Олег Самородний Фото: Kalli Samorodni |
Джазовый фестиваль Sõru Jazz проходит на острове Хийумаа в небольшом порту Сыру и в (бывшей) рыбацкой деревне Калана, являющейся крайней западной оконечностью Эстонии. Фестиваль — камерный, публика — избранная, то есть не случайная. В основном это (около-)богемные дачники, которых еще называют «летними хийумаасцами». Это люди, купившие хутора или построившие дома на довольно удаленном острове в надежде укрыться там, хотя бы на три летних месяца, от суетности и безалаберности материковой жизни.
Искристый Sõru Jazz как бы задает тональность на все лето. Лето, которое может быть как солнечно-ласковым, так и дождливо-ветреным, но всегда очаровывающим, словно джазовая музыка.
Американский джазовый барабанщик Брайан Мелвин часто выступает на Sõru Jazz. Он не скрывает своей влюбленности в Хийумаа, завораживающий своей неброской, естественной красотой. В этом году Брайан предстал в двух ипостасях. Сначала в составе созданной им же из эстонских музыкантов джаз-группы Modern Times, играющей стандартный американский джаз. Тоже очень интересно.
Но лично мне больше понравился другой ансамбль — Drum Prana, в котором Мэлвин играет на экзотичных ударных инструментах и синтезаторе, Танел Рубен и Дмитрий Дмитренко — на электронных и акустических барабанах, а диджей P.Julm производит всевозможные звуковые эффекты. В результате сочетания ритмики и электронно-акустических новшеств рождается очень своеобразный этно-фолк с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими мотивами. Безусловно, выступление Drum Prana стало одной из двух главных «изюминок» на Sõru Jazz 2015.
Другой «изюминкой» был квартет, в который входят российский саксофонист Алексей Круглов, гитарист Яак Соояар, контрабасист Михкель Мялганд и ударник Танел Рубен. А яркую привлекательность их выступлению придавало то обстоятельство, что они играли классические произведения известных русских композиторов — Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина, а также Чайковского и Свиридова. Яак неоднократно уверял слушателей, что они не добавили от себя ни одной ноты в музыку композиторов «могучей кучки». Ноты, может быть, и не добавили, но импровизации было достаточно, чтобы придать знакомым мелодиям джазовое своеобразие и помочь по-новому почувствовать музыкальную классику.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с самого отдалённого джаз-фестиваля Эстонии…
В этом году не обошлось без ложечки дёгтя, которая, однако, не испортила бочку меда. Пишу об этом только потому, что я впервые видел, как с концерта Sõru Jazz массово уходили слушатели. Случилось это чрезвычайное происшествие на выступлении коллектива с характерным наименованием — Maria Faust Jazz Catastrophe. Тон в этой группе задает уроженка острова Сааремаа, саксофонистка Мария (Фауст — это, наверное, творческий псевдоним). Она собрала четырех шведов с поляком, которые все вместе начали производить какофонию, которую сама Мария называет «приятной катастрофой». Я не исключаю, что кому-то действительно может нравится это сочленение звуков. Но внутренний голос все же нашептывает мне, что большинство людей, решивших высидеть до конца «джаз-катастрофу», сделали это, скорее всего, из вежливости.
Очень понравился Tree Stones Quartet, состоящий из двух литовцев — Кястутис Вайгинис (саксофон), Дмитрий Голованов (клавишные) — и двух эстонцев: Пеэду Касс (контрабас), Каспар Каллусте (ударные). Парни играют эдакий мужской джаз, базирующийся на виртуозности владения музыкальными инструментами и интенсивности эмоций, среди которых нет места сентиментальности.
Зато очень много ностальгической сентиментальности было в концерте, который дали популярнейший саксофонист Эстонии Райво Тафенау и не менее любимая народом певица Лииси Койксон. На гитаре играл Пауль Даниэль, на контрабасе — Марти Тярн и на ударных — опять же Каспар Каллусте. Концерт был посвящён музыкальному творчеству выдающегося эстонского джазового критика, историка эстонского и советского джаза Вальтера Оякяэра. Он четверть века был концертмейстером группы саксофонов оркестра Эстонского радио, для которого писал также музыку. Правда, в 60-е музыка Оякяэра официально именовалась танцевальной, поскольку джаз тогда не поощрялся. Моя молодость прошла под иные мелодии, но я с огромным удовольствием слушал песенные композиции в великолепном вокальном исполнении Лииси Койксон, излучавшей наивное очарование юности.
Повышенный ажиотаж публики вызвало выступление легендарного эстонского блюз-бэнда Compromise Blue. Там играет много музыкантов, почти целый оркестр, но тон задает солист Эмиль Рутику. Он — наглядный пример того, как шарм и харизма певца с лихвой компенсируют, может быть, не самые выдающиеся голосовые данные.
Вот у кого с этим нет абсолютно никаких проблем, так это у вокалистов лучшей (это не преувеличение) вокальной группы Эстонии — Estonian Voices. Это Кадри Вооранд, Мария Вяли, Мирьям Деде, Микк Деде, Арно Тамм, Ааре Кюлама. Они поют (чистыми родниковыми голосами) как народные песни, так и аранжировки известных музыкальных хитов. Умело скомбинированные композиции оставляют певцам-музыкантам много места для неожиданных и эффектных импровизаций.
Были и другие выступления на хорошем профессиональном уровне.
Будучи постоянным жителем и патриотом острова Хийумаа, я не могу не отметить выступление Swing Rock Band, состоящей из учащихся основной школы в поселке Эммасте. Под руководством своего учителя музыки Тоомаса Паапа девочки и мальчики старательно играли свинговые и роковые мелодии. И это убедительное свидетельство того, что джаз на Хийумаа любят не только «летние дачники».
Спасибо Олегу за замечательную статью! Единственная поправка. В этот раз мы не исполняли музыку Чайковского и Свиридова. Мы играли произведения композиторов «Могучей кучки» — Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева, презентуя наш альбом «The Mighty Five», изданный потрясающим лейблом Арт Бит! Спасибо эстонской публике за теплый прием! Suur aitah!
Потрясающий фестиваль, организованный известным в Эстонии актёром Гуйдо Кангуром и его супругой Пилле, проходит в красивейшем месте на берегу моря, традиционно с довольно сильным составом музыкантов и очень радушной публикой, понимающей происходящее на сцене и по достоинству раздающей свои симпатии!
К сожалению мы не попали на первый день фестиваля — он проходил на другом конце острова, но и те два дня, которые мы с дочерью провели в этой дивной атмосфере оставили в памяти добрые ощущения.
В дополнение к этому обзору фестиваля отмечу прекрасный и с музыкальной и с исполнительской точек зрения сет от RAUL SOOT DEEPER SOUND, открывавший второй день фестиваля (20 июня) и практически давший соответствующий заряд всему этому
концертному дню! Наша «Могучая кучка» Круглова-Соояара закончила выступление в продолжительной и оглушительной овации, отблагодарив публику ещё и достойным бисом.
Концертную программу следующего дня (если не считать проходивших на улице весёлых музыкальных действий исключительно в национальных красках) начал человек-легенда эстонской культуры — пианист и композитор REIN RANNAP. Его неистовое сольное музицирование от нежнейшего пиано до мощнейшего фортиссимо какими-то невидимыми волнами накатывало на публику… И ту овацию, которую, не очень-то эмоциональные эстонцы, заслуженно устроили своему любимцу, трижды убеждая исполнителя вернуться к инструменту после основной программы — настоящее тому подтверждение!
Главным музыкальным открытием этого фестиваля для себя считаю «ESTONIAN VOICES» — вот уж действительно нечаянная радость! Прекрасный вокальный секстет с шикарной программой и феерическим исполнением!
Для тех, кто в следующем году захочет и сможет посетить этот фестиваль — очень рекомендую! Глядишь, ещё кто-то из российских исполнителей блеснёт там своим вдохновенным искусством!