Наталья Риккер, Челябинск Фото: Александр Исаков, Алексей Гольянов |
В первый уик-энд лета в Челябинске в четырнадцатый раз стартовал Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!». Форум по-хозяйски занял центральную часть города, наполнил звуками джаза не только концертный зал Челябинской филармонии, но и прилегающие улицы. Впрочем, к масштабному территориальному охвату фестиваля местная публика давно привыкла. Команда Игоря Бурко, народного артиста России и художественного руководителя фестиваля, с момента основания фестиваля в 2000 году почти сразу внесла в программу элемент open air, стала приглашать на открытые площадки джазменов разных возрастов и разной степени известности. Столь же привычна для челябинцев и афиша фестиваля, в которой неизменно значатся имена ведущих российских джазовых музыкантов (в основном из Москвы и Санкт-Петербурга), ориентированных, в первую очередь, на традиционный джаз. Очевидность, ожидаемость программы на протяжении почти полутора десятилетий даже стали неким фирменным знаком челябинского фестиваля.
И всё же, вступив в отроческий возраст, преодолев извечные экономические трудности (жаль, нельзя их отнести к «трудностям взросления») и обретя своё лицо, фестиваль год от года приятно удивляет даже самого пристрастного слушателя. К числу таких слушателей, а также постоянных участников фестиваля, с полным правом можно отнести народного артиста России Анатолия Кролла. В первые годы он выступал в роли художественного руководителя форума, и далее продолжает внимательно следить за программой и репертуаром уральского музыкального детища. Учитывая огромный опыт участия Анатолия Ошеровича в разных фестивалях России и мира, автор попросила маэстро дополнить репортаж впечатлениями об увиденном и услышанном в этом году.
Говорит Анатолий Кролл:
— Замечательно, что фестиваль — это не узкое мероприятие в масштабах одного концертного зала: фестивальным становится город. Это делает «Какой удивительный мир!» сравнимым с крупнейшими джазовыми фестивалями, на многих из которых я был — например, с фестивалем в Монтрё. И здесь в Челябинске на фестивале также проходят дефиле, джазовые празднества. На улицах города устанавливаются сцены, и люди просто могут подойти и послушать. Джазовая атмосфера проникает в город.
Такое сравнение хоть и льстит челябинцам, но в немалой мере отражает настроение, на самом деле царившее в эти дни в городском пространстве. Это настроение музыкального единения джазменов и их благодарной публики. А поводов почувствовать сопричастность с джазом Игорь Бурко и коллектив Челябинской государственной филармонии создали достаточно.
ДАЛЕЕ: подробный репортаж с фестиваля в Челябинске, много фото, ВИДЕО!
День первый
Право дать старт предъюбилейному форуму предоставили юным джазменам — воспитанникам челябинского детского фестиваля «Бэби-джаз». 6 июня в полдень на открытой уличной сцене на Кировке (известной пешеходной улице) началась многочасовая программа, в ходе которой ребята в возрасте от 6 до 16 лет из Челябинской, Курганской и Свердловской областей демонстрировали вокальные и инструментальные навыки джазового исполнительства. Примечательно, что список участников детской части фестиваля год от года растёт как в количественном, так и в географическом параметрах. Более того, площадка «Бэби-джаза» предлагает публике некий вариатив среди выступающих — соло-исполнителей сменяют малые ансамбли, как вокальные, так и инструментальные. Им на смену выходят детские оркестры. Например, из Кургана в этом году приехали аж два детских биг-бэнда — «Смайл» и «Мы из джаза».
Руководит ими молодой педагог-энтузиаст Пётр Николаев. Лояльность Георгия Анохина, худрука проекта «Бэби-джаз», позволяет слушателям увидеть молодых артистов с разными возможностями, с разным пониманием специфики джазового и околоджазового репертуара — от наивного, пока лишь имитирующего джазовую интонацию, до вполне уверенного и даже профессионального. К интересным фестивальным «находкам», на наш взгляд, стоит отнести 12-летнюю Таисию Дюрягину, которая выступила дважды — сначала как участница дуэта флейтистов, а затем как вокалистка.
Особого внимания удостоилась ещё более юная Алиса Рогулина, игравшая в ансамбле с известными челябинскими джазменами Станиславом Бернштейном (бас-гитара) и Игорем Борискиным (барабаны). Её зрелое не по летам владение фортепиано, умение самостоятельно импровизировать подвигли Игоря Бурко пригласить девочку выступить и в основной программе фестиваля — в концертном зале им. С.С.Прокофьева.
Комментирует Анатолий Кролл:
— Я боюсь преждевременных восторгов. Я неоднократно приводил в пример Джоуи Александера, фантастического мальчика из Индонезии. (Джоуи Александер Сила в 9-летнем возрасте стал обладателем Гран-при Первого международного фестиваля-конкурса джазовой импровизации Master Jam Fest 2013 в Одессе. Председателем жюри был Анатолий Кролл — Авт.). Тот уровень, который продемонстрировал он, производит несоизмеримо более высокое впечатление. Было просто непонятно, как это возможно! Девочка очень способная, она проделывает удивительные вещи во владении гармонией, и сейчас ребёнка нужно направлять в смысловое русло, чтобы заполнение музыки было не просто тем, что есть в детском уме и в возможностях, а чтобы у неё появилась информация, тот самый «словарный запас», которым она сможет излагать уже свои интересные музыкальные мысли.
От юношеских попыток выразить как свои, так и (по большей части) заимствованные музыкальные мысли фестивальная эстафета перешла к творчеству взрослых профессионалов отечественной и зарубежной джазовой сцены. День открытия форума в зале филармонии, как обычно, начался с символического гимна фестиваля — песни Джорджа Вайса «What a Wonderful World». С патетическим размахом его исполнил сводный симфо-джазовый состав — ансамбль «Уральский диксиленд» Игоря Бурко, Камерный оркестр Челябинской филармонии «Классика» и квартет DV-Show (в вокальной части).
После чего последовала череда эстрадно-джазовых хитов 30-40-х годов, которую логично поддержал народный артист России Давид Голощёкин вместе с молодой петербургской певицей Юлией Касьян и гитаристом Гасаном Багировым. В качестве аперитива перед своим сольным выступлением они предложили «In a Sentimental Mood» Дюка Эллингтона. Томный вокал Касьян в сочетании с лаконичными соло Давида Семёновича на рояле, оттеняемые лирическим подголоском скрипичной группы, вызвали овации зала, ещё раз доказав, что челябинская публика к «такому» джазу вполне благосклонна.
На контрасте с симфо-джазовым началом программу продолжил флейтист Георгий Анохин со своим ансамблем L-band. Знойные восточные интонации его авторским сочинениям в экспрессивных ритмах джаз-рока добавила усиленная перкуссионная группа. К ансамблю для выступления на фестивале присоединился перкуссионист из Германии Гуннар Нестеров, в своё время стажировавшийся на Кубе у знаменитого Джованни Идальго.
Комментирует Анатолий Кролл:
— У меня очень хорошее впечатление от многопрограммности фестиваля в стилистическом плане. Был показан широкий спектр направлений джаза. Вызывает уважение существенное представительство челябинских джазовых коллективов и музыкантов. Они принимают полноправное участие: играют соло, выступают в содружестве с гостями фестиваля. Это мероприятие, повёрнутое лицом к городу. Музыканты имеют возможность общаться.
Представляя тот или иной состав на сцене, в своей приветственной речи Анатолий Ошерович подчёркивал, что с Челябинском его по-прежнему связывают крепкие узы — не только творческие, но и дружеские. И всё же на сей раз на фестивале он предпочёл выступить не как солист с аккомпанирующим составом местных джазменов, а привёз в Челябинск свой квартет «Мы из джаза» в новом для челябинского слушателя составе — с Тимуром Некрасовым на саксофоне, Григорием Зайцевым на контрабасе, Дмитрием Сапожниковым за барабанами, а также двумя вокалистками — Ольгой Синяевой и Юлианой Рогачёвой.
— К сожалению, не так часто мне приходится в последнее время выступать с квартетом, потому что у меня очень большой объём работы и педагогической, и общественной. Поэтому мы решили сыграть избранные пьесы из нашей постоянной программы. Реакция публики не оставила сомнений в нашем выборе. И нас, и подавляющее количество коллективов принимали на очень хорошем эмоциональном уровне. И это приятно. Что касается солисток, они являются постоянными солистками моего биг-бэнда, но впервые выступили в Челябинске в качестве солисток этого квартета. Можно считать, что это премьера.
К вящему удовольствию поклонников традиционного джаза, финалистка популярного телешоу «Голос» Ольга Синяева исполняла классические темы («Lush Life» Билли Стрэйхорна, «It Don’t Mean a Thing» Дюка Эллингтона), в своей интерпретации представила блюз Анатолия Кролла «Старая развалина» из фильма «Мы из джаза».
Принцип узнаваемости мелодий избрал и сменивший квартет биг-бэнд Станислава Бережнова. По словам бэндлидера, такой шаг был вполне осознанным. Своё выступление оркестр посвятил другу челябинского джаза, экс-мэру Вячеславу Тарасову, праздновавшему день рождения. Стоит отметить, что Тарасов в своё время приложил немало усилий для многих важных для города джазовых инициатив — организации муниципальных джаз-оркестров, нескольких фестивалей (в числе которых и «Какой удивительный мир!») и даже Муниципального центра джазовой музыки. Нет сомнений, что 68-й день рождения превратился для Вячеслава Михайловича в своего рода «именины сердца». Он горячо поздравлял челябинцев с музыкальным праздником, подарил джазменам корзину цветов.
К чести Станислава Бережнова заметим, что, преодолевая немыслимые сложности в организации постоянной деятельности своего оркестра, он, тем не менее, ухищряется удерживать коллектив в отличной творческой форме. И наиболее ярким подтверждением тому на фестивале стали даже не традиционные темы «In a Mellow Tone» и «Too Close For Comfort», а нео-свинговая пьеса «Hunting Wabbits» Гордона Гудвина, весьма ответственная в плане воспроизведения сложной ритмической фактуры пьесы.
Куда более камерный вариант свинговой музыки представил квартет «Странствующее озеро». Словно оправдывая название ансамбля, его лидер Михаил Филиппов вывел на сцену его обновлённый состав. Ох уж эти незаменимые братья — Владимир и Виктор Риккеры! Настоящий ритмический хребет фестиваля! Музыканты-профессионалы, на которых их коллеги с удовольствием опираются в своём столь разном творчестве. В доброй половине составов на фестивале Виктор неизменно привлекается в качестве барабанщика, а Владимир в этом году дебютировал ещё и как контрабасист «Странствующего озера». К квартету присоединились также музыканты из Екатеринбурга — скрипач Владимир Желтовских и ритм-гитарист (с подходящей стилю «цыганской» демонической внешностью) Александр Чинёнов. Замены, однако, никоим образом не отразились ни на качестве выступления группы, ни на репертуаре. Филиппов, страстный поклонник джипси-свинга, в очередной раз не без изящества поклонился великим Джанго Райнхардту и Стефану Граппелли.
Дуэт гитары и скрипки зарифмовал старший петербургский коллега Михаила Филиппова — Давид Голощёкин, один из самых любимых джазовых музыкантов в Челябинске. В каком бы амплуа джазмен не появлялся на Южном Урале, его принимают безусловно. Впрочем, серия последних появлений патриарха джаза из Северной столицы, как на фестивале, так и в рамках других концертов, была с одним и тем же трио — с гитаристом Гасаном Багировым и певицей Юлией Касьян. И полагаю, что слушатель, приученный Голощёкиным к традиционному репертуару, готов искать новизну в оттенках интонаций знакомых произведений (вроде «I Got Rhythm» Гершвина, «Comes Love» Сэма Стэпта и проч.), в развитии импровизации, в постоянной смене тембров и инструментов, которой балует публику мульинструменталист. К числу таких узнаваемых мелодий можно отнести и авторские произведения Давида Семёновича («Взгляд пантеры», «Вальс Принцессы на Горошине» и др.)
Анатолий Кролл:
— Начнём с того, что джазовая музыка — преимущественно импровизационная, и в любом случае, даже если повторяются отдельные композиции, она излагается всегда по-разному. Джазовую классику никто никогда не сможет отменить, лишить публику удовольствия, чтобы она пришла и услышала то, что любит.
Но, признаться, к моменту выхода на сцену последнего коллектива слушать излюбленные джазовые мелодии и различать в них нюансы исполнительских трактовок могла лишь часть публики. Изрядное количество посетителей, устав от удушливой жары, да и, по правде говоря, от непомерного объёма музыкального материала, покинуло зал.
Анатолий Кролл:
— Концерт длиною 5-6-7 часов не относится к достоинствам фестиваля. Тут есть над чем подумать. У каждого слушателя есть объём возможностей восприятия. Невозможно пять часов слушать музыку с одинаковыми вниманием и вожделением, хотя выносливость челябинской публики меня поражает не в первый раз. А в этом году особенно, потому что рекорд продолжительности концертов был побит. Браво публике!
Завершал программу первого дня московский проект трубача Константина Гевондяна и певицы Полины Касьяновой — The Kikipikles. С блеском и остроумно-ироничной подачей «Перчинки вечеринки» (как они себя называют) раскачали зал так, что зрители, забыв об усталости, подскочили со своих мест, ловко разворачивая затёкшие конечности в энергичных танцах.
Анатолий Кролл:
— Это шоу в стиле hot jazz. Чисто нью-орлеанское направление, которое они воспроизводят с потрясающей достоверностью. Каждый музыкант The Kikipikles превосходен в своей роли. И вместе все они создают удивительное зрелище. И сам Костя Гевондян, и Полина Касьянова — это бесконечное очарование!
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа!
День второй
Воскресный полдень фестиваля по обыкновению ознаменовало массовое шествие музыкантов по Кировке. Всё с тем же неугасаемым вниманием, любовью и энтузиазмом к джазменам прильнула публика.
ВИДЕО: стрит-парад в Челябинске, 2015
httpv://www.youtube.com/watch?v=E5CpQHpQvOU
съёмка is00is
Меряя в танцующем марше брусчатку Кировки, аплодируя полагающемуся «по случаю» «When the Saints Go Marchin‘ In», охотно поддержав и неожиданную «Rock Around the Clock» колонна более часа шествовала, веселилась, фотографировала, регулярно останавливалась насладиться перемежающимися «соло» духовой и ритмической групп, а затем разделилась.
Часть публики отправилась на Малую сцену, где продолжилась детская программа фестиваля.
Не менее существенная часть сосредоточилась у Большой сцены, где выступали «взрослые» большие и малые джазовые составы из разных городов Челябинской области. К приятным открытиям фестиваля, которые можно было сделать именно на этой площадке, стоит отнести ансамбль L-band из Магнитогорска. Поразительно, что это название квинтет придумал самостоятельно, начисто позабыв, что двадцатью годами ранее оно уже звучало со сцены благодаря ансамблю Георгия Анохина. Впрочем, на этом вторичность коллектива исчерпывается, поскольку репертуар его создаётся творческими потенциями участников квинтета. Интересные пьесы в стилистике позднего фьюжн пишут барабанщик Сергей Соколов, саксофонист Семён Мазурок и гитарист Андрей Гаджибалаев.
Анатолий Кролл:
— Я слышал фрагмент их выступления и был впечатлён тем, что услышал цивилизованное исполнение.
Программу уличных площадок фестиваля продолжил зал им. С.С.Прокофьева. Перед концертами настроение в фойе создавал ансамбль традиционного джаза из Снежинска — диксиленд войсковой части 3468 МВД России. А на основной сцене начало большой программе дал Муниципальный концертный биг-бэнд акима города Костанай под управлением Александра Евсюкова (Казахстан). И если полгода назад «Уральский диксиленд» представил на фестивале в Казахстане свою премьеру «Весёлые ребята», то оркестр Евсюкова в рамках ответного визита предпочёл показать квинтэссенцию постоянного репертуара, состоящего из тем традиционного свинга и развёрнутого списка пьес Гордона Гудвина.
Лишь только намекнуть на джазовую классику, преподнести её в качестве привычной вкусовой добавки к основному репертуару решили уфимская певица Ирина Остин и её квартет «Уфа». Генеральная линия их выступления была направлена в русло авторских поисков Ирины и саксофониста Азата Гайфуллина. Блюзовые гармонии, внушительные импровизационные периоды, ритмическая свобода заметно отличают исполненные ими авторские пьесы «Adeline Song», «Блюзовый разговор в фа» (А. Гайфуллин), «For drums», «Немного блюза» (И. Остин).
Квартет с певицей вышел и на смену уфимскому коллективу. Но на форме и инструментарии ансамбля сходство двух составов закончилось. Это был квартет Анатолия Кролла «Мы из джаза», который для второго выступления приготовил вечнозелёные стандарты: «Caravan» Тизола, «Lady is a Tramp» Роджерса и Харта и т. п. Но благодаря исполнительской изобретательности Анатолия Ошеровича и его подопечных, никакого ощущения дежа вю программа не создала. Известное разнообразие добавило и выступление новой солистки Юлианы Рогачёвой. Её трепетное и проникновенное исполнение встречали с не меньшим чувством.
Словно продолжением музыкального диалога стало выступление дуэта Гасана Багирова и Валерия Сундарева. В последние несколько лет эти гитаристы регулярно встречаются на сцене. И часто кажется, будто их разговор лишь переждал небольшую паузу (сущий пустяк — несколько месяцев), чтобы потом легко и свободно заструиться на ту же тему. На сей раз такой темой стали стандарты «There Is No Greater Love» Айшема Джонса и «Soul Eyes» Мэла Уолдрона.
К дуэту весьма удачно присоединилась дебютантка фестиваля — молодая челябинская певица Ульяна Пережогина. Не без волнения, но весьма оригинально под аккомпанемент двух гитар она исполнила «Four» Эдди Винсона в собственной интерпретации, основанной на ритмах самбы.
Поставить точку в двухдневном марафоне пригласили московского тромбониста Максима Пиганова с его зажигательным составом «Тромбон-шоу». Это выступление в два счёта сняло и некоторую слушательскую усталость (концерт снова успешно перешагнул трёхчасовой рубеж), и пафос масштабного мероприятия. Воспользовавшись совершенно не джазовым материалом (русскими народными песнями «Валенки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Калинка» и др.), Максим и его коллеги преподнесли его в неожиданном для массового слушателя ключе — с выраженной свинговой интонацией, с существенной примесью латиноамериканских ритмов, и, главное, с забористой музыкальной иронией.
Анатолий Кролл:
— Русскую джазовую тему тоже надо поддерживать, популяризировать. У джаза может быть и собственное выражение лица — русское. Замечательно выступили. Очень органично, сценично, образно!
В прежние годы после такого оптимистического аккорда гостям и организаторам фестиваля «Какой удивительный мир!» осталось бы только отметить его счастливое окончание праздничным джем-сешном, переходящим в доброе застолье. Но на сей раз форум получил продолжение — и впервые за свою историю обрёл образовательную часть. Через два дня после гала-концертов в Челябинск прилетел Национальный молодёжный джазовый оркестр Федеративной республики Германия (Bundesjazzorchester). Его гастроли на Южном Урале также приурочили к джазовому фестивалю.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа
День третий
Дирижёр оркестра Нильс Кляйн, отвечающий за современную часть репертуара этого студенческого коллектива, знакомство с местной музыкальной средой начал с мастер-класса. На примере своей авторской пьесы «Worn Out Lovesong Machine» герр Кляйн детально рассказал о принципах исполнения произведений со сложной полиметрической структурой. Именно такие пьесы — произведения современных немецких и американских композиторов Дарси Джеймса Аргью, Калле Калимы, Франка Вингольда, Тобиаса Кристля, Тео Блекмана и часто самого Нильса Кляйна — стали основой гастрольной программы. Центральное место в этих композициях занимают современный грув и необычные концепции звучания. Сославшись на то, что традиционный джаз — прерогатива другого дирижёра оркестра Джигса Уигама (который в Челябинск не приехал), Нильс Кляйн таки попросил свой коллектив исполнить знакомую джазовую мелодию и пригласил подняться на сцену челябинских музыкантов. На спонтанный союз с молодыми немецкими джазменами решились всего четверо — саксофонисты Максим Жмачинский, Денис Негров, гитарист Данил Петрожак и певица Ульяна Пережогина. Знакомство прошло довольно удачно: дирижёр уважительно отнёсся к импровизационным высказываниям челябинских коллег. Окончив сессию, все сердечно обнялись.
«Бундес джаз-оркестр» (или, как они себя сокращённо называют, BujazzO) — коллектив, обладающий весомой репутацией в среде европейского джаза. Достаточно сказать, что среди его выпускников — выдающиеся джазмены, в ряду которых Тиль Брённер, Роже Цицеро, Том Гэбель, Юлия Хюльсман, Фредерик Кёстер и др. Оркестр неоднократно становился лауреатом престижных наград, среди которых высочайшая музыкальная награда Германии «Немецкая музыкальная премия» (Deutsches Musikpreis), премия «Эхо» в джазовой номинации (ECHO Jazz) и др. По словам директора оркестра Доминика Зайдлера, в коллектив попадают лучшие из лучших студентов немецких музыкальных вузов. Они создают своеобразную юниорскую сборную джаза в Германии. Важно, что в BujazzO молодой музыкант не может задержаться более, чем на два года. Далее ему на смену приходит представитель нового поколения. Такой принцип работы во многом созвучен принципам джаз-оркестра Российской академии музыки им. Гнесиных «Академик-Бэнд» под управлением Анатолия Кролла. Его участники, выходцы из разных уголков страны, также представляют лучшие молодые силы российского джаза, и также играют в оркестре только в период обучения в Академии.
Сходство базовых профессиональных — педагогических и творческих — установок стало одной из центральных тем круглого стола, на который по окончании мастер-класса собрались немецкие и российские музыканты. Такое мероприятие на джазовом фестивале «Какой удивительный мир!», кстати, тоже прошло впервые. Официальная встреча получилась очень даже полезной: стороны быстро перешли в практическое русло, уже в первом часу знакомства приступили к обсуждению возможных путей взаимодействия, как сфере джазового образования, так и в фестивальной практике.
День четвёртый
12 июня под эгидой всё того же форума «Бундес джаз-оркестр» дал сольный концерт в Зале им. С.С.Прокофьева. Ни одного известного джазового стандарта! Монолитная программа современной авторской музыки, лишь в своём названии «Грув и абстрактная истина» («Groove and the Abstract Truth») отсылающая искушённых меломанов к хрестоматийному альбому американского саксофониста Оливера Нельсона (только там вместо «грува» был «блюз». — Ред.). Сложные ритмические структуры, необычные композиционные решения, остроумное обращение к смежному виду искусства — кинематорафу — BujazzO в полной мере показал, насколько широкой палитрой исполнительских средств может обладать современный джазовый оркестр. Оценивая его вступление, Анатолий Кролл метко назвал это «концептуальным творчеством», в котором большое место отведено поп-, рок-музыке и электронике.
Говорит Нильс Кляйн:
— Публика нас встретила очень открыто, позитивно, и это было очень приятно. Даже в Германии такой материал не так уж легко воспринимается слушателем. Сложно сказать, авангардный ли это джаз, джаз-рок ли это. Я ищу пространства между стилями. Поэтому так сложно определить, что у нас за музыка, какой это стиль. Но мне кажется, что именно здесь, в России, люди очень хорошо поняли нашу мысль.
ВИДЕО: выступление «Бундес джаз-оркестра» в Челябинске (источник — сайт журнала «Бизнес и культура»):
httpv://www.youtube.com/watch?v=H0uFY5cxwi4
Так, следуя законам джаза — искусства во многом спонтанного, фестиваль «Какой удивительный мир!» неожиданно для себя вступил на новую территорию — территорию современного экспериментального музицирования. Вопреки некоторым сомнениям организаторов и благодаря искренности носителей этой новой для Челябинска стилистики, благодаря их безупречному инструментальному и вокальному мастерству, «инъекция» концептуального европейского джаза оказалась благотворной, воодушевила российских и немецких музыкантов на новые свершения.
Нильс Кляйн:
— Я очень много возьму с собой. Меня вдохновила встреча с народным артистом России Владимиром Хомяковым — органистом челябинской филармонии. (Встреча состоялась в рамках общей культурной программы пребывания оркестра на Южном Урале — Авт.). Специально для нас Владимир играл импровизационный концерт, показал возможности большого органа в джазе. Я встречался с генеральным директором филармонии Алексеем Пелымским. И могу вам сказать, что мы планируем развивать сотрудничество. Уже появилось несколько идей, как его осуществить.
Анатолий Кролл:
— Челябинский фестиваль — теплокровный. Он в основном состоит из тех направлений, которые могут быть и доступны, и понятны, и встречены с большим удовольствием. То, что он так активно посещаем, просто подтверждает правильность этого выбора. Главное, что бы я хотел пожелать — это чтобы традиция джазовых фестивалей в Челябинске не прекращалась. Город это любит, город это востребует, город на это отзывается. И никакие трудности не могут быть причиной для того, чтобы такие праздники из жизни города исчезли. Это надо понимать всем!