — старая дружба не ржавеет. Вторично я рад был повидаться на 50-летнем юбилее ленинградского джаз-клуба «Квадрат» в декабре 2014.
Сейчас мы поддерживаем связь через компьютер, и сегодня, 8 октября, в день, когда Александру Смирнову исполняется 70 лет, я хочу пожелать своему старому другу прежде всего здоровья, всех благ и новых удачных фото во славу нашего джаза. И, как любил говорить незабвенный глава «Квадрата» Натан Лейтес, «дай Бог тебе ещё 100, а мы за тебя — по 200!»
Текст 1988:
Чтобы делать своё дело по-настоящему, надо прежде всего его любить. Глядя на работы Александра Смирнова, убеждаешься — он любит джаз и его людей. И они платят ему взаимностью. Иначе чем объяснить, что без малого десяток лет Александр входит в число наиболее известных джазовых фотографов страны, и его популярность среди джазменов не уступает многим из тех, на кого направлен объектив его камеры.
Александр Елеазарович Смирнов родился в 1945 году. Работает профессиональным фотографом. Снимать джаз начал в конце 1974 года, занимаясь на курсах фотокорреспондентов в ДК им. Кирова в Ленинграде, где в то время находился джаз-клуб «Квадрат». Приходя на занятия, обучающиеся получали практические задания — фотографировать работу кружков, секторов, отделов Дворца. Александр выбрал джаз-клуб и, видимо, не пожалел о своем выборе. «Квадрат» — тоже. С 1975 года подавляющее большинство мероприятий клуба — концерты, лекции-концерты, джаз-пароходы в белые ночи, новогодние джемы, юбилеи, все 58 выпусков стенной газеты клуба «Пульс джаза», встречи с приезжими музыкантами, концерты и сессии с иностранными гастролерами — зафиксированы Смирновым в фотолетописи джаз-клуба «Квадрат».
В бесценном для истории отечественного джаза архиве Александра хранятся также негативы всех 10 фестивалей «Осенние ритмы» и многочисленных джаз-праздников в Ярославле, Риге, Таллине, Витебске, Апатитах, Чебоксарах, Казани, Калининграде.
Александр Смирнов принимал активное участие в отечественных и зарубежных фотовыставках. Его работы экспонировались на «Джаз Джембори-85» в Варшаве, выставке «Джаз в фотографиях» в Слупске. А первая персональная выставка состоялась в 1978 году на одном из концертов джаз-клуба «Квадрат». С тех пор количество выставочных работ Александра неуклонно увеличивается. Сегодня организаторы фестивалей, конкурсов, симпозиумов охотно приглашают Александра Смирнова с его выставкой, и он старается не отказывать никому из них.
Вспоминается апрель 1987 года. Таллин. Заключительный концерт фестиваля «Студенческий джаз-87», проходивший в самом престижном зале города — КЗ «Эстония». Ведущий Мати Брауэр приглашает на сцену Сашу Смирнова, благодарит за участие, преподносит какой-то презент. Когда тот, смущённый, уходит со сцены, Мати, показывая рукой ему вслед, громко восклицает: — Лучший джазовый фотограф Советского Союза! Конечно, это высказывание шло скорее от сердца, чем от рассудка, но ведь и просто из вежливости такое тоже вряд ли скажешь…
ДАЛЕЕ: галерея фоторабот Александра Смирнова разных лет
Фотографии Александра Смирнова разных лет
Сергей Курёхин |
|
Владимир Фейертаг |
Игорь Бутман |
Давид Голощёкин |
Валерий Мысовский |
Владимир Тарасов |
|
Александр Фишер |
Виктор Епанешников |
Михаил Кулль |
Александр Осейчук |
Диксиленды на выезде |
Саша, еще раз, с Юбилеем!
Рад был очно познакомиться с тобой на 50-летии «Квадрата» после нескольких лет дружбы в «мордокниге». Будь здоров!
Саша, с юбилеем! Я всегда знал, что Вы — лучший из тех, кто снимает джаз. Вы не только фотограф, Вы еще и психолог и джазмен. Фотоаппарат в ваших руках всегда был исключительно выразительным инструментом, на котором Вы по-джазовому импровизировали.
Все, кто в Питере занимались джазом, благодарны Вам за преданность и мастерство. Долгих лет, здоровья и хорошего настроения!