От редакции. Саксофонист Александр Гуреев — выпускник музыкального училища им. Мусоргского и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, с 2007 г. работает на московской джазовой сцене, с 2011 — преподаёт в Московском государственном университете культуры и искусств, где руководит джаз-оркестром «Университет бэнд». Занимается также продюсированием джазовых концертов и гастролей.
Этот текст Александр предложил «Джаз.Ру» как изложение своих взглядов на современное джазовое искусство, но — вольно или невольно — очерк Гуреева стал также признанием музыкантского сообщества в любви к человеку, который, не будучи музыкантом, был тем не менее со второй половины 1960-х и вплоть до конца первого десятилетия нашего века едва ли не главным действующим лицом ленинградского/петербургского джазового сообщества — не сцены, а именно сообщества. Это глава Джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес (1937-2013).
Редакция «Джаз.Ру» приглашает музыкантов и слушателей к обсуждению очерка Александра Гуреева.
Трепетное отношение к музыкальной культуре во всех ее проявлениях — одна из визитных карточек Северной Пальмиры. Современный Санкт- Петербург живет насыщенной творческой жизнью круглые сутки. Классическая, джазовая, рок-музыка — звучат каждый день на самых разнообразных площадках и сценах. Крошечные джаз-клубы, величественные сцены Мариинского театра и Большого Зала Филармонии собирают меломанов со всех концов света. В чем же заключается магия этого притяжения?
Музыка во все времена была и остается одним из самых загадочных и притягательных видов искусства. Только в ХХ веке появились средства звукозаписи, и мы можем прослушивать те или иные произведения музыкального искусства на самых разнообразных носителях. Но как звучали инструменты и музыканты в XIX веке? Об этом мы можем только догадываться и читать воспоминания благодарных слушателей и критиков той поры. Современные средства аудиовизуального воздействия на человека ( телевизор, радио, интернет и т.д.) упростили возможность слушать ту или иную музыку в домашней обстановке или за рулем автомобиля. Но — сам момент исполнения музыки в концертном зале или в клубе более эмоционально насыщен и правдив. Часто в студии исполнители добиваются рафинированно-выхолощенного безупречного звучания. Используются современные компьютерные технологии, когда можно все выровнять и подстроить по интонации. А при исполнении на концерте всё не так просто, и более важным становится эмоциональное наполнение музыкальной формы. И тут на сцене появляется самая интересная составляющая этого процесса — его величество Музыкант. Есть исполнители, есть композиторы — но все они именуются одним этим емким словом. Самая известная и популярная форма обучения молодого музыканта — музыкальное училище и в последствии консерватория (для особо прилежных и усидчивых). Но касается это в основном исполнителей классической музыки. Воспитание джазовых и эстрадных исполнителей — это один из самых самобытных и интересных процессов в современной России и в Санкт-Петербурге в частности! Об этом и хочется поговорить.
Джазовое исполнительство лежит в основе всей популярной и эстрадной музыки ХХ века. За спиной Фрэнка Синатры, Пола Анки или Лайзы Минелли всегда находился джазовый или эстрадно=джазовый коллектив. Голливудские мюзиклы или фильмы Григория Александрова — везде джазовые исполнители. Эллингтон, Гудман, Утёсов, Цфасман — имена, неразрывно связанные с этим жанром. На обеих сторонах земного шара. Для кого-то джаз — это танцевальная музыка в ритмах свинга, а для кого- то философские размышления Гила Эванса или Кита Джарретта. И во всём мире есть энтузиасты и подвижники этого актуального жанра искусства.
Одной из современных легенд города на Неве стал Джаз-клуб «Квадрат». Про историю этого творческого объединения написано немало, и нет глубокого смысла вдаваться в тонкости существования этого уникального по своей сути творческого сообщества. В разные годы в различных домах культуры Ленинграда собирались любители джазовой музыки. Прослушивали пластинки тех или иных исполнителей, делились своим мнением. Организовывали концерты ленинградских коллективов — как профессиональных, так и любительских. Образованные, интеллигентные, практически все с высшим образованием — так выглядели завсегдатаи « Квадрата» 70-80-х годов прошлого столетия. Своеобразная интеллектуальная элита той поры. И совершено логичным продолжением этого общения стала помощь молодым, начинающим джазменам.
Особую роль в этом процессе сыграл Натан Лейтес. Много лет он руководил клубом и являлся обладателем уникальной коллекции виниловых пластинок корифеев этого жанра музыки. Профессиональный коллекционер и знаток джаза. Его близкий друг Юрий Верменич в Ленинграде, а затем в родном Воронеже переводил с английского книги о джазовом искусстве. Вряд ли в то время можно было встретить более эрудированных и продвинутых знатоков этого жанра. Интернет и прочие современные средства коммуникации тогда ещё не были созданы, и этот вид искусства был овеян множеством мифов и легенд. Реальных знаний было не так много, и их по крупицам собирал Натан и его коллеги.
ДАЛЕЕ: продолжение очерка Александра Гуреева
И весь этот богатый опыт музыкознания Лейтес и его друзья стали передавать молодым исполнителям, студентам эстрадного отделения училища имени Мусоргского и просто музыкантам-любителям. На сцене клуба «Квадрат» выросли десятки исполнителей. Многие из них востребованы как в России, так и за рубежом. Научиться интересно мыслить, не играть лишнего, правильно расставлять акценты в соло — в этом неоценимую помощь оказал Натан и его единомышленники. Стоит отметить, что Натан Лейтес не играл на музыкальных инструментах, но обладал фундаментальными знаниями джазовой музыки. Он был настоящий теоретик этого жанра музыки и меломан, а молодой музыкант нуждается в советах не только исполнительских (технология процесса): ему необходимо знать мнение стороннего искушённого слушателя. Благодаря клубу у юных дарований всегда была и есть возможность прослушивать самые редкие записи музыкантов эпохи расцвета джазовой культуры, который, как известно, наблюдался в 50-60-х годах прошлого века. Важно отметить, что клуб всегда был ярым поборником традиционного джаза, мэйнстрима. Не все музыканты города принимали это. Многие исполнители в то время старались двигаться по конъюнктурной «модной» стезе. В 70-е годы на Западе заиграли фри-джаз, джаз-рок, фьюжн и т.д. Многие отечественные музыканты увлеклись этими направлениями. Но «Квадрат» остался верен своей традиционной линии. Легендарные «квадратовские» джем-сешны собирали и продолжают собирать десятки музыкантов и любителей интересной импровизационной музыки. Просветительский аспект деятельности клуба весьма необычен. Музыканты получали и получают бесценные знания истории джазовой музыки. При этом джаз-клубы во всем мире, в отличие от «Квадрата», ориентированы исключительно на концертное исполнительство и выступают в роли небольших концертных площадок. Такой масштаб образовательной направленности в деятельности джаз клуба «Квадрат» вызывает искреннее уважение.
Наш жанр музыки никогда не был массовым. Рок-н-ролл или поп-музыка гораздо больше владеют умами и сердцами простых слушателей. Главная особенность джазовой музыки — доминирующая роль импровизационного начала. Далеко не каждый современный меломан разбирается в нюансах сольных импровизаций Чарли Паркера или Джона Колтрейна. Но именно джаз 30-40- 50-х сформировал основные клише современной эстрадной культуры. Форма, структура, гармонические обороты того времени активно используются в поп-музыке и по сей день. Современный джаз — это сложная полиритмичная музыка, зачастую с необычным гармоническим началом. Импровизаторы конструируют фантастические по сложности фразы и музыкальные обороты. В Европе и Америке фестивали подобной музыки собирают многотысячную аудиторию. Но — важная деталь: титаны современного джаза прекрасно знают «старую» музыку этого стиля.
1 декабря 2014 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоялся аншлаговый концерт легендарного британского гитариста-виртуоза — Джона Маклафлина и его группы «4-е измерение». После выступления мне удалось пообщаться с коллективом и его лидером. И к моему удивлению, буквально через 10 минут разговора мы совершенно неожиданно плавно перешли к теме «старого» джаза, оркестровкам Каунта Бэйси и Фрэнка Фостера, а также к ранним соло Майлза Дэйвиса. При этом на концерте участники коллектива исполняли сложно организованную, современную импровизационную музыку. Это подчеркивает важность эрудиции исполнителя. Получается, что знание истории музыки является важной ключевой частью музыкального образования, как в классике, так и в других жанрах. И эту значимую роль в джазовом образовательном процессе и в воспитании музыкальной молодежи в Ленинграде, а позже в Санкт-Петербурге играл джаз клуб «Квадрат» и его бессменный лидер — Натан Лейтес.