Рецензии. Три альбома с востока Европы: Денис Пашкевич, Гоце Стевковски, Олег Писаренко

1
Рецензии
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

Deniss Pashkevich, Christian Frank — «Close»

Gateway Music, 2014

Deniss Pashkevich — ts, ss, bcl, fl; Christian Frank — g

****

Дуэт, самый сложный ансамблевый формат в джазе. Саксофонист Денис Пашкевич из Латвии и гитарист Кристиан Франк из Дании не пытаются вдвоём сыграть за целый ансамбль и наполнить всё звуковое пространство множеством звуков. Напротив, звуков тут, как правило, немного. Но это и не популярные среди европейских импровизаторов последних лет «саундскейпы» (электронные звуковые ландшафты). Электроники тут попросту нет: только саксофон — иногда со скромным применением неконвенционных средств звукоизвлечения, типа игры без мундштука — и электрогитара вообще безо всякой слышимой электронной обработки: просто чистый звук. Никто из участников не пытается блеснуть техникой, поразить виртуозностью. Вместо этого они сдержанно, с затаённой северной тоской излагают несложный, зачастую основанный на квази-фольклорных интонациях тематический материал — и столь же сдержанно импровизируют. Впрочем, множественное число тут вряд ли применимо: импровизирует главным образом Пашкевич, а Франк в те недолгие моменты, что его гитара звучит в одиночестве, в основном задумчиво и основательно перебирает отдельные ноты аккордов. Да-да, это действительно немного напоминает ранний ECM, пресловутые «звуки ледяных фьордов» — вот только этих самых звуков тут нет, потому что нет знакомой «исиэмовской» сверх-обильной цифровой реверберации: саксофон и гитара звучат в весьма скромном виртуальном пространстве, напоминающем небольшую комнату. Суперкамерная природа звучания удачно увязана со столь же камерной манерой игры, альбом звучит медитативно, временами даже молитвенно (что не удивительно: Пашкевич — активно практикующий христианин-протестант), и практическое отсутствие в нём динамического или темпового разнообразия можно назвать не слабой, а сильной стороной этой записи: она вся представляет собой единое, вполне художественно цельное высказывание. Если бы не определённые проблемы то ли со строем сопрано-саксофона, то ли с интонированием на нём в девятом треке, было бы вообще отлично (там, где Пашкевич играет на теноре или на бас-кларнете, этих проблем не возникает).

Купить альбом на Bandcamp (доступно предпрослушивание треков)

Исполнение материала альбома живьём на его презентации в Спикери, Латвия, 12.09.2014

 ДАЛЕЕ: рецензии на альбомы Goce Stevkovski Septet и Oleg Pissarenko Band 


Goce Stevkovski Septet — «7 Stories»

Password Production, 2013

Trajche Velkov — tp, Kire Kuzmanov — as, Ivan Ivanov — ts, fl, Aleksandar Ikonomov — b, Damir Imeri — keyb, Sashko Nikolovski — tb, Goce Stevkovski — dr; специальный гость Oscar Salas — perc.

***1/2

Формат классического джазового септета в исполнении этого любопытнейшего состава из Скопье, столицы Македонии, вполне узнаваем, но оттенки местного своеобразия в нём несомненны. И дело даже не в том, что вместо рояля звучит главным образом синтезатор — со звуком то тягучего электрооргана «Хаммонд», то тёплого электропиано «Родес». Просто Балканы есть Балканы. Влияние местной ритмики пусть неявно, но прорывается в текучих ритмах постбопа и моторном латино (за которое отвечает кубинский перкуссионист Оскар Салас, который за два года работы в Скопье успел поиграть со всеми местными джазменами), но главное — это мелодика. Самое интересное, что балканские мелодические и ладовые модели ощущаются даже не столько в тематическом материале ансамбля, сколько в соло: кажется, македонским джазменам время от времени удаётся вполне удовлетворительно решать проблему «как в национально-ориентированном материале импровизировать национально- ориентированным языком, а не стандартными ходильниками по блюзу и по бибопу». Причём темы, я подчеркну, главным образом звучат вполне интернационально — хотя определённая балканская лихая угловатость в них всё равно ощущается. Но стоит начаться соло (особенно это касается трубача Трайче Велкова — что и понятно: труба в балканской музыке весьма важный инструмент!), как толстые и тонкие намёки на национальные мотивы «бывшей югославской республики Македония» так и летают вокруг слушателя, причём встраиваются в пост-боповый язык вполне органично. Это не стилизация под народный плясовой «оркестар», а джаз.

Конечно, определённая, едва заметная скованность, свойственная вообще всем полузамкнутым в себе локальным джазовым сценам окраин Европы, ощущается — прежде всего ритмическая. Лидер септета, барабанщик Гоце Стевковски, безусловно молодец, но это всё-таки не «нью-йоркский ритм». С другой стороны, такой цели музыканты перед собой явно и не ставили, стремясь играть, судя по всему, ритм не нью-йоркский, а македонский. И в определённой степени это удаётся.

Купить альбом в iTunes

Goce Stevkovski Septet «7 Days» — заглавный трек альбома на YouTube
httpv://www.youtube.com/watch?v=YibI4nWVVVY

Слушать один трек на SoundCloud:

[soundcloud]http://soundcloud.com/filter/goce-stevkovski-septet-7-5[/soundcloud]


Oleg Pissarenko Band — «Point»

Pissarenko Productions Ltd., 2015

Oleg Pissarenko — g, acg, Raun Juurikas — keyb, Mihkel Mälgand — b, Ahto Abner — dr

*****

Сразу честно признаюсь: бóльшая часть текста этой рецензии дословно воспроизводит фрагмент моего собственного репортажа с одного из концертов фестиваля «Джаз над Волгой», прошедшего в Ярославле два года назад, в марте 2013 года. Дело в том, что эстонский квартет Oleg Pissarenko Band там выступал — и показывал концертную версию материала своего предыдущего альбома. А оба этих альбома — новый, только что вышедший «Point», двухлетней давности «Kes Sa Oled (Who Are You)» — вместе с выпущенным в 2010 г. «Prii Lapse Ilm (Free Child World)» образуют трилогию, фундаментальные принципы которой вполне едины. Это как бы три тома одного тройного альбома, если угодно. И то, что было написано два года назад о творческом методе, применённом для создания материала второго тома, вполне чётко описывает и третий том. Больше того: я боюсь, что других, более умных слов об этом музыкальном методе я и не нашёл бы. Поэтому — цитирую сам себя, внеся только ряд поправок на новые даты:

36-летний гитарист Олег Писаренко живёт на востоке Эстонии, в университетском городе Тарту — географически это ближе к Пскову, чем к Таллину. Там он руководит городским джаз-клубом, джазовым отделением в городском музыкальном колледже им. Хейно Эллера и ежегодным джаз-фестивалем IDeeJazz (в этом году он состоится 6-8 ноября), а также ведёт на самой популярной в Эстонии русскоязычной радиостанции Raadio 4 программу «Джаз-парк», которая из Нарвы передаётся на всю прибалтийскую страну. В нынешнем составе его ансамбля, неизменном с 2004 года, работает один из лучших контрабасистов Эстонии — таллинец Михкель Мялганд, а также молодой барабанщик Ахто Абнер и клавишник Раун Юурикас, чьи интересы кренятся в сторону современной электроники (даб, эмбиент, электронный минимализм).

Минимализм — вообще ключевое слово для описания стилистики Oleg Pissarenko Band. То, что они играют — как правило, прозрачная, скупо организованная музыкальная ткань, развивающаяся медленно, в гипнотически неторопливых темпах, на очень просто устроенных ритмических моделях. Главные события, как и в академическом минимализме (Филип Гласс, Стив Райх), разворачиваются здесь не в драматическом развитии мелодической линии на сложной гармонической сетке (как это бывает в джазовом мэйнстриме), а в неторопливом выстраивании некоей тембровой конструкции, в которой затем начинают происходить постепенные изменения, замены и мутации тембров, последовательная перестройка почти плоской гармонической вертикали — шаг за шагом, нота за нотой, доля за долей. Это, естественно, вовсе не джазовый мэйнстрим — музыка Писаренко лежит на малоосвоенной пограничной территории между джазом, академическим минимализмом, современной электроникой и эмбиентом. Линия джазовой импровизации безусловно прослушивается: то один, то другой инструмент время от времени выдвигается на передний план в тембровой конструкции, медленно рассказывая какую-то импровизационную историю — но не доминирует. […] Некоторые пьесы звучат чуть более напористо (и даже, не побоюсь этого слова, громко), некоторые — менее; но в более громких пьесах обязательно будут обширные эпизоды разрядки, разрежения звукового полотна, а в более тихих обязательно пройдёт небольшая, но заметная кульминация.

Что достаточно радикально отличает новый альбом «Point» от предшествующих томов трилогии — так это эмоциональное наполнение музыки. Если спектр эмоций предыдущего альбома («Kes sa oled?» — «Кто ты такой?», который эстонские поклонники группы остроумно перекрестили в «Kes sa Oleg?», т. е. «Кто такой Олег?») укладывался в формулу «медленно расцветающая радость», причём радость эта была не задорная, не агрессивная, а, напротив, умиротворённая и спокойная — то в новом альбоме внезапно звучат нотки озабоченности нарастающими противоречиями современного мира, на заднем плане проходит ощущение противостояния агрессивному окружению, на безоблачном когда-то небосклоне хмурыми тенями проходят далёкие грозовые тучи, а в седьмом треке (с ироничным названием «Tonic Dominant» — имеющие представление об элементарной теории музыки поймут, в чём тут игра слов!) напор негатива прорывается неожиданно жёстким, механистичным звучанием. И даже подчёркнуто оптимистичная, умудрённо-ясная финальная пьеса «Reality» не приносит ожидаемой утопической развязки, потому что реальность есть реальность… а она не слишком располагает сейчас к утопическим розовым иллюзиям.

Очень сильная работа — которая придаёт всей трилогии совершенно новое звучание, неожиданно реалистичное, привязанное к ощущениям и надеждам сегодняшнего дня. Задним числом понимаешь, насколько обширным охватом стратегического композиционного планирования обладает автор трилогии, выстроивший три тома последовательно через отчётливо выраженные в чисто инструментальной музыке темы ясного детского восприятия жизни, поисков своего места в ней — и столкновения с реальностью лицом к лицу. Причём сделано это так, что на выходе мы получаем не безнадёжность и не уныние, а вместе с музыкантами смотрим в будущее с надеждой.

Альбом на сайте Олега Писаренко

Купить альбом в iTunes

Купить альбом на Bandcamp  (доступно предпрослушивание треков)

Слушать превью двух треков на SoundCloud:

[soundcloud]http://soundcloud.com/olegpissarenkomusic/sets/point-preview-clips[/soundcloud]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяОтвязный норвежский джазовый квартет Cortex даст всего один концерт в Москве
Следующая статьяБэндлидер Владимир Толкачёв: интервью к 30-летию лучшего джаз-оркестра Сибири
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Писаренко и Пашкевич хороши… жаль, что у эстонцев выложено всего по минуте от двух треков…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя