Саксофонистка Лотте Анкер: «Мощная необузданная энергия»

0

interviewРанее в «Полном Джазе 2.0»: «Саксофонистка Лотте Анкер с трио ведущих импровизаторов датской сцены выступит в Москве»

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Пётр Ганнушкин
GD

Как мы уже сообщали, 24 апреля в Культурном центре «ДОМ» при поддержке Посольства Королевства Дания в России  играет Mokuto — ансамбль новой импровизационной музыки из Копенгагена, в который входят самая известная датская саксофонистка Лотте Анкер (Lotte Anker), а также Петер Фрийс Нильсен (Peter Friis Nielsen, бас-гитара) и Петер Уле Йоргенсен (Peter Ole Jørgensen, ударные, перкуссия).

Перед выступлением в Москве обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново побеседовал с Лотте.

Почему вы выбрали именно этих музыкантов в качестве ритм-секции? Что вы можете сказать об ансамбле, с которым приезжаете в Москву?

— Идея этого концерта возникла не так давно. Я согласилась с предложением организатора, что лучше всего будет выступить с музыкантами из Дании. С Петером Фрийсом Нильсеном и Петером Уле Йоргенсеном я знакома и работала много лет, особенно с Петером Нильсеном, басистом. Последнее время мы не так уж часто играли вместе. Но я подумала, что для такого случая было бы неплохо выступить с ними. Петер Фрийс Нильсен — очень необычный басист, он играет на бас-гитаре, но, я бы сказала, очень по-своему. Петер Уле Йоргенсен — один из самых интересных барабанщиков своего поколения.

Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin)
Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin, DowntownMusic.Net)

Когда вы собираете различные ансамбли, стоят ли за этим какие-то музыкальные идеи — например, один проект посвящён чему-то, в другом вы хотите разработать что-то?

— Многое зависит от музыкантов. Несколько лет назад у меня был проект для фестиваля современной музыки в Хаддерсфилде, и мне показалось правильным привлечь классических музыкантов, которые могли бы импровизировать, а также музыкантов, которые не так уж сильно связаны с джазом. Что касается Петера Фрийса и Петера Уле, они оба работали с Петером Брётцманном, так что это уже не минимализм, скорее это — мощная необузданная энергия!

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Лотте Анкер, МУЗЫКА 

Часто ли у вас бывают проекты вроде работы с классическими музыкантами, которую вы упомянули, выходящие за пределы джаза, условно говоря?

— Когда у меня есть время, я работаю как композитор, в русле новой академической музыки. Так что иногда я сотрудничаю и с классическими музыкантами, но прежде всего с теми, кто открыт для нового и может импровизировать.

Работаете ли вы в сфере театра, балета?

— Я участвовала во многих проектах в области танца, иногда и на сцене как музыкант. Здесь, в Копенгагене, я сочиняла музыку и для некоторых театральных постановок.

Как живёт импровизационная сцена в Дании? Легко ли зарабатывать такой музыкой? Можете ли вы сравнить происходящее в Дании с ситуацией в других странах Северной Европы?

— Если бы я играла только в Дании, я бы не смогла на это прожить. Это очень маленькая страна, как вы, наверное, знаете. Здесь много отличных музыкантов, но хотя положение экспериментальной музыки улучшилось по сравнению с тем, что было десять лет назад, работы здесь недостаточно. Поэтому я много играю за пределами Дании, наверное, больше, чем внутри страны. А в Дании я редко играю за пределами Копенгагена. (Смеётся) За пределами больших городов мало что происходит. В Копенгагене хорошая консерватория, где преподают и джаз, и поп-музыку, но большая часть моих коллег, в том числе те, которые играют мэйнстрим, зарабатывает преподаванием или какой-нибудь ещё деятельностью — любой, например, связанной с компьютерами. Очень мало моих знакомых музыкантов зарабатывает одними концертами. Но есть и хорошая молодая сцена, есть студенты консерватории, которые приходят в экспериментальную музыку. Аудитория у экспериментальной музыки небольшая, поскольку сама страна маленькая. Единственное время в году, когда публики много, это в июле, когда в Копенгагене проходит знаменитый джазовый фестиваль, он привлекает большое число людей, в том числе и на экспериментальные проекты.

В Норвегии много всего происходит, в том числе потому, что страна сама тратит много денег на культуру и искусство. Моя страна не такая богатая, как Норвегия, хотя у нас много программ поддержки искусства, но с норвежскими отчислениями не сравнить. Кроме того, в Норвегии и Швеции более богатая традиция экспериментальной музыки. Когда я начинала играть в 1980-х, Дания была более консервативной, чем Швеция и Норвегия. Но за последние десять-пятнадцать ситуация сильно изменилась.

Кто из многих музыкантов, с которыми вам приходилось работать, более всего повлиял на вас?

— Их много. Для меня большое значение имела работа с Мэрилин Криспелл, но когда я начала работать с ней, я стала больше играть в США и там повстречала много других музыкантов. Сейчас мы не так часто играем вместе, хотя по-прежнему дружим. Одно из моих любимых трио — это трио с Крэйгом Тэйборном и Джералдом Кливером, у нас установился хороший контакт, мы чувствуем друг друга. Я бы упомянула также Фреда Фрита — может быть, потому, что хотя я играла со многими замечательными пианистами, мне также интересно играть со струнниками, а также потому, что Фред не так сильно связан с джазом, а больше с экспериментальным роком и другой музыкой.

Как попасть на концерт Лотте Анкер в Москве 24 апреля?

МУЗЫКА: слушать новые записи Лотте Анкер на её персональном канале в SoundCloud

Лотте Анкер в интернете

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя