«Если он сдержит слово, никто больше никогда не услышит его игру», написал журналист Рик Наулин в питтсбургском издании «Пост-Газетт» 6 сентября. Дело в том, что за два дня до этого Наулин побывал в концертном зале Manchester Craftsmen’s Guild, где перед последней пьесой своего выступления с местным джаз-трио и струнниками из Питтсбургского симфонического оркестра великий альт-саксофонист Фил Вудс объявил: он завершает исполнительскую карьеру, продолжавшуюся почти семь десятилетий. У 83-летнего музыканта была эмфизема лёгких, он вынужден был долгое время жить с кислородным баллоном под боком и с кислородными трубками в носу, и, конечно, это не облегчало ему выступления. Однако Наулин проанализировал великолепную игру легендарного альтиста на финальном концерте и признал в своём тексте, что карьера Вудса завершается «на высокой ноте».
Вудс сдержал слово — но никто не предполагал, что это станет ясно так скоро. Как описал произошедшее многолетний барабанщик квартета Вудса, Билл Гудвин, «Фил вышел из дела на собственных условиях». Вчера, 29 сентября, Фил Вудс попрощался у себя дома в Питтсбурге, штат Пенсильвания, с женой и сыном, разослал мужественные прощальные письма друзьям, коллегам и ученикам-саксофонистам (включая Роберта Анчиполовского в Израиле, для которого Фил был не просто учителем, но фактически отцом в музыке) и отключил измучившую его кислородную маску. Музыканту было 83 года.
Фил Вудс — один из тех джазовых музыкантов, кому повезло быть знакомым если и не по имени, то по одному блестящему инструментальному соло максимально широкой аудитории. Вряд ли те, кто слышал это соло, знал имя саксофониста — но для нескольких поколений массовой публики по всему миру этот изящный инструментальный эпизод был символом высочайшего уровня игры на саксофоне. Речь о песне «Just the Way You Are», которую американский певец и пианист Билли Джоэл записал в 1977 г. для своего альбома «The Stranger». Альбом получил тогда премию «Грэмми» в категории «Лучшая запись года», а «Такая, как ты есть» обрела позолоченный граммофончик как «Лучшая песня года». И в этой песне звучит царственное соло альт-саксофона Фила Вудса.
АУДИО: Billy Joel — «Just the Way You Are», 1977
Но, конечно, история Фила Вудса в музыке началась задолго до этой записи. Он впервые взял в руки альт-саксофон двенадцатилетним, в 1943 году, в своём родном городе Спрингфилд, штат Массачусетс. Его первым и главным героем на альте был великий Чарли Паркер, а учителем стал легендарный пианист-новатор Ленни Тристано. Молодой Вудс занимался в двух ведущих консерваториях Нью-Йорка — Манхэттенской школе музыки и Джульярде, и уже к 20 годам стал профессиональным музыкантом. Опыта он набирался в ансамблях Чарли Барнета, Кенни Дорэма, коллеги-альтиста Джина Квилла (их совместный ансамбль, где игру двух опирающихся на манеру Паркера альтистов практически невозможно различить, записывался для лейблов Prestige и Epic) и особенно — трубача Диззи Гиллеспи, который услышал в игре Фила новое воплощение недавно ушедшего из жизни Паркера и с удовольствием взял молодого альтиста в знаменитый «тур Госдепартамента» по странам и континентам. Вудса после этого всё чаще воспринимали как наследника Чарли Паркера — чему в какой-то степени способствовала женитьба Фила на вдове Паркера, Чен (впрочем, они вскоре расстались).
Творческая дружба Фила Вудса и Диззи Гиллеспи продолжалась до конца жизни великого трубача — вот, например, видео их совместного оркестрового проекта конца 1980-х гг.
ВИДЕО: Dizzy Gillespie and Phil Woods All Stars, 1989
В конце концов Вудс стал одним из самых приглашаемых альт-саксофонистов Нью-Йорка. Его особенно ценили в биг-бэндах, потому что он обладал не слишком частой в те годы способностью «играть с листа» — т. е., читая ноты, без продолжительных репетиций сразу же играть выписанный на нотной бумаге материал. Только в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века он, устав от бесконечной череды коммерческих студийных работ по записи музыки для рекламных роликов, на время покинул столицу мирового джаза и создал в Париже ансамбль Phil Woods And His European Rhythm Machine. За роялем был Джордж Грунтц (впоследствии — Гордон Бек), на ударных играл Даниэль Юмэр, а на контрабасе — Анри Тексье.
ВИДЕО: Фил Вудс в Париже, 1969
Вернувшись в США в 1974, Вудс вновь попал в обойму приглашаемых студийных солистов, но теперь уже на новом уровне: давнишний однокашник по Джульярдской консерватории продюсер Фил Рамон нанял Вудса сыграть саксофонное соло в песне вокалиста Пола Саймона «Have a Good Time» (1975), а группа Steely Dan использовала его игру в песне «Doctor Wu». После этого последовала работа с Билли Джоэлом, ставшая самой коммерчески успешной записью с участием Вудса.
Но джазовую сцену Фил не оставлял, создав постоянный квартет, где с ним десятилетиями работали барабанщик Билл Гудвин и контрабасист Стив Гилмор, а пианисты время от времени менялись (в разные годы это были Билл Шарлап или Билл Мэйз). В 80-е квартет иногда становился квинтетом: на сцене появился многообещающий трубач Том Харрелл, и Вудс часто приглашал его вторым солистом в свой ансамбль; впоследствии трубачом его квинтета стал Брайан Линч.
ВИДЕО: Phil Woods Quintet «Repetition» (на трубе — Том Харрелл), конец 1980-х гг.
Вудс четырежды завоёвывал премию «Грэмми» как солист — впервые ещё в 1975 г. за альбом «Images», который он записал с оркестром Мишеля Леграна. В 2007 г. Национальный фонд искусств США присудил ему высшую государственную награду США в области джазовой музыки — звание «Мастер джаза», а вашингтонский Центр исполнительских искусств им. Джона Кеннеди вручил Филу награду «Живая легенда джаза». В этот период, — да и вплоть до недавнего времени — несмотря на ухудшавшееся здоровье, великий альтист много гастролировал.
ВИДЕО: Phil Woods & Robert Anchipolovsky «Star Eyes» — выступление в Израиле с ансамблем его ученика Роберта Анчиполовского, 2008
В последние четверть века Фил Вудс, стремившийся к максимальной чистоте и прозрачности звучания своего ансамбля, практически полностью отказался от звукоусиления на концертах, что заставляло его предпочитать для выступления небольшие площадки, на которых прозрачный акустический звук его ансамбля мог быть слышен наилучшим образом.
ВИДЕО: Фил Вудс и трио пианиста Седара Уолтона (Рэй Браун — контрабас, Микки Рокер — ударные) в Нью-Йорке в канун нового, 1987 года.
Интересно, что Фил Вудс сыграл определённую роль в истории джаза в нашей стране. В 1962 г. очередной «тура Госдепартамента» впервые привёл американских джазменов в Советский Союз: с продолжительными гастролями (Ленинград, Москва, Киев, Тбилиси, Ташкент…) приехал оркестр легендарного кларнетиста свинговой эры Бенни Гудмана. В составе оркестра было много молодых нью-йоркских солистов самого высокого уровня; был среди них и Фил Вудс.
За месяц путешествий по СССР у американских джазменов завязались дружеские отношения со многими советскими коллегами. В Ленинграде альтист Вудс особенно сблизился со своим коллегой Геннадием Гольштейном (на фото они играют джем в ленинградской гостинице «Астория»). Перед отъездом гастролёров обратно в США Гольштейн вручил Вудсу ноты своих композиций и аранжировок, запечатанные в конверт — чтобы, если советская таможня обыщет музыканта, он мог уверенно ответить, что не знает о содержимом пакета (что бывает за передачу рукописей и вообще любых письменных материалов на Запад, советские музыканты знали очень хорошо).
Вернувшись в Нью-Йорк, часть музыкантов оркестра по инициативе Фила Вудса и контрабасиста Билла Кроу приняла участие в записи привезённого из СССР музыкального материала. Хорошо известен альбом, вышедший под именем участвовавшего в тех гастролях пианиста Виктора Фелдмана — «Soviet Jazz Themes» (Ava Records / MGM, 1963). А материал Геннадия Гольштейна аранжировал для состава из восьми инструментов Ал Кон. Запись была сделана в студии радиостанции «Свобода» (Radio Liberty), которая тогда же и издала четыре пьесы в формате 10-дюймового EP под названием «Jazz at Liberty» (да, по-английски «Джаз на свободе» тоже звучит как некая игра слов). Было напечатано буквально несколько десятков экземпляров. Характерно, что из опасений за безопасность Гольштейна его имя нигде на пластинке не было указано, продюсер Джо Валерио и журналист Борис Оршанский написали только, что «Американские музыканты играют советские пьесы».
Только в 2005 г. эта запись с рядом дополнительных материалов была издана на компакт-диске московским лейблом SoLyd Records под названием «The Liberty of Jazz». «Джаз.Ру» рассказывал об этом в подкасте от марта 2006 г.
АУДИО: слушать «Джазовый подкаст» (автор — Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»), посвящённый выходу уникального аудиодокумента раннего американско-советского джазового сотрудничества с участием Фила Вудса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Более подробно о проекте «Джаз на свободе» — в «Полном джазе 1.0» за 2006 г.
Фил Вудс долгие годы работал над автобиографией, «Моя жизнь в ми-бемоль» («My Life In E Flat») — название намекает на строй альт-саксофона, начинающийся именно с этой ноты. Судя по отдельным отрывкам, которые он разрешал публиковать в блогах своих друзей, это должна быть восхитительная книга, наполненная юмором и бесценными подробностями жизни музыкантского сообщества в период «золотого века» джаза. Однако до сих пор не известно, успел ли Фил завершить работу над книгой…
Мужественный поступок. Великий музыкант. R.I.P.