Вокалистка из Германии Йоханна Борхерт: интервью «Джаз.Ру»

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Rolf Schoellkopf, Simon Hegenberg
GD

interview15 октября в Культурном центре «ДОМ» в рамках V фестиваля Гёте-Института в Москве «Джаз осенью — Без стен» выступает Йоханна Борхерт (Johanna Borchert, фортепиано, вокал).

Перед выступлением немецкой певицы и пианистки в Москве обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново взял у неё интервью.

Johanna Borchert (photo © Simon Hegenberg)
Johanna Borchert (photo © Simon Hegenberg)

Какова будет программа вашего выступления?

— Это будет сочетание материала с альбома «FM Biography» и моих сольных фортепианных импровизаций. Я буду петь песни, а между ними импровизировать, связывать их друг с другом посредством импровизации. Могут прозвучать несколько новых песен, которые я ещё не записала. Программа концерта составляется спонтанно: даже если я напишу сетлист заранее, я могу не следовать ему.

«FM Biography» — единственный ваш проект, в котором вы поёте основной голос в сопровождении ансамбля…

— Да, до этого я только подпевала. Я начинала как джазовая пианистка. Позже я стала подпевать или петь вместе с другими, стала писать песни. В каком-то смысле песни, которые я писала, не подходили певцам, с которыми я играла. И тогда я решила исполнять их сама, потому что у меня было понимание того, как они должны звучать.

Значит ли это, что в группах, где были другие певцы, сами песни, их мелодии были написаны не вами?

— Мной тоже. Я написала много музыки для певцов.

Может быть, они были не настолько личными?

— Да, я сочиняла их тогда, когда была прежде всего инструменталистом и именно в этом аспекте мыслила — музыкально и композиционно. Поэтому певцам иногда приходилось выполнять довольно сложные задачи, не очень певческие, которые они сами, наверно, для себя писать не стали. Но и мои нынешние песни, наверное, не самые простые для исполнения. И все же это более песенная музыка, чем та, которую я сочиняла до того.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Йоханны Борхерт, ВИДЕО, контактная информация 

Johanna Borchert (photo © Rolf Schoellkopf)
Johanna Borchert (photo © Rolf Schoellkopf)

Есть ли певцы и певицы, чья манера повлияла на вас?

— Я никогда не слушала каких-то определённых музыкантов помногу, — так, чтобы переслушивать, отмечать разные детали. Я скорее всё время отыскиваю что-то новое, перехожу от одного к другому. Мне сложно называть чьи-то имена, потому что мне тогда придется назвать всех — или никого. Когда я росла, мои родители часто слушали одно и то же, переслушивали. Моя мама очень любила Джоан Арматрейдинг. Наверно, её музыка на меня повлияла: когда я сейчас слушаю её, я слышу что-то общее с тем, что есть у меня, — не в голосе, а во фразировке. Очень люблю Билли Холидей. Можно любить певцов за разное — за голос, за мастерство, за то, как они сочиняют, то есть воспринимать как музыкантов целиком. Я всегда ищу интересных музыкантов. Сейчас я слушаю Патти Смит и Энди Уильямса, потому что они замечательные певцы, мне нравится, как они поют, нравится фразировка. Но я все время слушаю разную музыку.

Как вышло, что вы позвали на запись альбома Фреда Фрита и Шахада Измаили?

— Я познакомилась с Фредом в Копенгагене, где я учился семь лет. Он давал концерт, я узнала об этом от своей партнерши по ансамблю Little Red Suitcase (Элены Сетьен — Г.Д.), мы обе очень любили его музыку и фильм «Шагни через границу». Мы связались с ним и сказали, что хотели устроить его мастер-класс. Он заинтересовался, так мы познакомились. Мы дали ему наш диск, а он пригласил нас выступить в клубе The Stone в Нью-Йорке. Он сыграл там с нами и предложил мне стать artist in residence в колледже Миллз в Окленде. Спустя два года я туда поехала, и это было лучшее время в моей жизни. Мы много времени проводили с ним, я лучше его узнала. Позже я познакомилась с Шахадом Измаилом на фестивале в Мёрсе, я там играла со своей группой Schneeweiss & Rosenrot. На этом фестивале смешивают ансамбли и устраивают джем-сешны по утрам. Удаётся познакомиться с музыкантами со всего мира. Так я познакомилась с Шахадом Измаили. А Юлиан Сарториус — потрясающий молодой барабанщик, он пришел на концерт Schneeweiss & Rosenrot, мы поговорили после концерта сыграли вместе сешн, и так удачно, что мы решили организовать ансамбль.

В настоящее время работа во всех остальных моих проектах прекращена, и ничего нового я тоже не начинала, потому что мне нужно было время на то, чтобы сконцентрироваться на этом проекте.

Собираетесь ли вы продолжать с тем же составом или найдете новых музыкантов?

— С этим составом очень трудно гастролировать, практически невозможно, потому что музыканты живут в разных уголках мира. Поэтому я нашла группу в Берлине, это удивительные музыканты, и я счастлива. Они играют песни из «FM Biography». В зависимости от ситуации и места я иногда играю концерты для фортепиано соло или для голоса и фортепиано соло. Иногда я езжу с видеоартистами, и видео проецируется в крышку фортепиано. Получается таинственно. Кроме того, у меня препарированное фортепиано, я использую электронику. Когда я играю с группой, то программа в большей степени построена на песнях. Бывают и моменты импровизации между ними, но основной упор не на них. В сольных программах я стараюсь быть более экспериментальной. Мне нравятся сольные выступления, я могу двигаться в любом направлении.

Чем занимаются эти берлинские музыканты помимо вашего проекта?

— Все они джазовые музыканты. На барабанах играет Мориц Баумгертнер, он играет и в успешных рок- и поп-группах, он потрясающий. Думаю, он в Берлине занимает ту же нишу, что и Юлиан в Швейцарии: он использует много разных звуков. Гитариста зовут Петер Майер, он играет с Морицем в группе Melt Trio, нечто среднее между джазом и поп-музыкой, может создавать любые звуки. Контрабасист Йонас Вестергор — датчанин, но живет в Берлине, я знаю его по Копенгагену, в последние годы он много играет поп-музыку и поет, в моей группе он не только басист (контрабас в группе не используется), но подпевает и играет на синтезаторе. Мне нравится звучание, которое у нас получается, это соединение акустики и электроники.

ВИДЕО: Johanna Borchert «Lightyears»

httpv://www.youtube.com/watch?v=hpCD3u3wy60

Могли бы вы сказать несколько слов о ваших предыдущих проектах? В чем их особенности?

Schneeweiss & Rosenrot — это была настоящая группа, где каждый участник был в одинаковой степени вовлечён в творчество. Все сочиняли, каждый вкладывался, сколько мог. Звучание и произведения были очень разнообразны. В музыке этой группы много мощи, энергии. Такую музыку никто не мог бы написать в одиночестве. И я ни у кого больше такой музыки не слышала. Она живая, полная идей, довольно сложная, но мелодиям легко подпевать, ритмически и гармонически при этом материал сложный, но в этом не отдаёшь себе отчета. Этого мы и добивались постоянно. Наш подход был в том, чтобы в первую очередь быть открытыми, смотреть, как все происходит, не иметь предварительной концепции, которая помещает тебя в какую-то ячейку, после чего ты уже не можешь заниматься ничем другим. Мы получили премию New German Jazz Prize, её присуждают слушатели после решения жюри: сначала отобрали три группы, а потом публика выбрала нас, это было приятно. Музыка не лёгкая, а людям все равно нравится.

Little Red Suitcase — тоже хорошая группа, я её очень люблю. Это был дуэт, но иногда мы играли как нонет, с семью парнями на духовых, басу и барабанах. Эта группа больше относится к песенной традиции, как мне кажется, но с очень живым подходом, со странным материалом. И на концертах мы не просто исполняли музыку, мы, например, выступали в сари, обматывались, как в коконе. Все время занимались чем-то странным, смешным на сцене, делали шоу. И эта музыка была тоже очень открытой. И очень эмоциональной: большая часть песен была написана певицей Эленой Сетьен, они очень трогательные, она много души вкладывает в сочинение, в слова. Она на меня тоже повлияла.

Вы изучали классическую индийскую музыку. Используете ли вы что-то из этого в своей музыке?

— Иногда использую фразировку, орнаменты. В большей степени подсознательно. Я не использую какой-то стиль пения. Люди говорят мне иногда, что слышат что-то такое. Пребывание в Индии имело для меня большое значение, я училась медитации, йоге, благодаря этому я поняла, что могу быть сконцентрирована и чрезвычайно счастлива! И я много занималась, пела по шесть часов каждый день, удивительно, никогда больше не делала этого с тех пор. Хорошо, когда можно иногда так интенсивно проводить время. Так ты узнаешь что-то о себе, о своих возможностях, о своих реакциях. Я бы всем порекомендовала. Это пугает, пока не займешься этим.

ВИДЕО: Johanna Borchert — выступление в программе шоукейса German Jazz Expo (в рамках выставки jazzahead! 2014)  p>

КЦ «ДОМ», 15 октября, 20:00. Б.Овчинниковский пер., 24 (м. Новокузнецкая)

Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 рублей; в день концерта — 1300 рублей.

 

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя