Полина Мартюченко Фото автора |
Мне казалось, что джаз и музей — вещи несовместимые. Вроде бы музы, музей, музыка — родственные корни слов, и о концертах в музеях я давно уже слышала, но как вообразить себе многоликий, подвижный импровизационный джаз в виде целомудренно подмороженного экспоната в традиционном музейном стенде? Этого я представить себе не могла.
Однако я ошибалась. Явно недооценила изобретательность и опыт музейных работников. В Санкт-Петербурге прошла выставка «Джаз в Квадрате» — совместный проект Музея театрального и музыкального искусства и студентов факультета эстрады СПбГУКИ. Музей выделил большой зал на первом этаже дома Ф.И.Шаляпина и составил довольно-таки обширную систему мероприятий. И это оказалось интересно и поучительно.
Во-первых, регулярно проходили мастер-классы. Геннадий Гольштейн рассказывал о саксофоне, Пётр Корнев и Марина Рыбакова — о фортепиано, Гасан Багиров — о гитаре, Макс Ершов — о басовых инструментах. После каждого мастер-класса выступали приглашённые коллективы студентов и педагогов Университета (квартет саксофониста Кирилла Бубякина, трио трубача Ивана Васильева, ансамбли гитариста Марка Лобанова, пианиста Никиты Арефьева и других). Во-вторых, были показаны специально подготовленные спектакли. В начале марта на маленькой сцене в углу выставочного зала прошла постановка «Музыкальной азбуки» (работа профессора Елеоноры Рыбаковой для дошкольников и младших школьников), которую сопровождали ансамбли Susie-Q, квинтет Бениамина Саруханяна и «Музыкальная шкатулка» Лидии Кружевадской. Любопытным оказался и проект «Танцуем под джаз», соединенный с мастер-классом Марии Пашинской. Перед закрытием выставки состоялась ярмарка джазовой литературы, на которой знаменитый теоретик джаза Ефим Барбан представил новую книгу «Квадрат. Из истории российского джаза».
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о выставке «Джаз в Квадрате»
Таким образом, музей становился постоянно действующим концертным залом, а экспозиции менялись два раза в месяц. Например, первые две недели знакомили посетителей с творчеством петербургских джазовых пианистов Петра Корнева, Давида Голощёкина, Юрия Вихарева, Владислава Панкевича, Владимира Лыткина. Затем наступила очередь саксофонистов (Геннадий Гольштейн, Анатолий Вапиров, Михаил Чернов, Роман Кунсман, Михаил Костюшкин) и барабанщиков (Григорий Локшин, Валерий Мысовский, Станислав Стрельцов и др). На стендах были подробно изложены биография «героев дня», фрагменты их концертов были представлены видеозаписями, а для прослушивания редких кассет были подготовлены наушники.
Несомненно, дизайнеру Екатерине Сотниковой удалось слить воедино музыку, живопись и скульптуру. На самом заметном месте, напротив сцены, висела большая карта Ленинграда-Петербурга с указанием «джазовых точек» города, а рядом стены зала заполняли хаотично развешанные музыкальные инструменты вперемежку с абстрактными полотнами питерских художников. В маленькой нише уютно пристроились скульптурные миниатюры Ивана Тарасюка, Но самой большой художественной находкой стала длинная и богато иллюстрированная документами и фотографиями хронология городских событий с 1958 по 2015 год. Кроме того, организатор выставки Павел Путин подготовил специальное полотно для сбора подписей джазовых VIP-персон и поставил у выхода из зала пишущую машинку для отзывов, лукаво предполагая, что современные посетители пишут от руки сегодня значительно реже, чем печатают на компьютере.
Выставка функционировала на протяжении двух месяцев. Как показала статистика, посещаемость была невысока, если не считать тех дней, когда проводились мероприятия. Но по этому поводу не следует огорчаться. Во-первых, дом Шаляпина находится не в самом центре города. Во-вторых, не было специальных указателей, которые могли бы направить людской поток на 20 метров в сторону от такой оживлённой магистрали, как Каменноостровский проспект. Реклама была только в интернете на сайте Музея музыкального и театрального искусства (и в его же флаерах) и на сайте журнала «Джаз.Ру». И, конечно, были афиши. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы в определённые дни в выставочном зале было не протолкнуться. И я поняла, что сомневалась напрасно. Современный джаз — искусство контактное, крайне коммуникабельное. У него уже достаточно богатая и вполне сложившаяся история, которая является частью общей российской культуры. Так что музей и джаз вполне совместимы! Жаль, что я не напечатала это на одиноко стоящей пишущей машинке. Зато пишу об этом сейчас.
Большое спасибо за организацию выставки. Особо отмечу смотрителей…с ними было интересно разговаривать обо все..о жизни.
Был на выставке два раза, в первые дни и в последний…
Обидно, что в день презентации книги Ефима Барбана было мало посетителей, а диалог состоялся интересный..сам задавал много вопросов..немного дискутировал….
Я коренной петербуржец, джаз люблю с детства, большая коллекция дисков и литературы.