Александр Эйдельман Фото: архив «Джаз Арт клубa» |
21 мая ушла из жизни Татьяна Конькова — известная и многими любимая московская джазовая певица. В её творчестве джаз занимал особое место, потому что именно он лежал в основе её музыкального мышления, её мироощущения. Исполняя любую песню, от романса вплоть до какой-нибудь блатной, она всегда пела её с джазовой подачей, со свингом, с драйвом, заражающим публику. Люди, послушавшие певицу один раз, становились её поклонниками.
Татьяна Васильевна Конькова — коренная москвичка, родилась в столице 25 февраля 1946. В её биографии были различные этапы: и периоды бурной творческой деятельности, и моменты сознательного ухода в тень, в тишину, для лечения души. Причиной тому были непростые обстоятельства, сопровождавшие её всю жизнь, в первую очередь трагическая гибель дочери Светланы.
Вхождение в джаз произошло ещё в 60-х годах, когда Татьяна Конькова стала солисткой в оркестре Эдди Рознера. Тогда же она вышла замуж за известного джазового трубача Константина Носова. В ту пору для джазовых музыкантов было много работы, и для них были открыты двери дорогих, пафосных ресторанов и гостиниц — «Россия», «Космос», «Арбат», «Белград», «Джалтаранг» и др. Именно там с отличными джазменами работала Татьяна Конькова. Среди её партнёров на сцене были Константин Носов, Геннадий Гольштейн, Александр Пищиков, Арнольд Гороховский, Иван Юрченко, Игорь Бутман, Александр Мартиросов, Виталий Хренов, Евгений Онищенко, Анатолий Соболев, Константин Серов, Евгений Рябой, Виктор Подкорытов. Владимир Данилин, Раф Галиулин и многие другие. Работа в ресторанах всегда была отличной школой для музыкантов в плане оттачивания техники, расширения и формирования программы и хорошего ощущения зала, зрителя. Татьяна с удовольствием всю жизнь училась в этой школе, доставляя радость от исполнения слушателям и, конечно, самой себе. Она любила сцену, любила песню, она любила джаз.
Был период, когда Татьяна Конькова по приглашению уехала в Канаду и работала там в варьете и в клубах. Там она отточила свой английский, и её произношение никогда не вызывало скептической улыбки у знатоков джаза. Вернувшись в Москву, она долгое время нигде не выступала, но примерно в середине 90-х годов Татьяна вновь заблистала на сцене. Феноменальным было её выступление с трио гитариста Константина Серова на 1-м фестивале вокального джаза, ставшее для публики настоящим открытием. Единственный диск с живой записью её выступления издан под лейблом Jazz Art Club Collection.
С 1999 года Татьяна Конькова постоянно и плодотворно работала с квартетом Виталия Хренова, в который, сменяя друг друга, входили ведущие московские джазмены. Ей аплодировали, восторженно кричали, свистели в «Джаз Арт клубе», в «Последних деньгах», в «Демократии», «Джаз Тауне», «Эссе», «Петровиче», «Б2» и других клубах.
Ушла настоящая большая певица, погасла звезда, но след от неё остался. Он в нашей памяти, в памяти друзей, музыкантов, в памяти её поклонников, в немногочисленных, но ярких записях.
Спи спокойно, Татьяна Васильевна.
Ты, оставаясь всегда скромной, прожила красивую жизнь яркой, творческой личности, настоящей народной артистки, потому что тебя всегда любил народ. Вечная память.
АУДИО: Татьяна Конькова «I’m A Fool To Want You»
«Джаз Арт клубе» на Беговой, 08.03.1996; Константин Серов — гитара, Анатолий Соболев — контрабас, Евгений Рябой — ударные