Взгляд первый. Заметки ведущего
Владимир Фейертаг фото: Юлия Сотникова |
Фестиваль этот не так уж легко найти на местности. Посёлок Волхов Мост расположен в 120 км. от Санкт-Петербурга и в 9 км. от Чудово, районного центра самого северного уезда Новгородской области. Когда-то здесь был городок Соснинская Пристань, главный пересадочный пункт для тех, кто ехал из северной столицы в Великий Новгород (или наоборот — из Новгорода в Петербург, пароходом и поездом). По данным Географического справочника 1900 года, здесь проживало около 1200 человек, из них 1000 рабочих и служащих на расположенном неподалеку знаменитом фарфоровом и фаянсовом заводе Кузнецова. Отечественная война смела с лица земли дореволюционные деревянные постройки, а на единственно сохранившемся каменном фундаменте бывшего управления Волховской пароходной компании лет десять назад возник трёхэтажный отель. Окнами на Волхов, на железнодорожный мост Октябрьской железной дороги, на уютную поляну с искусственным газоном и пологим спуском к малюсенькой пристани, у настила которой поеживаются от северного ветра небольшие катера и лодки, арендуемые заезжими рыболовами.
Усилиями инициативного директора компании «Бомба-Питер» Олега Грабко 30 и 31 мая здесь состоялся Второй джазовый фестиваль «Джаз над Волховым». Съехались музыканты из Петербурга, Великого Новгорода, Москвы, Ярославля, Тихвина. Ехали на машинах и микроавтобусах, пользовались навигаторами и подсказками прохожих, потому что указатели есть далеко не на всех развилках. А когда вы свернёте с дороги М-10 и доедете до станции Чудово, асфальт закончится, и придется поплутать по ухабистым просёлочным закоулкам, пока внезапно перед вами не откроется — как в сказке — сказочный отель-дворец и чистенькая фестивальная поляна с остроумным дизайном, с палатками для «випов», с фонтаном и полуспящей красавицей — рекой Волхов, которая заманивает окунуться (любители нашлись) в её не очень тёплые воды.
Музыканты приехали, радовались встрече, размещались в гостинице, обедали, репетировали. Хотели начать в три часа дня. Потом решили: лучше в четыре. В результате начали в пять. Надеялись, что приедет побольше народу. Вообще-то слушателей оказалось немало, но это были друзья, сопровождавшие музыкантов, и несколько журналистов. Многие приехали с детьми. Погода была хорошая. Но, как обычно в этих широтах, ненадолго. Вечером стало прохладней, комары нещадно покусывали молодых фанатов и фанаток из Киришей, рискнувших потанцевать в футболках и шортах.
Фестиваль открыла питерская команда Robusta Project. По признанию лидера группы, клавишника Вячеслава Смоленцева, автора и аранжировщика всей программы, почти три года музыканты собирались только в студии. Наконец в этом году выпустили альбом «Шагая по облакам», который и представили на фестивале. Музыку ансамбля (клавиши в двух вариантах, гитара, бас-гитара, ударные, мягкий ансамблевый вокал и тексты на испанском языке, сочиненные вокалисткой Альбиной Гусулой) я бы назвал «soft fusion», потому что слушать её легко и приятно. А если внимательно понаблюдать за движением музыкальной мысли, за бережным отношением к общему звучанию, то можно заметить стремление исполнителей выйти в безбрежное море World Music — этому способствуют и экзотические народные инструменты, и погружение в народную музыку далёких континентов. Но всё это делается неназойливо, доброжелательно и очень музыкально.
ДАЛЕЕ: продолжение «первого взгляда» В.Б.Фейертага и «взгляд второй» — от нашего специального корреспондента
Второй сет был отдан новгородцам. Трио неутомимой пианистки Зои Егоровой (она играла на клавишах фортепианные и басовые партии) представило простую блюзовую музыку с некоторым уклоном в латино. Ей помогал виртуозный гитарист Вячеслав Большаков и чернокожий барабанщик из Бенина Элож Акифева, колдовавший не только за ударной установкой, но и с ограниченным набором перкуссии. Он к тому же выразительно пел — и рок, и джаз, и соул. Публика радовалась и танцевала. Насколько я помню, в каждом новгородском ансамбле всегда играли студенты из африканских стран. Несколько лет успех новгородской группе приносил поющий чернокожий бас-гитарист Даниэль Лепети. Теперь появился барабанщик. Сама Зоя Егорова регулярно привозит на близлежащие фестивали совершенно разные команды. Объясняю это тем, что в Великом Новгороде нет постоянного клуба, работая в котором, мог бы сформироваться один надежный коллектив. Однако Зоя не сдаётся, упорно продюсирует всякие джазовые сходки под стенами древнего новгородского кремля и верит в силу своего просветительства.
Игорь Володин привез из Тихвина новый альбом «В краю безмятежных снов», записанный на частной студии местного энтузиаста Александра Насильнова и выпущенный компанией Олега Грабко «Бомба Питер». Наделенный большой музыкальной культурой, знающий классику и народную музыку, Игорь давно уже стал авторитетным представителем современного композиционного джаза, в котором тонко переплетены элементы модального джаза, свободная импровизационная структура, краешком задевающая технику фри-джаза, и интересные мелодические находки. Причём в записи альбома было занято девять музыкантов (Тихвин, Москва, Ярославль, Архангельск), а на фестивальной сцене эта же музыка уверенно и логично звучала в исполнении Максима Некрасова (губная гармоника) и Станислава Майнугина (тенор-саксофон). За несколько лет пианисту удалось создать в своём городе сильную и выразительную ритм-группу с бас-гитаристом Юрием Грибецким и барабанщиком Михаилом Павловым, которая поняла и прочувствовала сложную музыкальную ткань романтической музыки своего лидера.
Первый день фестиваля завершала мощная энергетика ярославской династии Майнугиных. Резкий, сильный и техничный драйв Станислава Майнугина подкреплялся логичным и точным аккомпанементом клавишных в руках Вадима Майнугина (старшего). Сюрпизом стало появление на сцене вокалистки из Амстердама Тамары Хуквотер, прекрасно интерпретирующей джазовые стандарты. Но в это время дождь загнал слушателей в палатки или в ресторан отеля.
Олег Грабко, человек озабоченный не только своим проектом, но и расширением культурной территории на северо-западе России, организовал презентацию ближайших летних фестивалей. Иннокентий Волкоморов рассказал о предстоящем двухдневном фестивале «Петроджаз» (4-5 июля), Игорь Володин — о грядущем «Сентябре в Тихвине» (26-27 сентября), я же напомнил слушателям о питерском «Свинге белой ночи» (26-28 июня) и о «Джазе в саду Эрмитаж» (Москва, 15-16 августа).
На второй день фестиваля предполагался большой джем, составленный из тех музыкантов, который остались на ночь в уютной гостинице. Появились и новые группы, но автор этого репортажа на второй день не остался.
Ожидая такси, я стоял у входа в гостиницу с Вадимом Майнугиным. «Какие красивые места есть в России! — сказал он. — И какая музыка! Как же убедить народ, что джаз на природе — это здорово?» Я не знал, что сказать. Ближайший населенный пункт — Чудово. Вспоминаю, что на прошлом фестивале был один любитель из Чудова, который долго пристраивался к кому-то, уезжавшему в Питер, чтобы добраться до своего дома. Сообщения между районным центром и поселком Волхов Мост нет. Во всяком случае, в вечерние часы. Значит, на фестиваль в основном попадают те, кто на машинах. Не нашлось ни одного петербуржца, который приехал и уехал бы на электричке. Платформа «Волхов Мост» существует: в 300 метрах от гостиницы; от Питера один час 40 минут. Но вечером поезда не ходят. Автомобилисты не всегда могут найти дорогу. Известно, что в этом году несколько компаний так и не доехали, хотя неоднократно запрашивали гостиницу, как и где повернуть на нужную дорогу. Всё это вроде бы должно убивать всякие надежды, но Олег Грабко улыбается. Он убеждён, что фестиваль станет популярным и неповторимым.
Взгляд второй. «Если никто не создает хорошие традиции, надо создавать их самому»
Юлия Сотникова фото автора |
Фестиваль «Джаз над Волховом» — пожалуй, самый ранний джазовый open-air — открыл летний музыкальный сезон концертами 30 и 31 мая в загородном клубе «Волхов Мост». Его организаторам удалось создать атмосферу непрерывного джазового джема, в котором выступления сменяются разговорами о музыке, разговоры — размышлениями, а размышления — репетициями и выступлениями в новом составе. По обе стороны сцены оказались в основном музыканты, иными словами — люди заинтересованные. Фестиваль вправе называться клубным в оригинальном смысле этого слова: не потому, что проходит в клубах, а потому, что собирает уникальную аудиторию. По словам организатора фестиваля Олега Грабко, это «люди одной волны».
Итак, волны широкого, мирно текущего Волхова с неспешными прогулочными лодками, ясное, высокое майское небо, строгие очертания железнодорожного моста и редкий отдаленный гул мчащихся по нему «Сапсанов», уже по-летнему тёплое солнце — и, конечно, музыка, звуки которой стелются над волховскими волнами от одного берега к другому… Загородный клуб-отель «Волхов Мост» расположен недалеко от города Чудово, на машине — полтора часа езды от Санкт-Петербурга.
Олег Грабко, организатор и идейный вдохновитель фестиваля, рассказал о том, как возник «Джаз над Волховом» и ответил на два вопроса: почему джаз и почему именно здесь.
— Когда я был ещё школьником, я, конечно, увлекался больше роком, любил The Beatles, Led Zeppelin, Джими Хендрикса. У меня был друг, который знал, что я бегаю по магазинам, пытаясь найти какие-то пластинки: тогда это был дефицит страшный. И я говорю — Серёга, как я могу тебе пластинки покупать, я же не знаю твой вкус! А он говорит — то, что тебе не понравится, вот то и покупай. А он любил джаз. И я накупил целую кучу пластинок — каких-то кубинских музыкантов, штук десять — и прослушав их, половину своему другу не отдал, потому что понял, что мне это тоже нравится. Так я пришёл к джазу.
По большому счету, джаз я слушал всегда. В каталоге «Бомбы-Питер» очень много джаза, начиная с Андрея Кондакова и заканчивая многими молодыми музыкантами, которые сейчас появляются. С Игорем Володиным я познакомился лет пять назад, это серьёзная дружба. И любовь. И сотрудничество. Уже четвертый альбом группы Игоря Володина выходит на «Бомбе-Питер», и я был жутко счастлив, когда он сказал, что будет работать только с нами. Хотя «Бомба-Питер» широко известен как классический лейбл. Ведь именно как классический лейбл мы получили диплом IFPI.
(Речь идёт о серии записей «Галерея Классической Музыки», которая была издана в рамках долгосрочного контракта «Бомбы-Питер» с Петербургской студией грамзаписи «Мелодия». В серию вошли популярные классические произведения в исполнении лучших представителей петербургской школы. На сегодня эта серия состоит из 100 компакт-дисков и входит в число самых популярных изданий классики в мире, имеет два диплома — IFPI (Международная федерация звукозаписывающей индустрии) и Российской индустрии звукозаписи. — Авт.)
Сейчас мы живём в таком мире, где нет стиля — в том смысле, что этот музыкант играет джаз, а этот — рок; сейчас наблюдается конвергенция всех стилей, и «Джаз над Волховом» — это условное название, потому что здесь звучит очень разная музыка: закончится фестиваль русским кантри-роком группы «Зански», сегодня будет world music от группы Robusta Project — у них и латино, и индийские мелодии. Самое главное, что мне нравится в сегодняшней музыке — это то, что, оставаясь русскими, мы через западные стандартные схемы, такие, как джаз или рок, всё равно несём русскую культуру.
Кстати, в концепции фестиваля «Revolution», который будем проводить в июле здесь же, в клубе «Волхов Мост», мы тоже ушли от слова «рок».
История создания фестиваля такова. Обратились ко мне люди из Института культуры с предложением провести джазовый фестиваль в Кронштадте. Я договорился с Владимиром Борисовичем Фейертагом, с пианистом Игорем Володиным, начали собирать музыкантов. Потом у этих людей вдруг деньги закончились, проект развалился, и осталось впечатление, что обманули и меня, и музыкантов, которые на тот момент уже купили билеты. Я позвонил хозяину замечательного речного клуба «Волхов Мост» Валентину Черкасову и сказал, что надо спасать фестиваль. Благодаря ему фестиваль состоялся, но не на острове Котлин, как предполагалось, а на другом острове, где находится отель «Волхов Мост». За две недели мы собрали этот фестиваль. В прошлом году здесь было больше музыкантов, чем зрителей, в этом году мы изменили этот баланс. Здесь, должно быть около 100-130 зрителей и около 50-100 музыкантов. К тому же музыканты, которые приехали на фестиваль, вынуждены слушать друг друга, им деваться некуда. Фестиваль во многом и создаётся для того, чтобы слушать друг друга, обмениваться мнениями, что дает огромный потенциал в дальнейшем. Конечно, в коммерческом плане этот фестиваль пока не окупается. Да, нужны спонсоры.
Вообще я хочу жить в стране традиций. Может, я, конечно, сумасшедший. Но мне нравятся хорошие традиции, и если их никто не создаёт, надо создавать их самому. Ведь если получилось один раз хорошо — почему бы не сделать это второй раз хорошо, третий, а потом появится ещё кто-то, кому это понравится, и если у него будут лишние деньги — мы не отказываемся от сотрудничества, мы согласны!
Да, некоммерческая музыка может быть востребована. У магазина звукозаписи Play, который, кстати, продает некоммерческую музыку в центре города, есть слоган: «Хорошая музыка не продается, но её можно купить в магазине Play на Караванной, дом 1».
Очень важно и то, что в этом году «Джаз над Волховом» стал стартовой площадкой для летних джазовых фестивалей. В списке выступающих здесь — музыканты, которые потом будут выступать на «Петроджазе» и «Сентябре в Тихвине».
С советских времен я за кооперацию, коллаборацию людей независимых и свободных — я называю это партнёрством. Я строю сейчас фестивальное партнёрство среди рок-фестивалей. Я 15 лет занимаюсь фестивалем «Окна открой», 10 лет уже фестивалю «Рок-Лайн», где я являюсь программным директором и председателем жюри, так что я уже построил такую линеечку фестивалей, которые проходят в разных городах, от Владивостока до Калининграда. Мы обмениваемся мнениями о музыкальных коллективах, чтобы кумулятивно дать творческий «подкидной мостик» тем из них, которые реально интересны. Потому что когда каждый в своем регионе что-то устраивает, а это не «выхлопывает», это, конечно, хорошо, но этого недостаточно. Моя задача — сделать партнёрские фестивали, которые смогут доказать, что у нас есть люди, которые говорят на одном языке, и все мы просто пытаемся сделать лучше, без лоббизма. У меня нет «любимых музыкантов». Любимые — это жена и трое детей. А музыканты есть хорошие, с которыми я очень хочу работать, и те, которых я готов просто поддержать, хотя и не совсем понимаю их творчество. На лейбле «Бомба-Питер» иногда попадается и шансон, и какие-то совершенно чудовищные вещи (смеётся). Но они играют профессионально, и я знаю, что кто-то их любит.
Главное — не запрещать. Я позиционирую себя садовником, который пропалывает сорняки, которые явно мешают расти остальным растениям… но без фанатизма. А остальные растения надо поливать и удобрять. Должна быть гармония коммерциализации и творчества, это очень тонкая и сложная вещь, нельзя переборщить ни с одним, ни с другим.
Не люблю «строить» музыкантов и никогда не вмешиваюсь в творческий процесс. Я могу их взять или не взять, это максимум. Совсем молодым музыкантам я могу посоветовать, как выстроить плэйлист, какие песни взять в альбом, а какие не стоит, и мы всегда вместе выбираем синглы. Но так, что «здесь я бы включил брасс-секцию, а здесь убрал бы соло»… или переписывать тексты — этого я никогда не делаю. Главный критерий качественного музыкального продукта — нравится/не нравится, второй критерий — нравится ли, кроме меня, ещё кому-нибудь. Мониторю на детях, на собаках, на друзьях. Кстати, фестиваль в этом смысле — очень хороший показатель.
Смысл хорошего музыкального продукта — развлекая, развивать. Этот принцип хорошо виден на примере музыки Игоря Володина: она, с одной стороны, очень понятна, но с другой стороны — в ней есть много сложных вещей, понятных только музыкантам… что, кстати, не делает её менее удобоваримой. Как хорошо приготовленное блюдо — в нём много сложных ингредиентов, но в силу простоты звучания и совершенства вкуса они незаметны. Что ещё мне нравится в Игоре — то, что он не конъюнктурщик и все свои песни пишет сердцем.
Делать фестивали в центре города хорошо, потому что больше зрителей, но для меня как человека, который не любит толпу, ближе формат «Джаза над Волховом» в загородном клубе «Волхов Мост». Сюда можно приехать на два дня с семьей, с детьми, здесь прекрасная природа, пейзаж, а главное — замечательные люди, которые действительно любят джаз. Сейчас для гостей и музыкантов фестиваля сдаются 28 номеров, часть из которых — с видом на реку и Волховский мост, и коттедж на пять человек на самом берегу, с сауной и комнатой отдыха. Но владельцы загородного клуба уже понимают, что этого недостаточно, и осваивается соседний замок, там будет еще восемь номеров, а летом здесь можно разместиться в палаточном городке — место для него на территории отеля есть, размещение бесплатное. Есть небольшое футбольное поле, место для спортивных активностей. Можно арендовать лодки.
Я не считаю, что нужно пропагандировать джаз, я в принципе против пропаганды. Я считаю, что нужно создавать атмосферу вокруг музыки (неважно, джаз это или рок), просто создавать атмосферу, уютную для людей, и не надо их учить, не надо их воспитывать: им должно быть хорошо, и они сами придут. Как повар не должен объяснять, что он готовит, а должен готовить хорошо.
От имении группы авторов приношу извинения за неточность. Кронштадт находится на острове КОТЛИН, а не Котлас, как указано в интервью с Олегом Грабко. В.Б.Фейертаг