Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото) |
Фестиваль «Блюз на веранде» этим летом прошёл в Вологде в 12-й раз. Типичный путь небольшого фестиваля в российском областном центре: организаторы-энтузиасты — в случае Вологды это арт-директор фестиваля гитарист Виктор Колесов и продюсер Екатерина Колесова; формирование программы на личных контактах и собственных музыкантских предпочтениях, постепенный рост масштабов музыкального праздника и его известности в городе… «Джаз.Ру» уже писал о «Блюзе на веранде» (в 2010 г., например, его посетила наш корреспондент Гульнара Хаматова — см. её тогдашний репортаж, «Восьмой «Блюз на веранде»: все оттенки джаза в Вологде»). Но с тех пор прошло пять лет. Ваш корреспондент посетил XII-й «Блюз на веранде»… и понял, что вологодский музыкальный саммит в середине лета, похоже, перерастает свой изначальный формат, и при определённых условиях может состояться его превращение в фестиваль уже не городского или областного, но регионального масштаба.
Для доказательства этого тезиса давайте рассмотрим ход событий по порядку.
14 июля. Консисторский двор Вологодского кремля: открытие фестиваля.
Концерты «Блюза на веранде» в начале истории фестиваля, в 2004-2007 гг., проходили в середине лета под открытым небом (причём вход на площадку был платным), серией из 4-6 самостоятельных концертов, каждый из которых позволял отдельному коллективу показать полноценную программу. Паузы между фестивальными днями составляли от одного до нескольких дней. В те годы концерты проводились только на веранде Вологодского Дома актёра, отсюда и название.
Только с 2008 года фестиваль перешёл на более общепринятый формат нескольких сборных концертов в течение нескольких дней подряд. И вот уже несколько лет в программе фестиваля обязательно есть концерт в «кремлёвском дворике» — пространстве внутри стен Архиерейского двора XVII в., последней устоявшей до нашего времени части старинного Вологодского кремля, построенного при Иване Грозном и почти полностью разобранного — кроме Архиерейского двора — ещё в пушкинскую эпоху.
В Консисторском дворике город установил разборные трибуны, позволяющие комфортно рассадить перед сценой несколько сотен слушателей. На этой площадке проводится много разных концертов, не только джазовый фестиваль.
В день начала фестиваля, 14 июля, с утра над Вологдой пролился обильный дождь. Однако к середине дня, когда в кремле должен был начаться первый концерт фестиваля, выглянуло солнце, пластиковые сиденья трибун протёрли от воды, и к моменту начала трибуны были практически полны.
Первым выступил петербургский шоумен по прозвищу Вова Чё Морале и его Sweet Hot Jazz Band. Трудно назвать этого обаятельного музыкального эксцентрика джазовым вокалистом: скорее, для него поп-хиты первой половины прошлого века — повод для «яркого, ослепительного шоу», прежде всего для интерактивной игры с публикой, которая живо вовлекается в совместное выкрикивание слогов, хлопанье в ладоши, радостное кивание головами под узнаваемые мелодии золотого прошлого, улыбки, звонкий смех, море позитива, вот это всё. Кроме того, «Вова Чё» умеет играть на трубе, а его стремление стилизовать издаваемые голосом звуки в некоторое подобие бесподобного «гроула» Луи нашего Армстронга обеспечивает ему радостный приём широкой аудитории. Хороший выбор для самого первого сета фестиваля под открытым небом, когда нужно «разогреть» аудиторию, привести её в состояние готовности для выступления звезды.
И к выступлению звезды публика была готова. Мариам Мерабова хорошо известна вологодскому слушателю: в последние годы, благодаря дружбе с Екатериной Колесовой, она регулярно приезжает в старинный северный город, а участие Мариам в телешоу «Голос» предсказуемо сделало выдающуюся вокалистку известной далеко за пределами джазового сообщества, так что публика у неё в Вологде весьма обширная и преданная — вплоть до экзальтированных личных «фэнов», которые ходят за певицей, словно за звездой музыки поп, буквально по пятам и стремятся любыми способами привлечь её внимание.
ДАЛЕЕ: продолжение подробного рассказа о фестивале в Вологде, много ФОТО!
На сей раз Мариам привезла в Вологду новый большой состав, Miraif Band Orchestra под управлением своего постоянного музыкального партнёра и спутника жизни, клавишника Армена Мерабова. Два клавишника, гитарист, перкуссия (Артур Газаров), мощная ритм-секция (опытный и универсальный электробасист Антон Горбунов плюс стремительно поднявшийся за последнюю пару лет в «топ» московских барабанщиков Игнат Кравцов) и четыре духовика, среди которых выделялись маститые саксофонисты Николай Моисеенко и Антон Залетаев — всё это позволило создать мощное, мускулистое поп-джазовое (или, скорее, бродвейское), чисто американское звучание.
Анонсы фестиваля обещали показ новой программы «Джаз на русском», но, к сожалению, по каким-то причинам показ этот не состоялся. Мариам пела набор узнаваемых джазовых стандартов и ритм-н-блюзовых хитов середины прошлого века — «What A Difference A Day Makes», «I Just Wanna Make Love To You», «Alright, Okay, You Win» и тому подобные номера. Как это было — можно увидеть в любительской съёмке исполнения боевика, написанного специально для оркестра Каунта Бэйси и его вокалиста Джо Уильямса в 1955 г. «Alright, Okay, You Win», вывешенной на сервисе YouTube (канал TheNews35:
httpv://www.youtube.com/watch?v=z2630u8gsXU
У многих фестивалей есть артист-талисман. Вологде повезло: талисман «Блюза на веранде» — великолепная вокалистка, владеющая всем арсеналом вокальной джазовой идиомы и не боящаяся выходить за её пределы. Мариам не стесняется быть близкой к аудитории — прежде всего в звуковом плане: есть в её пении что-то такое, что делает её своей почти для любого слушателя. Это то же самое качество, кстати, которое заставляет таких разных вокалистов из мира популярной музыки приглашать её в качестве бэк-вокалистки: известно, что бэк-вокал Мариам не только придаёт класс поп-проектам, но и делает их неуловимо ближе, привлекательнее для слушателей.
14 июля. «Беллажио». Вечерний концерт
Вечерний концерт планировался, как и в предшествующие годы, во дворике ресторана «Белладжио» в центре города, но дождливый день и похолодание вечером заставило перевести мероприятие под крышу, в большой круглый зал ресторана. Атмосфера от этого вряд ли изменилась, так как и во дворике ресторана слушатели обычно сидят за столиками и, слушая музыку, культурно выпивают и закусывают. Этот анахроничный способ слушать джаз (да не в ночном клубе, где столики и выпивка на них воспринимаются адекватно, а на джазовом фестивале!), идущий от «купеческих» пережитков периода дикого капитализма 1990-х гг., не даёт комфортно разместить в зале больше нескольких десятков человек (они же сидят не на креслах рядами, а вокруг довольно обширных столов…) и при этом помещает артистов с их музыкой в непрерывный гомон и гул жующих людей, звон бокалов и звяканье вилок… Но, судя по всему, не все артисты этим недовольны — а организаторам виднее, как и какую публику они хотят привлечь. Со стороны же видно, что фестиваль давно перезрел, перерос этот формат. Везде в мире показ серьёзных, интересных фестивальных программ, тем более с авторской музыкой и/или авторскими аранжировками, давно уже ушёл от показа в условиях общепита. Всё-таки ночной клуб — это одно, а фестиваль — совсем другое. И «Блюз на веранде» явно перерос рамки концертов для жующей публики.
Ансамбль из Санкт-Петербурга, именующий себя «акустический джаз-ретро квинтет «Ирис Кис-Кис», представил в рамках вечернего концерта джазовые обработки советских эстрадных песенок 1950-60-х годов (плюс несколько джазовых стандартов). Специальным гостем ансамбля оказался выдающийся петербургский пианист Андрей Кондаков, и надо сказать, что вкус и опыт известнейшего музыканта позволили ему добавить некое новое измерение этому легкомысленно-ностальгическому репертуару. Впрочем, ностальгия тут весьма условная. Молодые музыканты адресуются к элементам культуры, которая отстоит от нас на добрых пять десятилетий и к нынешней аудитории их возраста попадает уже опосредованно: не через личный опыт родителей, а через кино, телесериалы, миксы популярных диджеев, хипстерские танцевальные вечеринки и тому подобные модные тренды-бренды, поэтому получается не столько ностальгично, сколько романтично. Присутствие в ансамбле выдающегося импровизатора на губной гармонике Макса Некрасова, его тонкое и глубокое взаимодействие как со специальным гостем — Андреем Кондаковым, так и с приехавшим в составе «Ирис Кис-Кис» опытным контрабасистом Филиппом Мещеряковым — всё это были сильные стороны вологодского концерта питерской группы.
В центре концертного звучания коллектива находится органичный, изящный и гибкий вокал молодой певицы Ирины Тищенко, удачно создающей привлекательный визуальный образ «под 50-е» — ну, быть может, чуть слишком театральный, но такова природа постмодернистской стилизации.
В финале вечера сцену захватили опытные архангелогородцы, New Blues Band п/у гитариста Тима Дорофеева, с истинно архангельской уверенностью долго её не отдавали и делали с публикой, что хотели. С их опытом и не удивительно. Сам Дорофеев и харизматичный вокалист Константин Седовин — ветераны архангельского джазового движения, в прошлом участники легендарной «Джаз группы Архангельск», но от её авангардного наследия этот проект очень далёк.
Собственно, Дорофеев создал его под свой собственный весенний фестиваль «Архангельск Блюз» (см. мой же репортаж с фестиваля 2015 г. в «Полном Джазе 2.0»). Блюз они, как ясно из названия группы, и играют — чуть иронично, чуть отстранённо, но жёстко и мощно, причём с использованием некоторых нешаблонных тембров и приёмов.
Чего стоит, например, широкое использование вокалистом Седовиным флейты, не самого распространённого в блюзе инструмента, как в тембровом миксе с саксофоном Виктора Хабарова, так и в сольной импровизации. Впрочем, для слушателей сильный вокал Седовина наверняка затмевает его незаурядное владение флейтой!
15 июля. Сад при Доме актёра им. А.В.Семёнова.
Во второй день фестиваль вернулся в свою колыбель — садик позади старинного деревянного здания Дома актёра. Дневной концерт открыл сборный состав Guitar Summit, совместный проект гитаристов Вологды и Архангельска, который регулярно выступает на различных фестивалях российского Севера. «Гитарная встреча в верхах» — состав подвижный: в него входят те, кто есть под рукой. Но неизменным ингредиентом всегда оказывается участие архангелогородца Тима Дорофеева и вологжанина Виктора Колесова, представляющих контрастные манеры и стили гитарной игры. Состав сыграл довольно обширную программу, в которой было несколько новых для «Саммита» номеров. Возможно, когда они твёрдо войдут в репертуар сборной северной России по джаз-роковой гитаре, они будут звучать ещё лучше.
Во втором отделении выступила вологодская вокалистка Вика Андреева с новым проектом, которому зачем-то дано невыразительное, никак не отвечающее специфике ансамбля английское название Sound Check. Анонс фестиваля обещал «свободную импровизацию на тему русских и авторских песен в интерпретации мастеров джаза из Вологды, Череповца, Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы». Известно, что хорошая импровизация должна быть тщательно подготовлена. Возможно, именно этого элемента не хватило певице и её коллективу, в котором на сцену вышли большие мастера — московский басист Антон Горбунов, архангельский саксофонист Виктор Хабаров, а в нескольких номерах — и санкт-петербургский пианист и клавишник Андрей Кондаков.
Возможно, неадекватность восприятия этого сета была обусловлена и некоторой неадекватностью самого формата мероприятия. Не думаю, что это хорошо видно тем, кто с фестивалем все эти годы и привык к нему. Но что такое сама идея джазового фестиваля? Это не тот набор стандартов, которые музыканты играют каждый вечер в порядке выполнения обычных рабочих обязанностей по развлечению клубной аудитории, усевшейся за столики культурно выпить и закусить «под джаз». Нет, это специальные программы, которые музыканты специально готовят для показа некоей более широкой, более разнородной фестивальной аудитории. И вот эта идея приходит в заметный контраст с форматом игры перед выпивающей и закусывающей аудиторией — даже в райских условиях уютного садика в историческом центре города.
Для полноценного «опен-эйра», то есть фестиваля под открытым небом, садик маловат. В нём не получается посадить перед сценой на стулья (или на траву, как на самых масштабных фестивалях) ту часть аудитории, которая пришла слушать музыку, — а уж за её спинами организовать зону комфорта для тех, кому важнее культурно выпить и закусить среди культурной публики. Вот и выходит, что музыканты пытаются играть специальные фестивальные программы прямо перед столиками, на которых люди уютно кушают шашлык, вкусно запивая его вином и радостно, в голос общаясь друг с другом. Включается порочный круг: чем больше выпито, тем больше хочется общаться, и тем громче голоса людей… ведь перед ними играют музыканты, которые мешают им общаться! Хотя слушатели пришли вроде бы по случаю выступления этих музыкантов…
И это не вина слушателей. Это ещё один аргумент в пользу того, что фестиваль перерастает собственный формат…
15 июля. «Белладжио». Финал фестиваля
Вечерний, финальный концерт фестиваля снова проходил в круглом зале «Белладжио» — хотя дождя не было, перетаскивать аппаратуру и выгонять слушателей в холодный вечерний сумрак никто не стал.
Вечер открыл не объявленный в афише, но от этого не менее волшебный сет дуэта пианиста Андрея Кондакова и мастера губной гармоники Максима Некрасова, состоявший главным образом из авторских пьес Андрея. Эти петербургские музыканты время от времени работают друг с другом, знают манеру и музыкальный язык друг друга и отлично друг друга чувствуют. Когда к дуэту присоединились контрабасист Филипп Мещеряков и барабанщик Степан Васильев, образовался плотный и упругий ансамбль, которому исключительно хорошо удалось передать основное свойство музыки Кондакова — её воздушную полётность, ощущение постоянного мягкого, прозрачного движения. И этому немало способствует своеобразное «инструментальное пение» (пропевание основной мелодии без слов), которым в некоторых своих пьесах пользуется Кондаков.
Вологодский саксофонист Сергей Кузнецов и его группа «СВ» представили новую фестивальную программу «Славянское этно».
Около двух лет назад в заметках о III фестивале Владимира Резицкого в Архангельске ваш корреспондент так описывал впервые услышанный тогда проект Сергея Кузнецова:
…медитативный рок-импров, вогнавший публику в психоделический гипноз. […] Кузнецов пользуется почти исключительно не акустическим, а электрифицированным звучанием саксофона, пропущенного через несложные эффекты, свойственные скорее электрогитаре: у меня сложилось впечатление, что он и использовал для этого именно гитарный звуковой процессор. […] В этой сложной звуковой среде, полной призвуков, обертонов, перекличек, искажений и замираний, собственно импровизационная техника саксофониста неизбежно использует как главное выразительное средство не построение сложных виртуозных мелодических линий (они потерялись бы во множественной реверберации), не реализацию комплексных гармонических моделей (их попросту нет: развитие почти всех пьес Кузнецова представляет собой статичное модальное обыгрывание несложных, преимущественно пентатонических ладов), а темброво-динамическую импровизацию. Это настолько редкий зверь в наших краях, и Кузнецов владеет его возможностями так убедительно, что общее впечатление экзотичности и сенсационной новизны не покидает слушателя до конца сета — хотя, строго говоря, ничего особенно нового в этом нет, да и используемые средства не так чтобы чрезмерно экзотичны. Но, повторюсь, Сергей Кузнецов очень умело владеет этими средствами. При этом музыкант он достаточно харизматичный и умеет простыми попевками на саксофоне, пропущенными через гитарный «дисторшн» с выкрученным на максимум ревербератором и подхваченными умелой и настойчивой ритм-секцией, создать впечатление чего-то волшебного.
Что на нынешнем этапе я могу сказать о новой программе ансамбля? Базовые принципы остались прежними, но звучание стало жёстче, суше и острее. И ещё сильнее склонилось стилистически в сторону рок-импров — хотя грань между современными джазовыми стилистиками вне мэйнстрима, но всё ещё в рамках джазовой идиомы, и рок-импров тут так и не перейдена. Это любопытная новая грань современного российского — или русского? — джаза, которая, при том, что продолжает оставаться скрытой от большой российской аудитории за непроходимыми лесами русского Северо-Запада, всё так же заслуживает куда более широкой известности и в стране, и за её пределами.
Заключительный джем-сешн фестиваля начался широким хватом — на сцену один за другим выходили все, кто ещё оставался в Вологде: петербургские музыканты отправлялись дальше, выступать в Череповец, ваш покорный слуга торопился на поезд в Москву, в ту же ночь уезжали в противоположном направлении и музыканты из Архангельска, но джем никак не сдавался. Это и понятно: в небольшом городе, где джазовая жизнь вынужденно ограничена ежегодным фестивалем и отдельными редкими концертами, музыкантам отчаянно нужна самореализация. Интересно, как постепенно в ходе джема определилась центральная роль Виктора Колесова. Петрович, как его принято называть в вологодских музыкальных кругах, действительно важная фигура на региональной музыкальной сцене — это очевидно для тех, кто видит его на фестивальных сценах по всему Северо-Западу.
1 августа Петрович отметил юбилей — 60-летие. «Джаз.Ру» от всего сердца поздравляет вологодского гитариста с важной датой. Кстати, в следующем бумажном номере журнала мы планируем опубликовать интервью с Виктором Колесовым. Там-то он точно всё расскажет!
А мне остаётся подвести некий итог под виденным в Вологде.
Естественно, что музыканты больших российских регионов тяготеют друг к другу хотя бы в силу очевидных логистических преимуществ. На Северо-Западе это как-то особенно очевидно. В последние годы здесь сложился заметный круг музыкантов, которые постоянно работают друг с другом в самых разных проектов: джазменов этого круга видишь на фестивалях и в концертных программах в Вологде, Архангельске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Рыбинске, Ярославле и т. д. Как известно, «что естественно, то не безобразно». Более того: это прекрасно! Географическая общность позволяет этим музыкантам создавать и артистическую, художественную общность — круг артистов, которые знают друг друга, сотрудничают друг с другом, привлекают друг друга в свои проекты. Но не замыкаются внутри круга, вот что важно. «Большие» имена из столиц (большие не только в региональном, но и в общенациональном масштабе) органично входят в этот круг на региональных фестивалях, что позволяет новым идеям и звучаниям постепенно проникать в те края, где, как считалось ещё каких-нибудь 10-15 лет назад, нет никакой джазовой жизни.
Свежему взгляду — а ваш корреспондент, напомню, впервые побывал в Вологде — видно, что «Блюз на веранде» уже сильно упирается в естественные ограничения привычного регионального круга музыкантов. Он перерос региональные рамки так же, как перерос формат «фестивальный джаз в общепите перед жующей публикой». Это здорово, что у фестиваля сложился привычный, «домашний» круг знакомых артистов. И этот круг вовсе не нужно разрушать или разгонять. Его нужно расширять! Это происходит в Ярославле, происходит в Архангельске, происходит в Тихвине, не говоря уж о столицах. Фестиваль в Вологде на 12-м году проведения — фестиваль совершенно зрелый, у него явно есть публика, и не стоит бояться, что публика не поймёт, если фестиваль будет продолжать расширять круг своих артистов, форм работы с аудиторией, форматов выступления… — короче, если фестиваль будет продолжать развиваться.
Поймёт. Куда ж она денется? Конечно, поймёт!
Но для дальнейшего развития фестивалю нужна помощь. Городу и области пора задуматься, что именно такие мероприятия, как «Блюз на веранде», делают Вологде позитивный имидж и внутри региона, и на федеральном уровне. Это прекрасно, что фестиваль уже 12 лет делает группа энтузиастов в порядке личной инициативы. Но не пора ли городу и области серьёзно поддержать «Блюз на веранде», уже многократно доказавший и востребованность у вологодской публики, и собственную жизнеспособность?
Мне представляется, что пора.