РАНЕЕ В «ПОЛНОМ ДЖАЗЕ 2.0»: Отвязный норвежский джазовый квартет Cortex даст всего один концерт в Москве
Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: Peter Gannushkin (DowntownMusic.Net) |
Как мы уже сообщали, 27 маяв культурном центре «ДОМ» играет один из самых ярких коллективов молодой скандинавской джазовой сцены — квартет Cortex (Норвегия): Томас Йоханссон (Thomas Johansson) — труба, Кристоффер Берре Альбертс (Kristoffer Berre Alberts) — саксофоны, Ула Хёйер (Ola Høyer) — контрабас и Гар Нильссен (Gard Nilssen) — ударные, перкуссия. Концерт проходит при поддержке Посольства Норвегии в России, информационные партнеры — «Джаз.Ру» и портал Звуки.Ру.
Перед выступлением в Москве лидер Сortex трубач Томас Йоханссон дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.
Стояла ли за созданием Сortex какая-то идея, концепция — касающаяся стиля или ещё чего-либо? Или вы просто хотели поиграть с друзьями?
— Когда мне было 22 или 23 года, я купил запись Дона Черри «Complete Communion». Мне очень понравилась идея квартета из трубы, контрабаса, саксофона и ударных. Это был, наверно, главный толчок к тому, чтобы создать такой квартет самому. Я тогда жил вместе с барабанщиком (Гар Нильссен — Г.Д.), мы с детства дружим. С саксофонистом (Кристоффер Альбертс — Г.Д.) я к тому времени был знаком пару лет, а басиста (Ула Хёйер — Г.Д.) я тогда ещё не очень хорошо знал, но он жил в Тронхейме, когда я туда переехал. Так что начать играть с ними было вполне естественным шагом.
Значит ли это, что у этого ансамбля постоянный состав? Вы хотите играть эту музыку именно с этими людьми?
— В этой группе — да. У нас иногда бывали замены на концертах, когда кто-нибудь оказывался в другом месте. Но в остальном работает первоначальный состав.
Когда говорят о вашей музыке, вспоминают прежде всего Дона Черри и Орнетта Коулмана. Черри вы сами упомянули. Были ли квартеты Коулмана также источником вдохновения для вас?
— Да, конечно.
А какие ещё у вас были примеры, которыми вы вдохновлялись?
— Я слушал также Masada Джона Зорна, но в последнее время не так часто. А ещё квартеты Бобби Брэдфорда с Филипом Уилсоном, они тоже исповедуют свободный подход, но у Бобби Брэдфорда есть очень красивые мелодические линии.
Ваша идея и заключалась в соединении свободной энергии и мелодичности?
— Да, а также постоянный бит, общее чувство ритма, причём необязательно в соответствии с метром.
Работаете ли вы сейчас над новой программой?
— Да. Я начал сочинять новые произведения после Рождества, у нас уже есть четыре или пять новых композиций. Надеюсь, к концерту в Москве их будет больше. Цель — исполнять только новую музыку. В марте у нас был концерт в Осло (исполнительский центр Nasjonal Jazzscene), и почти вся программа у нас состояла из новой музыки.
Вы планируете записать после этого выпустить новый альбом?
— Да, у нас хорошие отношения с компанией Clean Feed Records, так что естественно, чтобы мы выпускали альбом на этом лейбле. Но перед этим мы выпустим наш концертный альбом «Live!» на виниле, там будут добавлены версии двух номеров, будет новый сопроводительный текст. А потом, уже после лета, мы будем записывать новый альбом.
Как вам кажется, насколько актуальна музыка, которую играет Cortex — не казалась ли она слегка устаревшей, когда вы только начинали?
— Эта музыка была мне очень интересна, и другие музыканты её слушали. Она казалось новой и свежей, и мне хотелось передать суть звучания шестидесятых, звучание и ощущение акустических инструментов. Это была основная цель.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Томаса Йоханссона, ВИДЕО, контактная информация
Вы единственный композитор в Cortex?
— В основном, но другие музыканты участвуют в аранжировке, когда им не нравится то, что я придумал. В последнее время они всё больше участвуют в создании произведений. Кроме того, я занимаюсь административной деятельностью в группе, но и басист тоже.
Насколько легко сейчас зарабатывать на жизнь в Норвегии, играя такую музыку?
— Это не легко, но определённо легче, чем во многих других странах. Сейчас правительство не так охотно поддерживает культуру, как раньше. Посмотрим, будет ли политика вестись в том же направлении следующие четыре года, после выборов. Нам помогают посольства в других странах, которые вкладывают деньги в культурные мероприятия. Так что условия неплохие. Но тому, кто хочет играть фри-джаз, правильно было бы заняться чем-то ещё.
Чем?
— Разными вещами. У меня раньше было много студентов, но я уже почти два года этим не занимаюсь. Кроме того, сейчас я учусь в Королевской Академии музыки, получаю магистерскую степень. Немного странно возвращаться в школу после того, как проработал профессиональным музыкантом десять лет. Мы с Кристоффером чувствуем себя уже несколько старыми, но это хорошая возможность — снова почувствовать себя «ботаником». Эта степень называется «магистр исполнительства», и получаешь ты её на основе работы со своими собственными проектами. На прослушивании я играл с Cortex, так что группа является частью моего учебного проекта, а помимо неё — трио с Полом Нильссеном-Лавом и Эйвиндом Стуресюндом. У Кристоффера — дуэт с Лассе Мархаугом. Академия может помочь и с записью, и с поиском музыкантов, так что это хороший ресурс, с помощью которого можно поиграть с новыми людьми.
В каких проектах вы ещё участвуете?
— Это Large Unit Пола Нильссена-Лава, группа All Included, в которой на саксофоне играет Мартин Кюхен, на тромбоне Матс Элеклинт, на контрабасе Юн Рюне Стрём и Толлеф Эстванг на барабанах. Кроме того, квинтет Friends and Neighbors, его альбомы тоже выходят на Clean Feed, и All Included теперь тоже там выпустит альбом.
ВИДЕО: Cortex в Филадельфии, 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=bgE9HgPSHy4
Концерт в ДОМе: 27 мая, 20:00.
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 рублей; в день концерта — 1300 рублей.
Культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236