«Джаз.Ру» открывает цикл публикаций в своей сетевой версии, интернет-журнале «Полный Джаз 2.0», самых интересных материалов — прежде всего интервью с музыкантами — ранее выходивших в бумажных номерах журнала. Сами эти номера уже полностью или почти полностью распроданы, поэтому для тех, кому они не достались, эти материалы окажутся наверняка интересны даже через год-два после выхода на бумаге.
Честь открыть цикл выпала интервью, которое для «Джаз.Ру» №49/50 (№3/4-2013) написал старейшина российской джазовой журналистики, санкт-петербургский музыковед и историк джаза Владимир Фейертаг. Его собеседники — джазовый дуэт Jazz W.A.V.E.: вокалистка Анна Новожилова и пианист Валерий Скворцов. Тогда, в 2013 г., интервью вышло в рубрике «Представьтесь»: редакция хотела представить музыкантов из Костромы широкой российской аудитории. И дуэт действительно выступил на нескольких фестивалях за пределами своего региона. Но экономическая реальность оказалась сильнее, и вот недавно Jazz W.A.V.E. сменили местожительство: с начала сентября 2015 г. Анна Новожилова и Валерий Скворцов выступают за Санкт-Петербург, так что эта публикация — хороший способ заново представить их столичной публике.
Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург Фото: Полина Голубева, Анастасия Галафеева, архив Jazz W.A.V.E. |
У ярославского фестиваля «Джаз над Волгой» есть такая традиция: ночью, после концертов, в городском джазовом Центре выступают (в основном, добровольно, то есть бесплатно) несколько коллективов — ярославских и из других городов. А финалом таких тёплых ночных посиделок становится непредсказуемый джем. Непредсказуемый потому, что на сцену может выйти и звездный состав (например, нью-йоркский трубач Алекс Сипягин со товарищи, или московские мэтры), и местные любители, не попавшие в главную программу фестиваля. Еще раз повторю: джем действительно непредсказуем (некоторых импровизаторов иногда хочется и прогнать), но первая часть ночного концерта состоит из специально допущенных и проверенных групп, которые, как мне не раз казалось, могли бы украсить и основную фестивальную программу.
Я не раз находил в ночных тусовках тесноватого, но уютного Центра джазовые команды вполне достойные и удивлялся, почему глава Центра и фестиваля Игорь Гаврилов не удостоил их приглашением на большую сцену. Припоминаю, как лет десять тому назад услышал в Центре квартет из Тулы «Новости культуры». Игорь Вячеславович напирал на то, что их никто не знает, да и он ансамбль предварительно не послушал. А я в том же году пригласил туляков в абонементный концерт в зал им. П.И.Чайковского. Москва им заслуженно рукоплескала, тульское телевидение снимало документальный фильм о вояже в первопрестольную, а через два года я узнал, что все музыканты уже в Нью-Йорке. И все играют.
В марте 2013-го в роли хаус-бэнда в Ярославском джазовом центре появился уже знакомый мне по предыдущему фестивалю костромской дуэт Jazz W.A.V.E. Два года тому назад я пожалел, что дуэт не вышел на большую сцену, но оправдывал это какой-то робостью исполнителей, какой-то драматургической незавершённостью, да и камерностью всего происходящего. Но в этом году дуэт вокалистки Анны Новожиловой и пианиста Валерия Скворцова меня просто-напросто покорил. Отмечу, что публика неистово аплодировала, почти после каждого номера раздавались крики «браво», да и сам Игорь Вячеславович стоял у стойки бара и восхищёнными глазами наблюдал за костромскими гостями. «Что ж не взяли в большую программу?» — спросил я. «У нас не проходит формат дуэта», — ответил директор и худрук фестиваля. Я счёл ответ лукавством. На основной сцене, в филармонии, играли дуэты Андрея Кондакова и Андрея Рябова, Михаила Цыганова и Хенрика Мёркенса, к тому же многие ансамбли иногда сознательно распадались на малые части, на трио, дуэты или оставляли кого-то солировать в одиночку. Кстати, не так уж велика сцена местной филармонии, чтобы на ней «затерялся» дуэт. И отдать дуэту отделение минут на 40 было бы вполне логично.
Если бы не было в выступлении костромичей слаженности, не возник бы ансамбль; если бы не было артистичности, я и не подошёл бы к музыкантам. Ограничился бы вежливой похвалой и сочувствием к провинциалам. Ведь я никогда не скрывал, что к отечественному женскому вокалу отношусь скептически. Эта позиция не мешает мне уважать и любить талантливых, упорных, харизматичных, удачливых, преданных джазу фанатичек, умело создающих новые версии эвергринов или пишущих песни на английском, конкурируя с Джонни Мерсером, Оскаром Хаммерстрайном или Айрой Гершвином. Но в целом для меня вообще-то вокал вторичен, хоть убейте меня. Даже за гениальными вокализами Макферрина, Эллинга, Фицджералд или Джона Хендрикса я всегда, так или иначе, подозреваю спрятанный духовой (клавишный, ударный, струнный) инструмент.
Но вернусь к Jazz W.A.V.E.
ДАЛЕЕ: Владимир Борисович Фейертаг рассказывает о Jazz W.A.V.E. и интервьюирует участников дуэта…
Довольно-таки хитрая аббревиатура: две средние буквы — Анна и Валерий, а если объединить буквы крайние, то получается WE, т.е МЫ. На сцене — два профессионала. Анна Новожилова отлично владеет скэтом, голосом огромной силы и неограниченного диапазона и, когда надо, крунерским шепотком. Очень небанальный джазовый репертуар — и Монк, и Пауэлл, и Гершвин, и ирландская народная песня, и Портер, и «Take Five»… Вокалистка держится на сцене уверенно и в то же время скромно. В её выходе, в походке, в поклонах, в поворотах головы (чтобы взглянуть ненароком в текст следующего номера) я постоянно подмечаю интригу. Искорки в глазах, самоирония, обаятельное анонсирование программы — все легко и игриво. Дескать, извините, мы сейчас попробуем… мы подготовили… мы постараемся… Без пафоса и вроде бы по-домашнему. А Валерий Скворцов — в противоположность Анне серьеёзный, солидный академический пианист, прошедший хорошую школу аккомпанемента и познавший тонкости джазовой гармонии и фактуры. Партнер, вполне равный в этом дуэте, для вокалистки комфортный и как бы понимающий, что ответственность за все одинаковая, хотя (по Оруэллу) «…некоторые равнее других». А главное — у каждой композиции своя драматургия, масса неожиданных поворотов, и всегда есть чувство меры. Меня не мог не заинтересовать этот дуэт. И я ввязался в беседу.
Всё, что я знаю о джазовой Костроме — в филармонии работает джазовый квартет саксофониста Михаила Журакова (правда, как ему живется, не ведаю) и в музыкальном колледже, где есть всё-таки эстрадно-джазовое отделение, на котором лет 12 тому назад преподавала пианистка и лауреат нескольких ярославских фестивалей Наталья Бывших, вы до последнего времени вкладывали немало сил в развитие этого непростого направления в современной музыке. Теперь вот ваш дуэт… Куда-нибудь он вписался?
Анна Новожилова:
— Мы подготовили много разных программ — поём русские романсы, проводим тематические вечера, материала очень много. Иногда даже сотрудничаем с квартетом Михаила Журакова, но квартету выгоднее заманить солистов со стороны, чтобы привлечь внимание публики. Кострома — город небольшой, и одного джазового коллектива для местной филармонии вполне достаточно. Мы выступаем в вечерних кафе, в колледже (правда, недавно мы уволились)…
Вы преподавали джазовый вокал?
— Да. Ну, конечно, джаз и эстрада. Все зависело от того, какой попадался материал.
А как вы сами попали в джаз? Музыке учили? В детстве мучили?
— Я училась играть на скрипке. Окончила колледж, играла в камерном оркестре…
Как хорошо я представляю такую картинку: худенькая девочка, закутанная в шарфы, в руке скрипичный футляр (со скрипочкой-«четвертинкой»), и мама тянет в музыкальную школу. А спросила мама девочку, хочет ли она играть на скрипке?
— Такой картинки не было. Скрипка появилась в моей жизни в шесть лет, когда у меня обнаружили отличный слух. А в «доскрипичном» возрасте я уже пела — пела все, что слышала. И джазовые темы в том числе. И сама сочиняла.
Мама поощряла?
— Нет, не поощряла. Но ребенком я уже выступала, и вскоре поняла, что скрипка — это не моё. Занималась в училище, играла в камерном оркестре, но как-то без удовольствия. А джазовые стандарты разбирала с моим педагогом по ОКФ (общий курс фортепиано) Натальей Михайловной Бывших. Или с подругой на двух скрипочках… Судьба моя немного изменилась после одной поездки в Финляндию. С камерным оркестром. Мы жили на турбазе вместе с большой группой костромских чиновников, вечерами ходили в клуб, и я садилась за фортепиано и пела. Мне сказали: Здорово! Классно поёшь! Иди, учись, мы напишем письмо депутату, поддержим… Может, письмо и написали, но я и так сдала вступительные экзамены и поступила на заочное отделение эстрадно-джазового вокала в институт им. Гнесиных (а когда заканчивала, институт уже назывался Российской Академией музыки). Моим педагогом считался Лев Валерианович Лещенко, но занимались со мной его ассистенты. В Москве я уже по-настоящему познакомилась с джазом. Со мной учились Дмитрий и Александр Бриль, Игорь Иванушкин, Аркадий Баклагин, Марина Григорян…. Петь с москвичами я не успевала, жила и работала в Костроме, а приезжала в столицу только на сессии.
Но к концу учебы я, наконец, почувствовала, что могу полностью контролировать голос и делать аранжировки. Хочу добраться до четвертой октавы…
А как возник дуэт?
— Я пришла работать в Костромской музыкальный колледж на эстрадно-джазовое отделение, и меня познакомили с Валерием Борисовичем. Мы подготовили пару песен и выступили.
В беседу вступает Валерий Скворцов.
— Я учился в Саратовской консерватории. Мой педагог, великолепный мастер, профессор Валентин Евгеньевич Ханецкий прекрасно знал Оскара Питерсона, поощрял тягу к импровизаторству и предложил мне поработать концертмейстером самодеятельного хора в большом Дворце культуры. Там я познакомился с крепким местным биг-бэндом «Волга», которым руководил Александр Светлов. Пообщался с джазменами. А когда я уже был на пятом курсе, то попал в консерваторский джаз-ансамбль. Оказался вполне подготовленным — хорошо знал гармонию, мог импровизировать. На меня удивлённо посмотрели и сказали: «А что ж ты прятался все эти годы?»
В Костроме «джаз» для меня начался с приездом Ани. Все как-то получилось само собой. Мы легко находили общий язык, вместе разрабатывали композиции, хотя во время исполнения проконтролировать договорённости почти не удается, многое рождается прямо на сцене. Но мы научились слышать и чувствовать друг друга.
Я специально не спрашивал Аню про перспективы. Любой вокалистке всегда хочется добиться успеха, признания, да и побыстрее. Но мне кажется, что вы со своим мудрым спокойствием смогли мы стать продюсером дуэта. А что делать?.. Нужно постараться и записать диск. Нужно найти в Костроме место для джазовых вечеров.
Валерий:
— А вы представляете, что такое Кострома? Это — сонный провинциально-купеческий город с долгой зимой и коротким летом. Одного ансамбля в филармонии вполне достаточно. Я восемь лет работал с Михаилом Жураковым, выезжали в районные центры, обслуживали корпоративы, принимали участие в сборных концертах. Даже пытались организовать джаз-клуб. Пришли музыканты, но публика не отреагировала. Кто-то пошутил, что это и открытие, и закрытие джаз-клуба одновременно. Поэтому наш дуэт с Анной Владимировной — это личная инициатива, и мы понимаем, что стать концертным ансамблем невероятно трудно… Нас приглашают, мы выступаем. Не приглашают — не выступаем. Но запал есть. Мы подготовили несколько программ. Сделали кавер-версии хитов ХХ века — от Луи Армстронга до Майкла Джексона, от The Beatles до Макаревича. А в Ярославском джазовом центре мы появляемся довольно часто. И спасибо за это Игорю Гаврилову!
Я поверил в этих музыкантов. Я рад, что и в Костроме живут творческие люди (не всем же уезжать в Москву!) Я видел их счастливыми после получасового погружения в любимую музыку. Путь к известности в мире джаза извилист и долог, но не безнадёжен…